Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Фоминой О.П., Чижова И.В.
при участии представителей
от ответчиков: Нижегородской области в лице Правительства Нижегородской области -
Горячкиной Т.А., доверенность от 11.01.2011 N 9,
Министерства финансов Нижегородской области - Пшенисновой Н.А.,
доверенность от 11.01.2011 N 6,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Министерства финансов Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.11.2010,
принятое судьей Ланда Р.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011,
принятое судьями Назаровой Н.А., Тарасовой Т.И., Казаковой Н.А.,
по делу N А43-11055/2010
по иску муниципального образования город Нижний Новгород
к Нижегородской области в лице Правительства Нижегородской области и
к Министерству финансов Нижегородской области
о взыскании убытков
и
муниципальное образование город Нижний Новгород (далее - МО город Н.Новгород, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Нижегородской области в лице Правительства Нижегородской области и к Министерству финансов Нижегородской области (далее - Минфин Нижегородской области, ответчик) о взыскании 13 556 753 рублей 62 копеек убытков.
Решением суда первой инстанции от 01.11.2010 заявленное требование удовлетворено: с Нижегородской области в лице Минфина Нижегородской области взыскана заявленная сумма убытков.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.11.2010 оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и отказать истцу в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащие применению статью 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 31, 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а также неправильно применили статью 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 184.1, 264.6 БК РФ, Закон Нижегородской области от 14.11.2008 N 153-З "Об областном бюджете на 2009 год" и Закон Нижегородской области от 04.08.2010 N 119-З "Об исполнении областного бюджета". По мнению Ответчика, он в полном объеме выполнил свои обязательства по перечислению бюджету МО город Н. Новгород субсидии, предусмотренной Законом Нижегородской области от 14.11.2008 N 15-З "Об областном бюджете на 2008 год" на цели уплаты налога на имущество муниципальных учреждений. Минфин Нижегородской области полагает, что не вправе самостоятельно изменять плановые назначения межбюджетных трансфертов, предусмотренные бюджетом области. Кроме того, ввиду значительного сокращения доходной части бюджета в 2009 году возможность увеличения размера субсидии отсутствовала; данный факт, согласно позиции ответчика, не требует доказывания, поскольку отражен в нормативных актах области.
Подробно доводы Минфина Нижегородской области изложены в кассационной жалобе от 01.02.2011 и поддержаны представителем в судебном заседании.
Нижегородская область в лице Правительства Нижегородской области отзыв на кассационную жалобу не представила; представитель устно в судебном заседании согласился с доводами, изложенными в ней.
МО город Н.Новгород не согласилось с кассационной жалобой, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; его позиция подробно изложена в отзыве от 19.04.2011 N 15-133. Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, в соответствии с законом Нижегородской области от 11.06.2004 N 58-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О налоге на имущество организаций" бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств местных бюджетов, были освобождены от уплаты налога на имущество организаций.
Законом Нижегородской области от 01.02.2007 N 5-З указанная льгота с 01.01.2008 отменена.
В связи с тем, что в 2008, 2009 годах возникли дополнительные расходы на уплату налога на имущество организаций, в областном бюджете для местных бюджетов области, в том числе для МО город Н.Новгород, была предусмотрена соответствующая субсидия.
При этом в пункте 6 Положения о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций бюджетными организациями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов (приложение N 23), утвержденного Законом Нижегородской области от 14.11.2008 N 153-З "Об областном бюджете на 2009 год" (далее - Положение), предусмотрено, что общий объем субсидий определяется исходя из прогнозируемого объема налога на имущество организаций за четвертый квартал предшествующего текущему финансового года и трех авансовых платежей по налогу на имущество организаций, подлежащих уплате в текущем финансовом году бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов Нижегородской области.
В пункте 7 Положения установлено, что размер субсидии составляет 80 процентов от прогнозируемой суммы налога на имущество организаций, подлежащей уплате бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов Нижегородской области на 2009 год.
Согласно Закону Нижегородской области от 14.11.2008 N 153-З "Об областном бюджете на 2009 год" для МО город Н.Новгород субсидия определена в сумме 121 582 000 рублей.
За 2008 - 2009 годы среднегодовая стоимость имущества муниципальных учреждений значительно увеличилась, соответственно, потребность истца в ассигнованиях по субсидии для уплаты налога на имущество, возросла.
Департамент финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода неоднократно обращался в Минфин Нижегородской области с просьбой увеличения ассигнований по названной субсидии.
В письме от 06.10.2009 N 306-41-6529 ответчик сообщил о невозможности увеличения суммы субсидий на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций муниципальными учреждениями города.
Из-за недополучения части бюджетных средств муниципальные учреждения города произвели оплату налога на имущество организаций за счет средств бюджета города, в результате чего у МО город Н.Новгород образовались убытки (возник реальный ущерб).
Возникновение убытков послужило основанием для обращения МО город Н.Новгород с исковым заявлением в суд.
Руководствуясь статьями 15, 16, 128 ГК РФ, статьями 6, 31.1, 85, 139 БК РФ, статьей 49 Федерального закона от 03.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Законом Нижегородской области от 14.11.2008 N 153-З "Об областном бюджете на 2009 год", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводам о наличии у истца убытков, подлежащих возмещению, и об обоснованности требования возмещения убытков с Минфина Нижегородской области, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами права и согласился с позицией суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
При этом применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности нескольких условий (оснований для возмещения убытков): наличие понесенных убытков и их размер; противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и убытками. Для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходимо доказать наличие указанных фактов в совокупности.
В силу части 1 статьи 49, пункта 9 части 1 статьи 44 Федерального закона от 03.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением должны осуществляться в соответствии с БК РФ.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов (статья 31 БК РФ).
В статье 139 БК РФ закреплено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 50 Устава Нижегородской области законы области обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
В Законе Нижегородской области от 14.11.2008 N 153-З содержится порядок формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов. При этом данный порядок устанавливает не право, а обязанность Минфина Нижегородской области корректировать расчетные суммы платежей с учетом фактически начисленной суммы налога на имущество организаций.
Согласно пункту 11 Положения Минфин Нижегородской области корректирует расчетные суммы авансовых платежей за первый, второй и третий кварталы текущего финансового года с учетом фактически начисленной суммы налога на имущество организаций за предшествующий отчетный период и расчетной суммы авансового платежа на соответствующий период.
Минфин Нижегородской области в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по составлению проекта областного бюджета, по разработке прогноза консолидированного бюджета области, по определению размеров дотаций и субвенций из областного бюджета в местные бюджеты, обеспечивает в установленном порядке исполнение областного бюджета, областных целевых фондов, консолидированных в бюджете, вносит в соответствии с действующим законодательством предложения о внесении изменений и дополнений в Закон об областном бюджете (пункты 3.4, 3.5 Положения о Министерстве финансов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005 N 206).
В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
Суды установили, что в областном бюджете на 2009 год в составе межбюджетных трансфертов объем областного фонда финансирования расходов на 2009 год законодательством Нижегородской области утвержден в сумме 11 558 920 000 рублей, из которых 121 582 000 рублей передается на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов.
Вместе с тем размер субсидии на уплату муниципальными учреждениями налога на имущество организаций в 2009 году был рассчитан по данным первого квартала 2008 года с учетом суммы фактической уплаты и предоставлен МО город Н.Новгород без корректировки, поэтому оказался меньше потребности города на 13 556 753 рубля 62 копейки.
МО город Н.Новгород произвел уплату налога на имущество организаций за счет средств бюджета города, в связи с чем у истца возникли убытки (реальный ущерб).
Полно, объективно и всесторонне оценив материалы дела, учитывая, что Минфин Нижегородской области наделен полномочиями по инициированию изменений в законодательство Нижегородской области, в том числе связанных с корректировкой сумм субсидий, однако игнорировал данную обязанность, что привело к возникновению спорной суммы убытков, суды пришли к правомерному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований и взыскании 13 556 753 рублей 62 копеек с Нижегородской области в лице Минфина Нижегородской области.
Суд округа отклоняет доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.11.2010 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 по делу N А43-11055/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 03.05.2011 ПО ДЕЛУ N А43-11055/2010
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2011 г. по делу N А43-11055/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Фоминой О.П., Чижова И.В.
при участии представителей
от ответчиков: Нижегородской области в лице Правительства Нижегородской области -
Горячкиной Т.А., доверенность от 11.01.2011 N 9,
Министерства финансов Нижегородской области - Пшенисновой Н.А.,
доверенность от 11.01.2011 N 6,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Министерства финансов Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.11.2010,
принятое судьей Ланда Р.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011,
принятое судьями Назаровой Н.А., Тарасовой Т.И., Казаковой Н.А.,
по делу N А43-11055/2010
по иску муниципального образования город Нижний Новгород
к Нижегородской области в лице Правительства Нижегородской области и
к Министерству финансов Нижегородской области
о взыскании убытков
и
установил:
муниципальное образование город Нижний Новгород (далее - МО город Н.Новгород, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Нижегородской области в лице Правительства Нижегородской области и к Министерству финансов Нижегородской области (далее - Минфин Нижегородской области, ответчик) о взыскании 13 556 753 рублей 62 копеек убытков.
Решением суда первой инстанции от 01.11.2010 заявленное требование удовлетворено: с Нижегородской области в лице Минфина Нижегородской области взыскана заявленная сумма убытков.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.11.2010 оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и отказать истцу в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащие применению статью 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 31, 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а также неправильно применили статью 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 184.1, 264.6 БК РФ, Закон Нижегородской области от 14.11.2008 N 153-З "Об областном бюджете на 2009 год" и Закон Нижегородской области от 04.08.2010 N 119-З "Об исполнении областного бюджета". По мнению Ответчика, он в полном объеме выполнил свои обязательства по перечислению бюджету МО город Н. Новгород субсидии, предусмотренной Законом Нижегородской области от 14.11.2008 N 15-З "Об областном бюджете на 2008 год" на цели уплаты налога на имущество муниципальных учреждений. Минфин Нижегородской области полагает, что не вправе самостоятельно изменять плановые назначения межбюджетных трансфертов, предусмотренные бюджетом области. Кроме того, ввиду значительного сокращения доходной части бюджета в 2009 году возможность увеличения размера субсидии отсутствовала; данный факт, согласно позиции ответчика, не требует доказывания, поскольку отражен в нормативных актах области.
Подробно доводы Минфина Нижегородской области изложены в кассационной жалобе от 01.02.2011 и поддержаны представителем в судебном заседании.
Нижегородская область в лице Правительства Нижегородской области отзыв на кассационную жалобу не представила; представитель устно в судебном заседании согласился с доводами, изложенными в ней.
МО город Н.Новгород не согласилось с кассационной жалобой, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; его позиция подробно изложена в отзыве от 19.04.2011 N 15-133. Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, в соответствии с законом Нижегородской области от 11.06.2004 N 58-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О налоге на имущество организаций" бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств местных бюджетов, были освобождены от уплаты налога на имущество организаций.
Законом Нижегородской области от 01.02.2007 N 5-З указанная льгота с 01.01.2008 отменена.
В связи с тем, что в 2008, 2009 годах возникли дополнительные расходы на уплату налога на имущество организаций, в областном бюджете для местных бюджетов области, в том числе для МО город Н.Новгород, была предусмотрена соответствующая субсидия.
При этом в пункте 6 Положения о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций бюджетными организациями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов (приложение N 23), утвержденного Законом Нижегородской области от 14.11.2008 N 153-З "Об областном бюджете на 2009 год" (далее - Положение), предусмотрено, что общий объем субсидий определяется исходя из прогнозируемого объема налога на имущество организаций за четвертый квартал предшествующего текущему финансового года и трех авансовых платежей по налогу на имущество организаций, подлежащих уплате в текущем финансовом году бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов Нижегородской области.
В пункте 7 Положения установлено, что размер субсидии составляет 80 процентов от прогнозируемой суммы налога на имущество организаций, подлежащей уплате бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов Нижегородской области на 2009 год.
Согласно Закону Нижегородской области от 14.11.2008 N 153-З "Об областном бюджете на 2009 год" для МО город Н.Новгород субсидия определена в сумме 121 582 000 рублей.
За 2008 - 2009 годы среднегодовая стоимость имущества муниципальных учреждений значительно увеличилась, соответственно, потребность истца в ассигнованиях по субсидии для уплаты налога на имущество, возросла.
Департамент финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода неоднократно обращался в Минфин Нижегородской области с просьбой увеличения ассигнований по названной субсидии.
В письме от 06.10.2009 N 306-41-6529 ответчик сообщил о невозможности увеличения суммы субсидий на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций муниципальными учреждениями города.
Из-за недополучения части бюджетных средств муниципальные учреждения города произвели оплату налога на имущество организаций за счет средств бюджета города, в результате чего у МО город Н.Новгород образовались убытки (возник реальный ущерб).
Возникновение убытков послужило основанием для обращения МО город Н.Новгород с исковым заявлением в суд.
Руководствуясь статьями 15, 16, 128 ГК РФ, статьями 6, 31.1, 85, 139 БК РФ, статьей 49 Федерального закона от 03.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Законом Нижегородской области от 14.11.2008 N 153-З "Об областном бюджете на 2009 год", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводам о наличии у истца убытков, подлежащих возмещению, и об обоснованности требования возмещения убытков с Минфина Нижегородской области, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами права и согласился с позицией суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
При этом применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности нескольких условий (оснований для возмещения убытков): наличие понесенных убытков и их размер; противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и убытками. Для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходимо доказать наличие указанных фактов в совокупности.
В силу части 1 статьи 49, пункта 9 части 1 статьи 44 Федерального закона от 03.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением должны осуществляться в соответствии с БК РФ.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов (статья 31 БК РФ).
В статье 139 БК РФ закреплено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 50 Устава Нижегородской области законы области обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
В Законе Нижегородской области от 14.11.2008 N 153-З содержится порядок формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов. При этом данный порядок устанавливает не право, а обязанность Минфина Нижегородской области корректировать расчетные суммы платежей с учетом фактически начисленной суммы налога на имущество организаций.
Согласно пункту 11 Положения Минфин Нижегородской области корректирует расчетные суммы авансовых платежей за первый, второй и третий кварталы текущего финансового года с учетом фактически начисленной суммы налога на имущество организаций за предшествующий отчетный период и расчетной суммы авансового платежа на соответствующий период.
Минфин Нижегородской области в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по составлению проекта областного бюджета, по разработке прогноза консолидированного бюджета области, по определению размеров дотаций и субвенций из областного бюджета в местные бюджеты, обеспечивает в установленном порядке исполнение областного бюджета, областных целевых фондов, консолидированных в бюджете, вносит в соответствии с действующим законодательством предложения о внесении изменений и дополнений в Закон об областном бюджете (пункты 3.4, 3.5 Положения о Министерстве финансов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005 N 206).
В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
Суды установили, что в областном бюджете на 2009 год в составе межбюджетных трансфертов объем областного фонда финансирования расходов на 2009 год законодательством Нижегородской области утвержден в сумме 11 558 920 000 рублей, из которых 121 582 000 рублей передается на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов.
Вместе с тем размер субсидии на уплату муниципальными учреждениями налога на имущество организаций в 2009 году был рассчитан по данным первого квартала 2008 года с учетом суммы фактической уплаты и предоставлен МО город Н.Новгород без корректировки, поэтому оказался меньше потребности города на 13 556 753 рубля 62 копейки.
МО город Н.Новгород произвел уплату налога на имущество организаций за счет средств бюджета города, в связи с чем у истца возникли убытки (реальный ущерб).
Полно, объективно и всесторонне оценив материалы дела, учитывая, что Минфин Нижегородской области наделен полномочиями по инициированию изменений в законодательство Нижегородской области, в том числе связанных с корректировкой сумм субсидий, однако игнорировал данную обязанность, что привело к возникновению спорной суммы убытков, суды пришли к правомерному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований и взыскании 13 556 753 рублей 62 копеек с Нижегородской области в лице Минфина Нижегородской области.
Суд округа отклоняет доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.11.2010 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 по делу N А43-11055/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия
Председательствующий
Д.В.ТЮТИН
Судьи
О.П.ФОМИНА
И.В.ЧИЖОВ
Д.В.ТЮТИН
Судьи
О.П.ФОМИНА
И.В.ЧИЖОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)