Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2008 ПО ДЕЛУ N А36-492/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2008 г. по делу N А36-492/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 09.06.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.06.2008.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью В. на решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.04.2008 года по делу N А36-492/2008,
установил:

общество с ограниченной ответственностью В. (далее - ООО В., Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по С-му району г. Липецка (далее - ИФНС России по С-му району г. Липецка, Инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в снятии с налогового учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов ООО В.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 17.04.2008 года по делу N А36-492/2008 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано.
ООО В. не согласилось с данным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и принятии по делу нового судебного акта.
В судебное заседание не явилась ИФНС России по С-му району г. Липецка, которая извещена о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке.
В материалах дела имеется ходатайство Инспекции о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей.
На основании ст. ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие Инспекции.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ООО В., явившегося в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО В. осуществляет деятельность в области игорного бизнеса в соответствии с уставом и согласно лицензии N, выданной 24.05.2004 г. Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, имеет право на осуществление организации и содержание тотализаторов и игорных заведений, имеет право на осуществление организации и содержания тотализаторов и игорных заведений.
ООО В. в лице обособленных подразделений было поставлено на налоговый учет в ИФНС России по С-му району г. Липецка по адресам: г. Липецк, ул. Г., д. N и г. Липецк, ул. К., д. N.
Обществом 01.03.2007 г., 04.04.2006 г., 02.05.2006 г., 11.12.2006 г., 15.12.2006 г. в Инспекцию были поданы заявления о постановке на налоговый учет объектов обложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов в количестве 74 штук по адресу: г. Липецк, ул. К., д. N.
ООО В. обратилось в Инспекцию с заявлениями от 27.10.2006 г., 27.04.2006 г., 22.02.2007 г. о выбытии 21 игрового автомата, в связи с чем, по данному адресу остались зарегистрированными 53 игровых автомата.
Заявлениями от 01.02.2006 г., 02.05.2006 г., 01.06.2006 г., 11.12.2006 г., 15.12.2006 г., 25.06.2007 г., 20.08.2007 г. Обществом были зарегистрированы в Инспекции игровые автоматы в количестве 82 шт. по адресу: г. Липецк, ул. Г., д. N.
ООО В. обратилось в Инспекцию с заявлениями от 12.04.2006 г., 29.05.2006 г., 27.12.2006 г., 25.06.2007 г., 29.08.2007 г. о снятии с налогового учета по указанному выше адресу 32 игровых автоматов, в связи с чем, по данному адресу остались зарегистрированными 50 игровых автомата.
ИФНС России по г. Ельцу Липецкой области 24.01.2008 г. было направлено в адрес ООО В. требование N 13-19/0828, согласно которому, все игровые автоматы обособленного подразделения ООО В., расположенные по адресам: г. Липецк, ул. К., д. N и ул. Г., д. N сняты с налогового учета, в связи с тем, что согласно Закону Липецкой области от 27.06.2007 г. N 72-ОЗ "О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Липецкой области" с 1 января 2008 года на территории Липецкой области запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов.
Полагая, что указанные действия Инспекции являются незаконными, ООО В. обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
В силу ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 365 НК РФ определено, что в целях гл. 29 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес являются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
На основании п. 1 ст. 366 НК РФ объектами налогообложения налогом на игорный бизнес являются: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и касса букмекерской конторы.
В соответствии со ст. 364 НК РФ под игровым автоматом понимается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
В силу п. 2 ст. 366 НК РФ в целях главы 29 НК РФ каждый объект налогообложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится на основании заявления налогоплательщика.
Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговом органе любое изменение количества объектов налогообложения.
Пунктом 4 ст. 366 НК РФ установлено, что объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения, выбывшим - с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.
Таким образом, основанием для прекращения исчисления налога на игорный бизнес является подача налогоплательщиком заявления об уменьшении количества объектов налогообложения.
При этом, из содержания указанных норм не следует, что налоговым органам предоставлено право принятия решения об уменьшении по собственной инициативе количества объектов налогообложения без заявления налогоплательщика.
Поскольку налоговые органы в силу п. 3 ст. 30 НК РФ действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, то они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
Как следует из материалов дела, Общество с заявлением об изменении количества объектов налогообложения не обращалось, следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что у Инспекции не было правовых оснований для снятия с регистрации игровых автоматов, расположенных по месту обособленного подразделения в г. Ельце Липецкой области по адресу: ул. С., д. N является обоснованным.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) могут быть признаны незаконными (недействительными) только при наличии одновременно двух условий, а именно: не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2007 года, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 Закона N 244-ФЗ, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
При этом в соответствии с п. 9 ст. 16 вышеуказанного Закона деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного данным Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям данного Федерального закона.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
В силу п. 7 ст. 16 Закона 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 01.07.2007 г. решение о запрете начиная с 1 июля 2007 г. на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Таким образом, деятельность игорных заведений на территории соответствующего субъекта РФ должна быть прекращена даже при условии соответствия игорного заведения требованиям , установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 Закона N 244-ФЗ, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, при наличии решения органа государственной власти субъекта РФ о запрете на территории субъекта РФ деятельности по организации и проведению азартных игр.
Законом Липецкой области от 27.06.2007 г. N 72-ОЗ "О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Липецкой области и признании утратившим силу Закона Липецкой области "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Липецкой области" установлено, что с 1 января 2008 года на территории Липецкой области запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов.
Таким образом, действия Инспекции, выразившиеся в снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов на территории Липецкой области с 01.01.2008 г. запрещено законом.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что удовлетворение заявленного требования не повлечет восстановление каких-либо законных прав и интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр, ввиду незаконности занятия такой деятельностью.
Судом апелляционной инстанции, также учтено следующее.
Статьей 365 НК РФ определено, что в целях гл. 29 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес являются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., вступившим в силу с 01.01.2007 г., установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в частности, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 5 Закона).
Под игорным заведением в целях названного Закона понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) (ч. 11 ст. 4 Закона).
В то же время, ч. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 установлено, что игорные заведения, имеющие лицензии, и соответствующие требованиям, указанным в ч. 6 ст. 6; ч. 1 и 3 - 5 ст. 8; ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 г. без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Анализ указанных законодательных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что признание лица налогоплательщиком налога на игорный бизнес обусловлено правом осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что отношения, возникающие при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и изменения их количества, являются налоговыми и регулируются исключительно нормами налогового законодательства, к которому в силу ст. 1 НК РФ не относится ни Закон N 244-ФЗ, ни Закон Липецкой области от 27.06.2007 г. N 72-ОЗ, поскольку не регулируют порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, так как данный порядок относится к сфере налоговых правоотношений и регулируется положениями ст. 366 НК РФ, не может быть принят судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Инспекцией в материалы дела были представлены уведомления N 13-19/381 от 16.01.2008 г., N 81 от 23.01.2008 г., согласно которым, Инспекция сообщала Обществу о том, что деятельность по организации азартных игр в залах игровых автоматов запрещена. Указанными уведомлениями, Обществу также предлагалось вернуть свидетельство о государственной регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес. Инспекцией в суд были представлены акты обследования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса от 11, 23 и 24 января 2008 г., а также акты проверки Инспекцией структурных подразделений соответствия деятельности Общества требованиям Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ и Закона Липецкой области от 27.06.2007 г. N 72-ОЗ, согласно которым, деятельность ООО В. по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов в структурных подразделениях по адресам: г. Липецк, ул. К., д. N и ул. Г., д. N продолжается, несмотря на прямой запрет законодательства.
Обществом не представлены суду доказательства нарушения Инспекцией прав и законных интересов ООО В.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ все обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности выводов суда первой инстанции относительно того, что действия Инспекции, выразившиеся в снятии с налогового учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов ООО В., не могут нарушать права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов на территории Липецкой области запрещено законом.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенной значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.04.2008 года по делу N А36-492/2008 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью В. без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.04.2008 года по делу N А36-492/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью В. без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)