Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.12.2006 ПО ДЕЛУ N А72-5019/06-16

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 14 декабря 2006 года Дело N А72-5019/06-16


Закрытое акционерное общество "СП "Нафта-Ульяновск" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области N 403ДСП от 13.06.2006 в части доначисления платы за пользование водными объектами за 2001 г. на сумму 276,31 руб., налога на добычу полезных ископаемых за 2003 г. на сумму 230284 руб., налога на прибыль организаций за 2003 г. в сумме 9509,43 руб.; взыскания штрафов по налогу на прибыль за 2003 г. в размере 1901,89 руб., по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2003 г. - 46056,80 руб., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в размере 862,20 руб.; налога на добычу полезных ископаемых - 124034,47 руб., платы за пользование водными объектами - 307,11 руб. и признании недействительным решения N 3767 от 13.06.2006 о взыскании налоговых санкций.
Решением суда первой инстанции от 03.08.2006 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговый орган, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области проведена выездная налоговая проверка Закрытого акционерного общества "СП "Нафта-Ульяновск" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2003.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт N 265дсп от 03.06.2006 и вынесено решение N 403ДСП от 13.06.2006 о привлечении Закрытого акционерного общества "СП "Нафта-Ульяновск" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 47958,69 руб. (в том числе по налогу на прибыль за 2003 г. - 1901,89 руб., по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2003 г. - 46056,80 руб.). Доначислены, в том числе, плата за пользование водными объектами за 2001 г. в сумме 276,31 руб., налог на добычу полезных ископаемых за 2003 г. в сумме 230284 руб., налог на прибыль организаций за 2003 г. в сумме 9509,43 руб.; пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в размере 862,20 руб., налога на добычу полезных ископаемых - 124034,47 руб., платы за пользование водными объектами - 307,11 руб.
Основанием доначисления указанных налогов послужило, по мнению налогового органа:
- - неправомерное применение налогоплательщиком в январе 2003 г. ставки 0% по налогу на добычу полезных ископаемых, поскольку нормативы технологических потерь нефти, газового конденсата при добыче, сборе, подготовке и межпромысловой транспортировке на 2003 г. для предприятия были утверждены 13.02.2003;
- - необоснованное включение в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, оплаты услуг по охране ОВО при УВД Железнодорожного района г. Ульяновска, поскольку данные средства являются целевым финансированием;
- - занижение платы за пользование водными объектами за 2001 г., поскольку Предприятие при наличии лицензии на добычу пресных подземных вод из скважины, расположенной в с. Мордово Озеро Мелекесского района Ульяновской области, не уплачивало плату исходя из величины лимита, указанного в лицензии.
В порядке ст. 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом принято решение N 3767 от 13.06.2006 о взыскании с Закрытого акционерного общества "СП "Нафта-Ульяновск" налоговых санкций в сумме 47958,69 руб. (в том числе по налогу на прибыль организаций за 2003 г. - в сумме 1901,89 руб., налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2003 г. - 46056,80 руб.).
Налогоплательщику выставлены требования N 1803 об уплате налогов в общей сумме 301360,10 руб., пени в сумме 139204,63 руб., N 21483 от 22.06.2006 об уплате налоговой санкции в сумме 47958,69 руб.
В соответствии с п/п. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Согласно п/п. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
Нормативы технологических потерь нефти, газового конденсата и природного газа при добыче, сборе, подготовке и межпромысловой транспортировке на 2003 г. на объектах ЗАО "СП "Нафта-Ульяновск" утверждены Министерством энергетики РФ 13.02.2003.
Письмом Управления ресурсных и имущественных налогов Федеральной налоговой службы России от 10 февраля 2005 г. N 21-2-05/9@ в дополнение к письму Федеральной налоговой службы России от 18 января 2005 г. N ММ-6-21/21 о направлении письма МПР России от 12 января 2005 г. N ВС-58-42/39 "О применении налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых" разъясняется, что МПР России считает необходимым при налогообложении налогов на добычу полезных ископаемых учитывать нормативы потерь полезных ископаемых при добыче, согласованные и утвержденные в установленном порядке, исходя из периода их действия с 1 января по 31 декабря рассматриваемого года, а не с даты согласования и утверждения данных нормативов.
Закрытое акционерное общество "СП "Нафта-Ульяновск" в январе 2003 г. применило ставку 0% по налогу на добычу полезных ископаемых с соблюдением порядка, предусмотренного п/п. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации и Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными Постановлением Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 921, следовательно, доначисление суммы налога на добычу полезных ископаемых, пени произведено налоговым органом необоснованно.
В силу ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Закрытое акционерное общество "СП "Нафта-Ульяновск" заключило с отделом вневедомственной охраны при УВД Железнодорожного района г. Ульяновска договор N 190/312 от 30.11.2001 на оказание услуг по охране. Оказанные по данному договору услуги оплачены налогоплательщиком, что не отрицается налоговым органом.
В силу п/п. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации расходы на услуги по охране имущества и иные услуги охранной деятельности относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Следовательно, налогоплательщик был вправе учитывать расходы в виде средств, перечисленных ОВО при УВД Железнодорожного района г. Ульяновска за услуги по охране, для целей исчисления налога на прибыль.
Расходы, понесенные налогоплательщиком в виде оплаты услуг по договору, заключенному с ОВО при УВД Железнодорожного района г. Ульяновска, не входят в перечень форм целевого финансирования, следовательно, правомерно отнесены налогоплательщиком на себестоимость реализованной продукции.
Таким образом, доначисление суммы налога на прибыль за 2003 г., пени произведено налоговым органом необоснованно.
В силу ст. 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации Закрытое акционерное общество "СП "Нафта - Ульяновск" является плательщиком водного налога.
В соответствии с действовавшим в проверяемый период Федеральным законом от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определялась как: объем воды, забранной из водного объекта; объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды; площадь акватории используемых водных объектов; объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
Материалами дела установлено, что Закрытое акционерное общество "СП "Нафта-Ульяновск" в 2001 г. имело лицензию серии УЛН 01823 с установленным лимитом 186 м в сутки на добычу пресных подземных вод из скважины, расположенной по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Мордово Озеро.
В 2001 г. какая-либо деятельность, связанная с использованием данной скважины, заявителем не осуществлялась, иного налоговым органом не доказано. Приказом от 15.12.2001 N 188/П принято решение о консервации указанной скважины.
Учитывая, что наличие у ЗАО "СП "Нафта-Ульяновск" лицензии свидетельствует лишь о праве на добычу пресных подземных вод и что налоговым органом не представлены доказательства ведения Обществом в 2001 г. деятельности, связанной с использованием скважины, суд признал, что налоговый орган неправомерно доначислил плату за пользование водными объектами в сумме 276,31 руб. за 2001 г. и пени в сумме 307,11 руб.
С учетом отсутствия события налогового правонарушения, исключающего, в силу ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации возможность привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, суд признал недействительным решение налогового органа N 403ДСП от 13.06.2006 также в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа по налогу на прибыль в сумме 1901,89 руб., по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 46056,80 руб., а решение N 3767 от 13.06.2006 "О взыскании налоговой санкции" - недействительным полностью.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.08.2006 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5019/06-16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)