Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 14 июня 2005 года Дело N А05-26095/04-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Асмыковича А.В., Старченковой В.В., при участии от открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" Поспелова С.М. (доверенность от 05.01.05), рассмотрев 07.06.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.02.05 по делу N А05-26095/04-13 (судья Сметанин К.А.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Архангельский траловый флот" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (в настоящее время Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску, далее - Инспекция) от 22.10.04 N 01/1-24-19/6253ДСП в части предложения удержать и перечислить в бюджет 23693353 руб. налога на доходы физических лиц, перечислить удержанные, но не перечисленные 28962928 руб. названного налога, 14611576 руб. 89 коп. пеней по этому налогу, 177159899 руб. 27 коп. единого социального налога и 44095023 руб. 86 коп. пеней по этому налогу. Кроме того, Общество просило признать недействительным требование налогового органа от 22.10.04 N 01/1-24-19/2995 об уплате указанных сумм налогов и пеней (за исключением 23693353 руб. налога на доходы физических лиц).
Решением от 07.02.05 суд признал недействительными решение Инспекции от 22.10.04 N 01/1-24-19/6253ДСП в части предложения Обществу удержать и перечислить 23693353 руб. налога на доходы физических лиц, перечислить 28962928 руб. налога на доходы физических лиц, 14611576 руб. 89 коп. пеней по этому налогу, 170561558 руб. 98 коп. единого социального налога и соответствующих сумм пеней, а также требование в части уплаты названных сумм (за исключением 23693353 руб. налога на доходы физических лиц).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 07.02.05 в части удовлетворения требований, ссылаясь на неправильное применение судом положений статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, работа экипажей судов заграничного плавания флота рыбной промышленности является работой, имеющей разъездной характер, а не командировкой, в связи с чем произведенные Обществом членам экипажа судов выплаты в иностранной валюте являются составной частью заработной платы (доплатой за особые условия труда), а не компенсацией дополнительных затрат работника, и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме. Кроме того, налоговый орган считает, что он правомерно начислил 14611576 руб. 89 коп. пеней на 28962928 руб. удержанного налоговым агентом до 01.01.02, но не перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц (подоходного налога).
В отзыве Общество, считая доводы жалобы несостоятельными, просит оставить принятый по делу судебный акт без изменения.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы отзыва.
Законность решения суда от 07.02.05 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки правильности исчисления и удержания, полноты и своевременности перечисления Обществом в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.02 по 31.03.04, исчисления и уплаты единого социального налога за период с 01.01.02 по 31.12.03 Инспекция выявила ряд нарушений, в том числе неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налоговым агентом 23693353 руб. налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет, а также неполную уплату единого социального налога. По мнению налогового органа, Общество в проверяемый период допустило нарушение положений статьи 208 и пункта 3 статьи 217 НК РФ при определении облагаемых названным налогом доходов физических лиц (работников предприятия): не удержало налог с выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых членам судов заграничного плавания флота рыбной промышленности; несвоевременно перечислило в бюджет 28962928 руб. удержанного налоговым агентом до периода проверки его деятельности налога на доходы физических лиц (подоходного налога). Результаты проверки отражены в акте Инспекции от 30.08.04 N 01/1-27-08/1271ДСП.
Налоговый орган 22.10.04 принял решение N 01/1-24-19/6253ДСП об отказе в привлечении Общества к ответственности на основании статьи 123, пункта 1 статьи 122, статьи 126 НК РФ с учетом положений пункта 2 статьи 50 и пункта 2 статьи 109 НК РФ. Вместе с тем в пункте 3 решения Инспекция предложила налоговому агенту (налогоплательщику) удержать и перечислить в бюджет 23797832 руб. налога на доходы физических лиц, перечислить удержанные, но не перечисленные в бюджет 28962928 руб. названного налога, 14611576 руб. 89 коп. пеней по этому налогу, 177159899 руб. 27 коп. единого социального налога и 44095023 руб. 86 коп. пеней за нарушение срока уплаты названного налога.
Налоговый орган направил Обществу требование от 22.10.04 N 01/1-24-19/2995 об уплате названных сумм налогов и пеней.
Общество частично не согласилось с решением и требованием налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования в обжалуемой части, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
При этом в соответствии со статьей 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Как следует из статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Следовательно, работа экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности является работой, имеющей разъездной характер, а не командировкой, на что правильно указывает в жалобе Инспекция.
Однако выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности являются компенсационными, связанными с особыми условиями труда в море, и осуществляются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.94 N 819-р.
Таким образом, выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания флота рыбной промышленности, являясь компенсационными, в силу статьи 217 НК РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
Согласно статье 252 Кодекса законов о труде Российской Федерации, действовавшего до 01.02.02 (далее - КЗоТ РФ), законодательством могут устанавливаться особенности регулирования труда для работников транспорта и других отраслей народного хозяйства.
В соответствии со статьей 4 КЗоТ РФ законодательство Российской Федерации состоит из названного Кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов издает постановления и распоряжения, в том числе по вопросам трудового законодательства (статья 115 Конституции Российской Федерации).
Частью 2 статьи 423 ТК РФ установлено, что изданные до введения в действие названного Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации Постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для доначисления спорных сумм налога на доходы физических лиц за неправомерное неперечисление и неудержание им налога на доходы физических лиц с выплаченных членам экипажей судов сумм. По этим же основаниям налоговым органом неправомерно с этих сумм доначислен единый социальный налог и начислены пени.
Признавая неправомерным начисление Инспекцией 14611576 руб. 89 коп. пеней по налогу на доходы физических лиц, суд исходил из незаконности проверки налоговым органом предыдущей деятельности Общества.
Статьями 87 и 89 НК РФ установлены виды налоговых проверок, порядок и периодичность их проведения.
Согласно статье 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Правильность начисления, удержания и перечисления Обществом в бюджет подоходного налога за 2001 год Инспекция не проверяла; выездную налоговую проверку за этот период не проводила. Судом на основании материалов дела установлено, что задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 28962928 руб. образовалась до 01.01.02, то есть за пределами периода проверки. На названную сумму начислено 14611576 руб. 89 коп. пеней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из пунктов 3 - 5 названной статьи также следует, что для выяснения правомерности начисления пеней необходимо установить наличие у налогового агента не перечисленного в срок подоходного налога, сумму этого налога, дату, с которой должны начисляться пени.
Однако установление этих обстоятельств в отношении 28962928 руб. задолженности по налогу на доходы физических лиц, образовавшейся у Общества до проверяемого периода, выходит за рамки проведенной налоговым органом проверки, в связи с чем начисление пеней на названную сумму налога неправомерно.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.02.05 по делу N А05-26095/04-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий
КИРЕЙКОВА Г.Г.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
СТАРЧЕНКОВА В.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 14.06.2005 N А05-26095/04-13
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2005 года Дело N А05-26095/04-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Асмыковича А.В., Старченковой В.В., при участии от открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" Поспелова С.М. (доверенность от 05.01.05), рассмотрев 07.06.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.02.05 по делу N А05-26095/04-13 (судья Сметанин К.А.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Архангельский траловый флот" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (в настоящее время Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску, далее - Инспекция) от 22.10.04 N 01/1-24-19/6253ДСП в части предложения удержать и перечислить в бюджет 23693353 руб. налога на доходы физических лиц, перечислить удержанные, но не перечисленные 28962928 руб. названного налога, 14611576 руб. 89 коп. пеней по этому налогу, 177159899 руб. 27 коп. единого социального налога и 44095023 руб. 86 коп. пеней по этому налогу. Кроме того, Общество просило признать недействительным требование налогового органа от 22.10.04 N 01/1-24-19/2995 об уплате указанных сумм налогов и пеней (за исключением 23693353 руб. налога на доходы физических лиц).
Решением от 07.02.05 суд признал недействительными решение Инспекции от 22.10.04 N 01/1-24-19/6253ДСП в части предложения Обществу удержать и перечислить 23693353 руб. налога на доходы физических лиц, перечислить 28962928 руб. налога на доходы физических лиц, 14611576 руб. 89 коп. пеней по этому налогу, 170561558 руб. 98 коп. единого социального налога и соответствующих сумм пеней, а также требование в части уплаты названных сумм (за исключением 23693353 руб. налога на доходы физических лиц).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 07.02.05 в части удовлетворения требований, ссылаясь на неправильное применение судом положений статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, работа экипажей судов заграничного плавания флота рыбной промышленности является работой, имеющей разъездной характер, а не командировкой, в связи с чем произведенные Обществом членам экипажа судов выплаты в иностранной валюте являются составной частью заработной платы (доплатой за особые условия труда), а не компенсацией дополнительных затрат работника, и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме. Кроме того, налоговый орган считает, что он правомерно начислил 14611576 руб. 89 коп. пеней на 28962928 руб. удержанного налоговым агентом до 01.01.02, но не перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц (подоходного налога).
В отзыве Общество, считая доводы жалобы несостоятельными, просит оставить принятый по делу судебный акт без изменения.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы отзыва.
Законность решения суда от 07.02.05 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки правильности исчисления и удержания, полноты и своевременности перечисления Обществом в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.02 по 31.03.04, исчисления и уплаты единого социального налога за период с 01.01.02 по 31.12.03 Инспекция выявила ряд нарушений, в том числе неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налоговым агентом 23693353 руб. налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет, а также неполную уплату единого социального налога. По мнению налогового органа, Общество в проверяемый период допустило нарушение положений статьи 208 и пункта 3 статьи 217 НК РФ при определении облагаемых названным налогом доходов физических лиц (работников предприятия): не удержало налог с выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых членам судов заграничного плавания флота рыбной промышленности; несвоевременно перечислило в бюджет 28962928 руб. удержанного налоговым агентом до периода проверки его деятельности налога на доходы физических лиц (подоходного налога). Результаты проверки отражены в акте Инспекции от 30.08.04 N 01/1-27-08/1271ДСП.
Налоговый орган 22.10.04 принял решение N 01/1-24-19/6253ДСП об отказе в привлечении Общества к ответственности на основании статьи 123, пункта 1 статьи 122, статьи 126 НК РФ с учетом положений пункта 2 статьи 50 и пункта 2 статьи 109 НК РФ. Вместе с тем в пункте 3 решения Инспекция предложила налоговому агенту (налогоплательщику) удержать и перечислить в бюджет 23797832 руб. налога на доходы физических лиц, перечислить удержанные, но не перечисленные в бюджет 28962928 руб. названного налога, 14611576 руб. 89 коп. пеней по этому налогу, 177159899 руб. 27 коп. единого социального налога и 44095023 руб. 86 коп. пеней за нарушение срока уплаты названного налога.
Налоговый орган направил Обществу требование от 22.10.04 N 01/1-24-19/2995 об уплате названных сумм налогов и пеней.
Общество частично не согласилось с решением и требованием налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования в обжалуемой части, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
При этом в соответствии со статьей 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Как следует из статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Следовательно, работа экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности является работой, имеющей разъездной характер, а не командировкой, на что правильно указывает в жалобе Инспекция.
Однако выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности являются компенсационными, связанными с особыми условиями труда в море, и осуществляются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.94 N 819-р.
Таким образом, выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания флота рыбной промышленности, являясь компенсационными, в силу статьи 217 НК РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
Согласно статье 252 Кодекса законов о труде Российской Федерации, действовавшего до 01.02.02 (далее - КЗоТ РФ), законодательством могут устанавливаться особенности регулирования труда для работников транспорта и других отраслей народного хозяйства.
В соответствии со статьей 4 КЗоТ РФ законодательство Российской Федерации состоит из названного Кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов издает постановления и распоряжения, в том числе по вопросам трудового законодательства (статья 115 Конституции Российской Федерации).
Частью 2 статьи 423 ТК РФ установлено, что изданные до введения в действие названного Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации Постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для доначисления спорных сумм налога на доходы физических лиц за неправомерное неперечисление и неудержание им налога на доходы физических лиц с выплаченных членам экипажей судов сумм. По этим же основаниям налоговым органом неправомерно с этих сумм доначислен единый социальный налог и начислены пени.
Признавая неправомерным начисление Инспекцией 14611576 руб. 89 коп. пеней по налогу на доходы физических лиц, суд исходил из незаконности проверки налоговым органом предыдущей деятельности Общества.
Статьями 87 и 89 НК РФ установлены виды налоговых проверок, порядок и периодичность их проведения.
Согласно статье 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Правильность начисления, удержания и перечисления Обществом в бюджет подоходного налога за 2001 год Инспекция не проверяла; выездную налоговую проверку за этот период не проводила. Судом на основании материалов дела установлено, что задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 28962928 руб. образовалась до 01.01.02, то есть за пределами периода проверки. На названную сумму начислено 14611576 руб. 89 коп. пеней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из пунктов 3 - 5 названной статьи также следует, что для выяснения правомерности начисления пеней необходимо установить наличие у налогового агента не перечисленного в срок подоходного налога, сумму этого налога, дату, с которой должны начисляться пени.
Однако установление этих обстоятельств в отношении 28962928 руб. задолженности по налогу на доходы физических лиц, образовавшейся у Общества до проверяемого периода, выходит за рамки проведенной налоговым органом проверки, в связи с чем начисление пеней на названную сумму налога неправомерно.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.02.05 по делу N А05-26095/04-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий
КИРЕЙКОВА Г.Г.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
СТАРЧЕНКОВА В.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)