Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 04.10.2004, 29.09.2004 ПО ДЕЛУ N А51-752/2004 30-29

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции


4 октября 2004 г. Дело N А51-752/2004 30-29


Арбитражный суд Приморского края установил:
ООО "П." обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными акта проверки N 141А от 20.11.2003, требования N 06-06 от 25.12.2003 об уплате налоговых санкций и решения N 01-20/1633 от 25.12.2003 о привлечении к налоговой ответственности, вынесенных по результатам выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 по 01.10.2003.
Определением от 07.04.2004 по ходатайству заявителя в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне налоговой инспекции привлечены Комитет по природным ресурсам и экологии Администрации Приморского края и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю.
Решением от 12.08.2004 заявленные требования удовлетворены, суд признал решение и требование налоговой инспекции недействительными как не соответствующие пп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ. В части требования о признании недействительным акта выездной налоговой проверки N 141А от 20.11.2003 производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку данный акт не отвечает признакам ненормативного правового акта и сам по себе не влечет для налогоплательщика никаких юридических последствий.
Обжалуя решение суда, ИМНС РФ по г. Партизанску просит его отменить. Налоговая инспекция считает неправомерным применение ООО "П." при исчислении налога на добычу полезных ископаемых ставки 0 процентов, поскольку заявителем не был соблюден установленный Правительством РФ от 26.12.2001 N 899 и Временными рекомендациями от 10.09.2003 N 403-Р порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам.
Результаты экспертизы 2000 года Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета по геологии и использованию недр Приморского края, по которым добываемый заявителем уголь переведен в забалансовый, по мнению налоговой инспекции, распространялись на уплату ранее действовавших платежей за пользование недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы, и на исчисление ныне действующего налога на добычу полезных ископаемых не распространяются.
Заявитель - ООО "П." в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает, что в соответствии с ранее действующим законодательством, совместным приказом Примгеолкома от 29.12.1998 N 159 и Комитета по природным ресурсам Администрации Приморского края от 30.12.1998 N 288 заявитель был освобожден от платежей за пользование недрами и от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при добыче некондиционных углей, о чем внесены соответствующие изменения в лицензию на право пользования недрами, и представления иных документов в подтверждение права на освобождение от уплаты налога не требуется.
Третье лицо - Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю в отзыве на апелляционную жалобу решение суда считает законным и обоснованным, применение ООО "П." ставки 0 процентов за добычу некондиционных запасов угля считает правомерным как соответствующее действовавшему до вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 26.12.2001 N 899 порядку.
Третье лицо - Комитет по природным ресурсам и экологии Администрации Приморского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явилось, письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ не представил. В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании решения руководителя ИМНС РФ по г. Партизанску от 27.10.2003 N 139 налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "П." по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 по 01.10.2003.
В ходе проверки налоговой инспекцией установлено, в том числе, что предприятием неправомерно в нарушение п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, письма Министерства природных ресурсов РФ от 26.05.2003 N ПС-61-35/3369, п. 2 ст. 342 НК РФ применена ставка 0 процентов (вместо 4 процентов) при исчислении налога на добычу полезных ископаемых. В результате предприятием не уплачен налог на добычу полезных ископаемых в общей сумме 1728691 руб., в том числе: в 2002 году - 883224 руб., за 9 месяцев 2003 года - 845467 руб. В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате доначисленного налога налоговой инспекцией начислена пеня в сумме 323461 руб.
25.12.2003 ИМНС РФ г. Партизанску вынесено решение N 01-20/1633 о привлечении ООО "П." к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату сумм налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в размере 20% от суммы неполностью уплаченного налога, что составило 345738 руб., в том числе: в 2002 году - 176645 руб., в 2003 году - 169093 руб., а также доначислении предприятию неполностью уплаченного налога на добычу полезных ископаемых в сумме 1728691 руб., пени по налогу в сумме 323461 руб. Всего 2397890 руб.
По состоянию на 25.12.2003 налоговой инспекцией выставлены ООО "П." требования N 06-06 об уплате недоимки по налогу и пени.
Не согласившись с вынесенным налоговой инспекцией решением, ООО "П." обратилось в суд с настоящим заявлением о признании решения и требования налоговой инспекции недействительными.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "П." зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией г. Партизанска 30.04.1998, о чем имеет свидетельство о государственной регистрации N 1-49, а также свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 25 N 002535245. Основными видами деятельности предприятия согласно свидетельству являются: добыча угля и других полезных ископаемых, их переработка, геологическое изучение недр и других полезных ископаемых и др. деятельность.
Предприятие имеет лицензию от 19.05.2000 N ВЛВ 00937 ТЭ на право пользования недрами для добычи каменного угля на поле шахты "Северная" Партизанского к/у бассейна в пос. Углекаменск г. Партизанска Приморского края. Лицензия выдана на основании совместного приказа Комитета по геологии и использованию недр Приморского края (в настоящее время - Главное управление природных ресурсов России по Приморскому краю) от 15.04.1998 N 39 и Комитета по природным ресурсам и экологии Администрации Приморского края от 20.04.1998 N 102. Срок окончания лицензии 30.08.2013. В соответствии Федеральным законом "О недрах" заявитель являлся плательщиком платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" с 01.01.2002 вместо взимаемых ранее по Федеральному закону "О недрах" платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы для предприятий, добывающих полезные ископаемые, с 01.01.2002 введен налог на добычу полезных ископаемых, плательщиком которого является заявитель.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 342 НК РФ установлено, что налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). При этом отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в 2000 году экспертизы участка месторождения заявителя по решению Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета природных ресурсов по Приморскому краю, оформленным протоколом N 328 от 16.11.2000, подсчитанные запасы угля ООО "П." на участке "Северный" в количестве 4170 тыс. тонн (категории A + B + C1) и 1591 тыс. тонн (категории С2) переведены в группу забалансовых (некондиционных) углей и рекомендовано Комитету природных ресурсов по Приморскому краю и Комитету по природным ресурсам Администрации Приморского края освободить ООО "П." от платежей за пользование недрами в соответствии с Федеральным законом "О недрах" на срок действия лицензии.
Согласно приложению N 5 к приказу Комитета по природным ресурсам по Приморскому краю МПР России и Комитета по природным ресурсам Администрации Приморского края от 28.12.2001 N 2476/333 внесены соответствующие изменения в выданную предприятию лицензию N ВЛВ 00937 ТЭ и установлена налоговая ставка для забалансовых запасов - 0%.
Коллегией не принимается довод заявителя жалобы о том, что приказ Комитета природных ресурсов по Приморскому краю МПР России и Комитета природных ресурсов Администрации Приморского края N 2476/333 от 28.12.2001 противоречит Постановлению Правительства РФ от 26.12.2001 N 899.
Согласно п. 1 Правил отнесения запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, отнесение запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов РФ по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
При этом вышеназванные Правила не предусматривают назначение повторной экспертизы в отношении разрабатываемых участков и касаются запасов вновь осваиваемых участков.
Кроме того, принятые в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 899 Временные методические рекомендации по подготовке к рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам, которыми надлежит руководствоваться при подготовке документов на экспертизу, утверждены распоряжением МПР России N 403-р только 10.09.2003, то есть заявитель объективно не имел возможности подготовить необходимые в соответствии с новыми требованиями документы, а кроме того, имел в наличии полученные в соответствии с установленным ранее порядком надлежащие разрешения.
Действующим законодательством не предусмотрена переоценка по новым правилам признанных ранее некондиционными запасов полезных ископаемых в связи с заменой платежей на пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на налог на добычу полезных ископаемых.
Совместным приказом Комитета по природным ресурсам по Приморскому краю МПР России и Комитета по природным ресурсам Администрации Приморского края от 28.12.2001 N 2476/333 для ООО "П." налоговая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых установлена по некондиционным запасам - 0 процентов, то есть заявитель освобожден от уплаты при добыче некондиционных углей.
По результатам проведенной в 2000 году экспертизы участка месторождения заявителя по решению Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета природных ресурсов по Приморскому краю, оформленным протоколом N 328 от 16.11.2000, подсчитанные запасы некондиционных углей было решено считать забалансовыми. По состоянию на 04.01.2001 в соответствии с п. п. 19, 14 Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 17.09.1997 N 28 и Министерства природных ресурсов России от 18.07.1997 N 121-1, ООО "П." составлен акт N 2-2001 на списание запасов полезных ископаемых с учета организации по добыче полезных ископаемых.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков, коллегия апелляционной инстанции полагает применение заявителем при расчете суммы налога на добычу полезных ископаемых в 2002, 2003 годах ставки налога 0 процентов обоснованным, доначисление налоговой инспекцией за 2002 г. - 9 месяцев 2003 г. налога на добычу полезных ископаемых в общей сумме 1728691 руб., 323461 руб. пени и 345738 руб. штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ считает правомерным.
В части заявленных ООО "П." требований о признании недействительным акта выездной налоговой проверки N 141А от 20.11.2003 судом первой инстанции производство по делу правомерно прекращено на основании пп. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку данный акт не является ненормативным и не может быть предметом обжалования в арбитражном суде.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 12.08.2004 по делу N А51-752/2004 30-29 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)