Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 апреля 2004 г. Дело N А68-АП-513/11-03
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 5 по Тульской области на Решение Арбитражного суда Тульской области от 31.12.2003 по делу N А68-АП-513/11-03,
Закрытое акционерное общество "Россахизвестняк" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решений Межрайонной инспекции МНС РФ N 5 по Тульской области от 23.09.2003 N 168 и от 03.10.2003 N 195 в части взыскания суммы неуплаченного налога на добычу полезных ископаемых в размере 863650 руб., привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату сумм налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа - 114563 руб. (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 31.12.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция МНС РФ N 5 по Тульской области просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей общества и Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Тульской области (правопреемник МИМНС РФ N 5 по Тульской области), суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, МИМНС РФ N 5 по Тульской области проведена тематическая налоговая проверка филиала "Пореченский карьер" ЗАО "Россахизвестняк" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу за период с 01.01.2002 по 01.08.2003, о чем составлен акт от 04.09.2003.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу, что в нарушение п. 2 ст. 340 НК РФ в 2002 г. предприятием для определения налоговой базы при исчислении налога на добычу полезных ископаемых применялся расчетный способ стоимости полезных ископаемых, тогда как следовало исчислять налог исходя из выручки реализованного добытого полезного ископаемого - технологического известняка, щебня различных фракций, в связи с чем инспекцией доначислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 8693650 руб.
Решением налогового органа от 23.09.2003 N 186 ЗАО "Россахизвестняк" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 178227,85 руб., в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - 114563 руб., а также предприятию доначислены налоги и пени, в том числе налог на добычу полезных ископаемых - 863650 руб.
В связи с тем что при принятии Решения N 186 налоговым органом не были учтены разногласия, представленные налогоплательщиком 17.09.2003, по акту проверки, Межрайонная ИМНС РФ N 5 по Тульской области 03.10.2003 приняла Решение N 195, согласно которому обществу доначислен, в том числе, налог на добычу полезных ископаемых в сумме 863650 руб. и оно привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 114563 руб.
Считая, что ненормативные акты налогового органа в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых и привлечения к ответственности за его неуплату не соответствуют законодательству о налогах и сборах, ЗАО "Россахизвестняк" оспорило их в суде.
Рассматривая спор по существу, арбитражный суд пришел к выводу о правомерности требований налогоплательщика.
Согласно ст. 334 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждено материалами дела, филиал ЗАО "Россахизвестняк" - Пореченский карьер осуществляет открытую разработку Пореченского месторождения технологического известняка для сахарной промышленности на основании лицензии на право пользования недрами ТУЛ 00114 ТЭ, выданной 19.11.93 Комитетом по геологии и использованию недр при Правительстве Российской Федерации.
Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых в соответствии с п. 1 ст. 336 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи, признаются:
1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
В целях гл. 26 Налогового кодекса РФ указанные в п. 1 ст. 336 настоящего Кодекса полезные ископаемые именуются добытыми полезными ископаемыми. При этом полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (ст. 337 Кодекса).
Статьей 338 НК РФ установлено, что налоговой базой по налогу на добычу полезных ископаемых является стоимость добытых полезных ископаемых.
Согласно порядку оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы, установленному ст. 340 Кодекса, оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из способов, установленных настоящей статьей.
Из материалов дела усматривается, что добытое ЗАО "Россахизвестняк" полезное ископаемое - технологический известняк, соответствующий стандарту предприятия ТУ 3711-002-00336295-02, проходит технологическую переработку и уже полученный после переработки (дробления) известняк технологический, соответствующий ТУ 5711-002-00336295-02, и щебень, соответствующий ГОСТу 8267-93, реализуется обществом потребителям для использования в сахарной промышленности и для строительных работ соответственно.
Учитывая вышеназванные правовые нормы и установив фактические обстоятельства дела, арбитражный суд пришел к правильному выводу, что заявителем в проверяемый период при исчислении налога на добычу полезных ископаемых обоснованно использовался способ оценки стоимости добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ, что не противоречит действующему законодательству о налогах и сборах.
Доводы заявителя жалобы суд кассационной инстанции не может принять во внимание, поскольку они являлись предметом рассмотрения арбитражным судом, им дана соответствующая правовая оценка и они не опровергают правомерность применения судом норм материального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Тульской области от 31.12.2003 по делу N А68-АП-513/11-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 23.04.2004 ПО ДЕЛУ N А68-АП-513/11-03
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 23 апреля 2004 г. Дело N А68-АП-513/11-03
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 5 по Тульской области на Решение Арбитражного суда Тульской области от 31.12.2003 по делу N А68-АП-513/11-03,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Россахизвестняк" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решений Межрайонной инспекции МНС РФ N 5 по Тульской области от 23.09.2003 N 168 и от 03.10.2003 N 195 в части взыскания суммы неуплаченного налога на добычу полезных ископаемых в размере 863650 руб., привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату сумм налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа - 114563 руб. (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 31.12.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция МНС РФ N 5 по Тульской области просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей общества и Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Тульской области (правопреемник МИМНС РФ N 5 по Тульской области), суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, МИМНС РФ N 5 по Тульской области проведена тематическая налоговая проверка филиала "Пореченский карьер" ЗАО "Россахизвестняк" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу за период с 01.01.2002 по 01.08.2003, о чем составлен акт от 04.09.2003.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу, что в нарушение п. 2 ст. 340 НК РФ в 2002 г. предприятием для определения налоговой базы при исчислении налога на добычу полезных ископаемых применялся расчетный способ стоимости полезных ископаемых, тогда как следовало исчислять налог исходя из выручки реализованного добытого полезного ископаемого - технологического известняка, щебня различных фракций, в связи с чем инспекцией доначислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 8693650 руб.
Решением налогового органа от 23.09.2003 N 186 ЗАО "Россахизвестняк" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 178227,85 руб., в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - 114563 руб., а также предприятию доначислены налоги и пени, в том числе налог на добычу полезных ископаемых - 863650 руб.
В связи с тем что при принятии Решения N 186 налоговым органом не были учтены разногласия, представленные налогоплательщиком 17.09.2003, по акту проверки, Межрайонная ИМНС РФ N 5 по Тульской области 03.10.2003 приняла Решение N 195, согласно которому обществу доначислен, в том числе, налог на добычу полезных ископаемых в сумме 863650 руб. и оно привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 114563 руб.
Считая, что ненормативные акты налогового органа в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых и привлечения к ответственности за его неуплату не соответствуют законодательству о налогах и сборах, ЗАО "Россахизвестняк" оспорило их в суде.
Рассматривая спор по существу, арбитражный суд пришел к выводу о правомерности требований налогоплательщика.
Согласно ст. 334 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждено материалами дела, филиал ЗАО "Россахизвестняк" - Пореченский карьер осуществляет открытую разработку Пореченского месторождения технологического известняка для сахарной промышленности на основании лицензии на право пользования недрами ТУЛ 00114 ТЭ, выданной 19.11.93 Комитетом по геологии и использованию недр при Правительстве Российской Федерации.
Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых в соответствии с п. 1 ст. 336 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи, признаются:
1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
В целях гл. 26 Налогового кодекса РФ указанные в п. 1 ст. 336 настоящего Кодекса полезные ископаемые именуются добытыми полезными ископаемыми. При этом полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (ст. 337 Кодекса).
Статьей 338 НК РФ установлено, что налоговой базой по налогу на добычу полезных ископаемых является стоимость добытых полезных ископаемых.
Согласно порядку оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы, установленному ст. 340 Кодекса, оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из способов, установленных настоящей статьей.
Из материалов дела усматривается, что добытое ЗАО "Россахизвестняк" полезное ископаемое - технологический известняк, соответствующий стандарту предприятия ТУ 3711-002-00336295-02, проходит технологическую переработку и уже полученный после переработки (дробления) известняк технологический, соответствующий ТУ 5711-002-00336295-02, и щебень, соответствующий ГОСТу 8267-93, реализуется обществом потребителям для использования в сахарной промышленности и для строительных работ соответственно.
Учитывая вышеназванные правовые нормы и установив фактические обстоятельства дела, арбитражный суд пришел к правильному выводу, что заявителем в проверяемый период при исчислении налога на добычу полезных ископаемых обоснованно использовался способ оценки стоимости добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ, что не противоречит действующему законодательству о налогах и сборах.
Доводы заявителя жалобы суд кассационной инстанции не может принять во внимание, поскольку они являлись предметом рассмотрения арбитражным судом, им дана соответствующая правовая оценка и они не опровергают правомерность применения судом норм материального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 31.12.2003 по делу N А68-АП-513/11-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)