Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.07.2008 ПО ДЕЛУ N А41-7005/08

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2008 г. по делу N А41-7005/08


23 июля 2008 г. объявлена резолютивная часть решения
24 июля 2008 г. решение изготовлено в полном объеме
Арбитражный суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи В.,
протокол судебного заседания вела судья В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Маркетинг-Сити"
к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ногинску Московской области
о признании недействительным уведомления об отказе в регистрации объектов игорного бизнеса, обязании выдать свидетельство
при участии в заседании:
- от заявителя: К., доверенность от 16.07.2008 г.;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Маркетинг-Сити" (далее - ООО "Маркетинг-Сити") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ногинску Московской области (далее - ИФНС по г. Ногинску) о признании недействительным уведомления от 27.02.2008 г. N 13/0659 об отказе ООО "Маркетинг-Сити" в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве 2 единицы (игровые автоматы) и постановки их на налоговый учет по адресу обособленного подразделения: Московская область, г. Ногинск, ул. 9-го Января, д. 3; обязании ИФНС по г. Ногинску выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: Московская область, г. Ногинск, ул. 9-го Января, д. 3 согласно заявлению ООО "Маркетинг-Сити".
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, ссылаясь на то, что оспариваемый отказ не соответствует статье 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Представитель ИФНС по г. Ногинску в судебное заседание не явился, представил отзыв (л.д. 57 - 58). Возражения заинтересованного лица основаны на том, что в соответствии с Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона, должна была быть прекращена до 1 июля 2007 года (часть 6 статьи 16 Федерального закона).
Таким образом, с 1 июля 2007 года право на занятие предпринимательской деятельностью в сфере игорного бизнеса предоставляется только тем игорным заведениям, которые по состоянию на указанную дату и далее соответствуют названным требованиям Федерального закона и требованиям действующего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации нормативного правового акта о регулировании (ограничении) деятельности по организации и проведению азартных игр.
Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 г. N 3/2006-ОЗ "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" на территории Московской области с 1 января 2008 года запрещается деятельность по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие заинтересованного лица, извещенного о месте и времени рассмотрения спора надлежащим образом.
Заслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, ООО "Маркетинг-Сити" осуществляет предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр на основании лицензии Госкомспорта России N 004139 от 09.03.2004 г. со сроком действия до 09.03.2009 г. (л.д. 28).
В соответствии с Положением об обособленном подразделении у ООО "Маркетинг-Сити" по адресу: Московская область, г. Ногинск, ул. 9-го Января, д. 3 расположено обособленное подразделение, предметом деятельности которого является организация азартных игр в игорном заведении (л.д. 29 - 31, 35 - 37).
19.02.2008 г. ООО "Маркетинг-Сити" подало в ИФНС России по г. Ногинску заявление о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве двух игровых автоматов (л.д. 32 - 33).
В ответ на указанное заявление налоговый орган направил в адрес ООО "Маркетинг-Сити" уведомление от 27.02.2008 N 13/0659 об отказе в регистрации объектов налогообложения (л.д. 34).
Не согласившись с указанным уведомлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии со статьей 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 365 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
В соответствии со статьей 366 НК РФ, игровой автомат признается объектом налогообложения налога на игорный бизнес. Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объектов налогообложения.
Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения.
Заявление о регистрации объектов налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 366 НК РФ, налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
На основании изложенного ИФНС по г. Ногинску была обязана в пятидневный срок с даты получения заявления ООО "Маркетинг-Сити" о регистрации двух игровых автоматов в игорном зале по адресу: Московская область, г. Ногинск, ул. 9-го Января, д. 3, выдать обществу свидетельство о регистрации объектов налогообложения.
Ни законодательством о налогах и сборах, ни иными правовыми актами отказ налогового органа в выдаче такого свидетельства не предусмотрен.
Между тем в нарушение императивных норм пунктов 2 и 6 статьи 366 НК РФ такое свидетельство налоговым органом не выдано до настоящего времени.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" данным Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Между тем, в силу статьи 1 НК РФ названный Федеральный закон от 29.12.06 N 244-ФЗ не относится к актам законодательства о налогах и сборах, а значит не может изменить или отменить обязанности налоговых органов, установленные Налоговым кодексом.
Согласно положениям статьи 2 НК РФ и статей 1 и 2 Федерального закона от 29.12.06 N 244-ФЗ данные нормативные акты имеют разные предметы регулирования. При этом положения Кодекса в части вопросов взимания налога на игорный бизнес и осуществления налогового контроля в этой сфере, в том числе в отношении вопросов регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес, являются специальными по отношению к общим вопросам государственного регулирования деятельности по организации и ведению азартных игр.
С введения в действие Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", на который ссылается налоговый орган, порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес не изменился. Указанный Федеральный закон не ограничивает права, предоставленные налогоплательщику статьей 366 НК РФ.
В соответствии с п. 1 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" органы - это единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Исходя из изложенного, контроль за соблюдением законодательства в сфере игорного бизнеса Законом Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" на налоговые органы не возложен.
Статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" определены права налогового органа, и не наделяет налоговый орган правом осуществлять иной, помимо налогового, контроль за деятельностью игорных заведений.
Исходя из пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506, определяющего полномочия налогового органа, данный федеральный орган исполнительной власти не наделен полномочиями по контролю за деятельностью игорных заведений.
С 01.01.2007 г. вступил в силу Федеральный закон N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в частях 1 и 2 ст. 16 которого установлены требования к игорным заведениям, в том числе к количеству используемого игорного оборудования.
В то же время ч. 3 ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" возлагает контроль за соблюдением организатором азартных игр требований данной статьи на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Из указанной нормы следует, что для осуществления контроля исполнения Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" орган, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, должен быть нормативно уполномочен Правительством Российской Федерации.
В настоящее время отсутствует нормативный акт Правительства Российской Федерации, наделяющий налоговый орган полномочиями по контролю за деятельностью организатора азартных игр и в частности наделяющий налоговый орган правом проведения проверок игорных заведений вне рамок налогового контроля.
Кроме того, в законодательстве отсутствует утвержденный порядок проведения контроля (надзора) за игорными заведениями на предмет соблюдения требований Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", отсутствует орган, наделенный правом проведения такого контроля (надзора).
Исходя из изложенного, налоговый орган не имел права отказывать ООО "Маркетинг-Сервис" в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес основываясь на Федеральном законе "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так как контроль налогового органа за деятельностью игорных заведений на предмет соблюдения требований данного Федерального закона не относится к его компетенции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

признать недействительным уведомление инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ногинску Московской области от 27.02.2008 г. N 13/0659 об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Маркетинг-Сити" в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве двух единиц (игровые автоматы) и постановки их на налоговый учет по адресу обособленного подразделения: Московская область, г. Ногинск, ул. 9-го Января, д. 3.
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Ногинску Московской области выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: Московская область, г. Ногинск, ул. 9-го Января, д. 3 согласно заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маркетинг-Сити".
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ногинску Московской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Маркетинг-Сити" государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259, 260, 275 - 277 АПК РФ.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)