Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.
судей Дорошковой А.Г., Стахановой В.Н.,
по докладу судьи Тиминской О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврухиной А.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.04.2011 по делу N А54-6176/2010 (судья Стрельникова И.А.), принятое по заявлению ОАО "Рязаньнефтепродукт"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области о признании недействительным решения N 734 от 03.09.2010 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии:
от заявителя: Жуков О.В. - представитель по доверенности от 11.01.2011,
от ответчика: Монетова Е.И. - заместитель начальника юридического отдела по доверенности от 11.01.2011 N 03-21/4, Курганская Н.А. - представитель по доверенности от 15.02.2011 N 3-21/18,
открытое акционерное общество "Рязаньнефтепродукт" (далее - ОАО "Рязаньнефтепродукт", Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 734 от 03.09.2010 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 14.04.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Судом установлено, что 26.10.2009 Общество представило в Инспекцию налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2009 года, согласно которому к уплате следовал налог на имущество за указанный период в сумме 2238573 руб. Сумма налога уплачена в доход бюджета.
В течение 2010 года Общество представило в налоговый орган 3 уточненных налоговых расчета (N 1 от 13.01.2010, N 2 от 20.01.2010, N 3 от 29.04.2010) за 9 месяцев 2009 года.
По последнему уточненному налоговому расчету N 3 от 29.04.2010 к уплате в бюджет продекларирован налог в сумме 2207555 рублей.
Основанием для корректировки ранее начисленных сумм налога послужило включение акционерным обществом в расчет налоговой базы льготы по налогу на имущество по п. 11 ст. 381 НК РФ как организации, освобождаемой от налогообложения в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (код льготы 2010236).
По результатам камеральной проверки данного уточненного налогового расчета был составлен акт N 6246 от 28.07.2010, и вынесено решение N 734 от 03.09.2010 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которыми выявлена неуплата Обществом налога на имущество организаций в сумме 48621 руб. по сроку уплаты до 02.11.2009 и предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, поскольку, по мнению Инспекции, Обществом необоснованно заявлена льгота по налогу на имущество по п. 11 ст. 381 НК РФ (код льготы 2010236) в отношении переходно-скоростных полос на АЗК-17, АЗК-25 (код ОКОФ 124526372).
Жалоба Общества на вышеназванное решение Управлением Федеральной налоговой службы по Рязанской области оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции N 734 от 03.09.2010, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правильно руководствовался ст. 21 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Согласно п. 11 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Перечень).
Таким образом, право на налоговую льготу в соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ предоставляется организациям, на балансе которых учитывается имущество, перечисленное в Перечне.
Данный Перечень сформирован с использованием данных Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (далее - ОКОФ), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, и содержит наиболее полную информацию об используемых организациями различных отраслей объектах основных средств и их группировках.
При этом существуют условия, выполнение которых обязательно для отнесения имущества к льготируемому.
Во-первых, положениями п. 11 ст. 381 НК РФ не ограничивается право на применение льготы по налогу на имущество определенных субъектов, а предусматриваются основания для возникновения такой льготы по объектам имущества, перечисленным в Перечне.
Во-вторых, освобождение предоставляется вне зависимости от целей использования этого имущества.
В-третьих, необходимо установить наличие технологической связи между имуществом, поименованным в Перечне (оборудованием, сооружениями и др.), и федеральными автомобильными дорогами общего пользования, а не физическое местонахождение указанных объектов относительно друг друга.
Необходимость соблюдения указанных условий для предоставления льготы по п. 11 ст. 381 НК РФ налоговый орган не оспаривает.
Однако на основании вышеизложенных норм налоговой орган приходит к выводу о том, что поскольку п. 11 ст. 381 НК РФ не содержит понятия технологического имущества, то по правилам ст. 11 НК РФ при разрешении данного спора необходимо обратиться к Федеральному закону N 257-ФЗ от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суд первой инстанции правомерно признал этот вывод ошибочным в силу следующего.
Постановление Правительства РФ N 504 является единственным документом, который в соответствии с прямым указанием п. 11 ст. 381 НК РФ устанавливает тот Перечень имущества, на которое распространяется льгота. Поэтому применение иных нормативно-правовых актов, то есть дополнение не предусмотренных Налоговым кодексом условий при определении льготируемого имущества, является неправомерным.
Право на предоставление льготы зависит от функциональной принадлежности объекта обложения налогом на имущество и никак не связано с деятельностью налогоплательщика.
Таким образом, от обложения налогом на имущество освобождается объект, код ОКОФ которого непосредственно содержится в Перечне.
Кроме того, льготированию подлежит имущество, являющееся составной неотъемлемой частью объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, не зависящий от кода ОКОФ основного объекта (сооружения), если такое имущество поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание".
В рассматриваемом случае переходно-скоростные полосы Постановлением Правительства РФ от 30.09.04 N 504 по коду ОКОФ 12 4526372 отнесены к имуществу железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Ссылка ответчика на то, что переходно-скоростные полосы не относятся к сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью федеральных дорог, несостоятельна.
Согласно п. 13 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1420 (действующим в спорный период) объекты дорожного сервиса, в т.ч. АЗС, расположенные в пределах придорожных полос, должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги.
Примыкающие к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
В силу п. 11 Правил строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки автомобилей, подъезды и съезды к ним осуществляются за счет средств их владельцев.
Требование оборудовать переходно-скоростными полосами объект, примыкающий к федеральной автомобильной дороге, содержатся и в п. 5.22 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и п. 15.2 ВСН 25-86 "Указания по обеспечению безопасности движения на дорогах".
Исходя из ст. 9.1. Постановления от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" переходно-скоростные полосы - это местное уширение проезжей части.
Согласно п. 5.22 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", который распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации и подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, переходно-скоростные полосы следует предусматривать на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I - III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах I категории при интенсивности 50 прив. ед/сут. и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах II и III категорий - при интенсивности 200 прив. ед/сут. и более".
Таким образом, переходно-скоростная полоса - конструктивный элемент дороги, представляющий собой местное уширение проезжей части, расположенный на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I - III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, тот факт, что АЗС относится к объектам дорожного сервиса, не свидетельствует о том, что таковыми объектами являются и переходно-скоростные полосы.
По своей природе переходно-скоростная полоса представляет собой ограниченную полосу движения транспортных средств, которая переходит в основную дорогу и служит местом разгона и торможения автотранспортных средств. Сама по себе переходно-скоростная полоса без примыкания к основной дороге теряет свое функциональное назначение, и не может существовать отдельно от дороги. При этом переходно-скоростная полоса является и частью примыкания к АЗС.
Следовательно, переходно-скоростная полоса является не только оборудованием АЗС, но еще и неотъемлемой технологической частью федеральной автомобильной дороги.
Материалами дела подтверждено и налоговым органом не оспаривается, что спорные переходно-скоростные полосы находятся на балансе ОАО "Рязаньнефтепродукт".
На основании Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 по коду ОКОФ 12 4526372 освобождаются от обложения налогом на имущество дороги автомобильные, в том числе и элементы федеральных автомобильных дорог: переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки. Какого либо деления переходно-скоростных полос для целей получения льготы, закон не предусматривает.
Таким образом, переходно-скоростные полосы при АЗК N 17 и АЗК N 25, принадлежащие ОАО "Рязаньнефтепродукт", отвечают всем критериям, необходимым для получения льготы по налогу на имущество, входят в Перечень и относятся к объектам, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество.
В обоснование своей позиции Инспекция со ссылкой на Письмо Министерства Финансов РФ от 04.05.2007, N 03-05-05-01/19 указывает, что льгота предоставляется только федеральным государственным учреждениям, имеющим данное имущество на балансе.
Апелляционная инстанция находит данное утверждение ошибочным, поскольку Письмо МФ РФ не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.
Кроме того, буквальное прочтение п. 11 ст. 381 НК РФ позволяет прийти к выводу о том, что льгота по налогу предоставляется не по субъекту, а по объекту налогообложения.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как то предусмотрено ст. 71 АПК РФ, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.04.2011 по делу N А54-6176/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа (в г. Брянске) в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.07.2011 ПО ДЕЛУ N А54-6176/2010
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2011 г. по делу N А54-6176/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.
судей Дорошковой А.Г., Стахановой В.Н.,
по докладу судьи Тиминской О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврухиной А.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.04.2011 по делу N А54-6176/2010 (судья Стрельникова И.А.), принятое по заявлению ОАО "Рязаньнефтепродукт"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области о признании недействительным решения N 734 от 03.09.2010 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии:
от заявителя: Жуков О.В. - представитель по доверенности от 11.01.2011,
от ответчика: Монетова Е.И. - заместитель начальника юридического отдела по доверенности от 11.01.2011 N 03-21/4, Курганская Н.А. - представитель по доверенности от 15.02.2011 N 3-21/18,
установил:
открытое акционерное общество "Рязаньнефтепродукт" (далее - ОАО "Рязаньнефтепродукт", Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 734 от 03.09.2010 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 14.04.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Судом установлено, что 26.10.2009 Общество представило в Инспекцию налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2009 года, согласно которому к уплате следовал налог на имущество за указанный период в сумме 2238573 руб. Сумма налога уплачена в доход бюджета.
В течение 2010 года Общество представило в налоговый орган 3 уточненных налоговых расчета (N 1 от 13.01.2010, N 2 от 20.01.2010, N 3 от 29.04.2010) за 9 месяцев 2009 года.
По последнему уточненному налоговому расчету N 3 от 29.04.2010 к уплате в бюджет продекларирован налог в сумме 2207555 рублей.
Основанием для корректировки ранее начисленных сумм налога послужило включение акционерным обществом в расчет налоговой базы льготы по налогу на имущество по п. 11 ст. 381 НК РФ как организации, освобождаемой от налогообложения в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (код льготы 2010236).
По результатам камеральной проверки данного уточненного налогового расчета был составлен акт N 6246 от 28.07.2010, и вынесено решение N 734 от 03.09.2010 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которыми выявлена неуплата Обществом налога на имущество организаций в сумме 48621 руб. по сроку уплаты до 02.11.2009 и предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, поскольку, по мнению Инспекции, Обществом необоснованно заявлена льгота по налогу на имущество по п. 11 ст. 381 НК РФ (код льготы 2010236) в отношении переходно-скоростных полос на АЗК-17, АЗК-25 (код ОКОФ 124526372).
Жалоба Общества на вышеназванное решение Управлением Федеральной налоговой службы по Рязанской области оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции N 734 от 03.09.2010, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правильно руководствовался ст. 21 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Согласно п. 11 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Перечень).
Таким образом, право на налоговую льготу в соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ предоставляется организациям, на балансе которых учитывается имущество, перечисленное в Перечне.
Данный Перечень сформирован с использованием данных Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (далее - ОКОФ), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, и содержит наиболее полную информацию об используемых организациями различных отраслей объектах основных средств и их группировках.
При этом существуют условия, выполнение которых обязательно для отнесения имущества к льготируемому.
Во-первых, положениями п. 11 ст. 381 НК РФ не ограничивается право на применение льготы по налогу на имущество определенных субъектов, а предусматриваются основания для возникновения такой льготы по объектам имущества, перечисленным в Перечне.
Во-вторых, освобождение предоставляется вне зависимости от целей использования этого имущества.
В-третьих, необходимо установить наличие технологической связи между имуществом, поименованным в Перечне (оборудованием, сооружениями и др.), и федеральными автомобильными дорогами общего пользования, а не физическое местонахождение указанных объектов относительно друг друга.
Необходимость соблюдения указанных условий для предоставления льготы по п. 11 ст. 381 НК РФ налоговый орган не оспаривает.
Однако на основании вышеизложенных норм налоговой орган приходит к выводу о том, что поскольку п. 11 ст. 381 НК РФ не содержит понятия технологического имущества, то по правилам ст. 11 НК РФ при разрешении данного спора необходимо обратиться к Федеральному закону N 257-ФЗ от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суд первой инстанции правомерно признал этот вывод ошибочным в силу следующего.
Постановление Правительства РФ N 504 является единственным документом, который в соответствии с прямым указанием п. 11 ст. 381 НК РФ устанавливает тот Перечень имущества, на которое распространяется льгота. Поэтому применение иных нормативно-правовых актов, то есть дополнение не предусмотренных Налоговым кодексом условий при определении льготируемого имущества, является неправомерным.
Право на предоставление льготы зависит от функциональной принадлежности объекта обложения налогом на имущество и никак не связано с деятельностью налогоплательщика.
Таким образом, от обложения налогом на имущество освобождается объект, код ОКОФ которого непосредственно содержится в Перечне.
Кроме того, льготированию подлежит имущество, являющееся составной неотъемлемой частью объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, не зависящий от кода ОКОФ основного объекта (сооружения), если такое имущество поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание".
В рассматриваемом случае переходно-скоростные полосы Постановлением Правительства РФ от 30.09.04 N 504 по коду ОКОФ 12 4526372 отнесены к имуществу железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Ссылка ответчика на то, что переходно-скоростные полосы не относятся к сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью федеральных дорог, несостоятельна.
Согласно п. 13 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1420 (действующим в спорный период) объекты дорожного сервиса, в т.ч. АЗС, расположенные в пределах придорожных полос, должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги.
Примыкающие к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
В силу п. 11 Правил строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки автомобилей, подъезды и съезды к ним осуществляются за счет средств их владельцев.
Требование оборудовать переходно-скоростными полосами объект, примыкающий к федеральной автомобильной дороге, содержатся и в п. 5.22 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и п. 15.2 ВСН 25-86 "Указания по обеспечению безопасности движения на дорогах".
Исходя из ст. 9.1. Постановления от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" переходно-скоростные полосы - это местное уширение проезжей части.
Согласно п. 5.22 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", который распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации и подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, переходно-скоростные полосы следует предусматривать на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I - III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах I категории при интенсивности 50 прив. ед/сут. и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах II и III категорий - при интенсивности 200 прив. ед/сут. и более".
Таким образом, переходно-скоростная полоса - конструктивный элемент дороги, представляющий собой местное уширение проезжей части, расположенный на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I - III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, тот факт, что АЗС относится к объектам дорожного сервиса, не свидетельствует о том, что таковыми объектами являются и переходно-скоростные полосы.
По своей природе переходно-скоростная полоса представляет собой ограниченную полосу движения транспортных средств, которая переходит в основную дорогу и служит местом разгона и торможения автотранспортных средств. Сама по себе переходно-скоростная полоса без примыкания к основной дороге теряет свое функциональное назначение, и не может существовать отдельно от дороги. При этом переходно-скоростная полоса является и частью примыкания к АЗС.
Следовательно, переходно-скоростная полоса является не только оборудованием АЗС, но еще и неотъемлемой технологической частью федеральной автомобильной дороги.
Материалами дела подтверждено и налоговым органом не оспаривается, что спорные переходно-скоростные полосы находятся на балансе ОАО "Рязаньнефтепродукт".
На основании Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 по коду ОКОФ 12 4526372 освобождаются от обложения налогом на имущество дороги автомобильные, в том числе и элементы федеральных автомобильных дорог: переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки. Какого либо деления переходно-скоростных полос для целей получения льготы, закон не предусматривает.
Таким образом, переходно-скоростные полосы при АЗК N 17 и АЗК N 25, принадлежащие ОАО "Рязаньнефтепродукт", отвечают всем критериям, необходимым для получения льготы по налогу на имущество, входят в Перечень и относятся к объектам, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество.
В обоснование своей позиции Инспекция со ссылкой на Письмо Министерства Финансов РФ от 04.05.2007, N 03-05-05-01/19 указывает, что льгота предоставляется только федеральным государственным учреждениям, имеющим данное имущество на балансе.
Апелляционная инстанция находит данное утверждение ошибочным, поскольку Письмо МФ РФ не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.
Кроме того, буквальное прочтение п. 11 ст. 381 НК РФ позволяет прийти к выводу о том, что льгота по налогу предоставляется не по субъекту, а по объекту налогообложения.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как то предусмотрено ст. 71 АПК РФ, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.04.2011 по делу N А54-6176/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа (в г. Брянске) в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
А.Г.ДОРОШКОВА
В.Н.СТАХАНОВА
А.Г.ДОРОШКОВА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)