Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 ноября 2005 года Дело N Ф04-8221/2005(16884-А75-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу на решение от 23.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 29.07.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-4053/2005 по заявлению открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Магма" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу,
Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Магма" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) от 11.01.2005 N 3/03-27 об отказе в возмещении сумм акциза.
Решением суда первой инстанции от 23.05.2005 заявление ОАО "Нефтяная компания "Магма" удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт - в удовлетворении заявленных требований ОАО "Нефтяная компания "Магма" отказать.
Заявитель жалобы полагает, что Налоговым кодексом Российской Федерации право на применение вычетов по акцизам на нефтепродукты, а также на их возмещение возникает у Общества при наличии свидетельства.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Нефтяная компания "Магма", опровергая доводы налогового органа, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, заслушав представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Нефтяная компания "Магма", имевшее свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов серии 86 N 000942626 со сроком действия с 01.04.2003 по 31.03.2004, получило по договору на оказание услуг по переработке нефти от 21.05.2002 N 878 и приобрело от других лиц в марте 2004 года нефтепродукты (бензины различных октановых чисел, дизельное топливо, бензин прямогонный, масло для двигателей), за приобретение которых в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации уплатило 86526697 руб. акцизов.
Из полученных нефтепродуктов ОАО "Нефтяная компания "Магма" в марте 2004 года реализовало бензин лицам, имеющим свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, в количестве 2000 тонн, на экспорт - 10317,132 тонны, дизельного топлива 16676,286 тонны.
В апреле 2004 года заявитель реализовал на экспорт из полученных в марте нефтепродуктов бензины разных октановых чисел в количестве 3618,792 тонны.
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 185 Налогового кодекса Российской Федерации при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации акциз не уплачивается с учетом статьи 184 настоящего Кодекса или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Основываясь на положениях статьи 185 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель при подаче налоговой декларации по акцизам за май 2004 года подал в налоговый орган документы, установленные пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акцизов при экспорте подакцизных товаров - контракт от 20.02.2004 N 04/001-ОР на экспорт нефтепродуктов с приложениями, платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке, грузовые таможенные декларации, реестры железнодорожных накладных и отгруженных цистерн.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 203 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. При этом указанные суммы направляются в отчетном налоговом периоде и в течение трех налоговых периодов, следующих за ним, на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации налоговая инспекция 11.01.2005 вынесла решение N 3/03-27 об отказе ОАО "Нефтяная компания "Магма" в возмещении из бюджета акцизов на нефтепродукты, реализованных на экспорт за май 2004 года.
Отказ в возмещении сумм акциза обоснован тем, что у ОАО "НК "Магма" закончился срок действия свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, в связи с чем, по мнению налогового органа, ОАО НК "Магма" перестало быть плательщиком акцизов и вследствие этого утратило право на возмещение акцизов.
При этом реальность экспорта, правильность расчета сумм подлежащего возмещению акциза подтверждены материалами дела и налоговым органом не оспариваются.
ОАО "Нефтяная компания "Магма", не согласившись с решением налоговой инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судебных инстанций, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 179 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками акциза (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации; организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой.
Судебные инстанции, сославшись на положения названной выше статьи, обоснованно указали на то, что законодатель не связывает наличие обязанностей и прав налогоплательщика акцизов с наличием у организации свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов.
Свидетельство, как обоснованно указали судебные инстанции, является только подтверждением того, что лицо прошло регистрацию в налоговом органе в качестве налогоплательщика акцизов и в случае, если оно приобретает нефтепродукты для оптовой или розничной продажи, то оно, при приобретении этих нефтепродуктов, исчислит акциз самостоятельно в связи с нижеследующим.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 199 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма акциза, исчисленная по операциям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, имеющему свидетельство, в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов не включается, а в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов.
Следовательно, от наличия у покупателя (получателя) свидетельства, действующего на момент получения нефтепродуктов, зависит формирование цены передаваемого нефтепродукта - будет ли она включать в себя акциз (в случае, если свидетельства нет и сумма акциза должна быть сразу уплачена лицу, от которого нефтепродукты получены) или цена будет установлена без акциза (в случае, если свидетельство у покупателя есть), а акциз, соответственно, покупатель (получатель) исчислит и уплатит самостоятельно.
Таким образом, судебные инстанции правомерно указали на то, что на иные обязанности и права налогоплательщика, в том числе на право возмещения сумм акциза, наличие или отсутствие свидетельства (окончание срока действия свидетельства) не влияет.
Более того, согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
При этом статья 38 Налогового кодекса Российской Федерации связывает возникновение обязанности по уплате налога с наличием у лица объекта налогообложения, с наличием которого у лица возникают обязанности и корреспондирующие им права налогоплательщика.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога, следовательно, при возникновении у лица обязанности уплатить акциз на нефтепродукты, его право как налогоплательщика на возврат излишне уплаченного налога не ограничивается тем обстоятельством, что в последующих налоговых периодах у него отсутствовал объект налогообложения данным налогом.
Тем более, право на возмещение акциза не может зависеть от наличия у налогоплательщика свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Решение от 23.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 29.07.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-4053/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 16 ноября 2005 года Дело N Ф04-8221/2005(16884-А75-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу на решение от 23.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 29.07.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-4053/2005 по заявлению открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Магма" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу,
Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Магма" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) от 11.01.2005 N 3/03-27 об отказе в возмещении сумм акциза.
Решением суда первой инстанции от 23.05.2005 заявление ОАО "Нефтяная компания "Магма" удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт - в удовлетворении заявленных требований ОАО "Нефтяная компания "Магма" отказать.
Заявитель жалобы полагает, что Налоговым кодексом Российской Федерации право на применение вычетов по акцизам на нефтепродукты, а также на их возмещение возникает у Общества при наличии свидетельства.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Нефтяная компания "Магма", опровергая доводы налогового органа, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, заслушав представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Нефтяная компания "Магма", имевшее свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов серии 86 N 000942626 со сроком действия с 01.04.2003 по 31.03.2004, получило по договору на оказание услуг по переработке нефти от 21.05.2002 N 878 и приобрело от других лиц в марте 2004 года нефтепродукты (бензины различных октановых чисел, дизельное топливо, бензин прямогонный, масло для двигателей), за приобретение которых в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации уплатило 86526697 руб. акцизов.
Из полученных нефтепродуктов ОАО "Нефтяная компания "Магма" в марте 2004 года реализовало бензин лицам, имеющим свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, в количестве 2000 тонн, на экспорт - 10317,132 тонны, дизельного топлива 16676,286 тонны.
В апреле 2004 года заявитель реализовал на экспорт из полученных в марте нефтепродуктов бензины разных октановых чисел в количестве 3618,792 тонны.
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 185 Налогового кодекса Российской Федерации при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации акциз не уплачивается с учетом статьи 184 настоящего Кодекса или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Основываясь на положениях статьи 185 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель при подаче налоговой декларации по акцизам за май 2004 года подал в налоговый орган документы, установленные пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акцизов при экспорте подакцизных товаров - контракт от 20.02.2004 N 04/001-ОР на экспорт нефтепродуктов с приложениями, платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке, грузовые таможенные декларации, реестры железнодорожных накладных и отгруженных цистерн.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 203 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. При этом указанные суммы направляются в отчетном налоговом периоде и в течение трех налоговых периодов, следующих за ним, на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации налоговая инспекция 11.01.2005 вынесла решение N 3/03-27 об отказе ОАО "Нефтяная компания "Магма" в возмещении из бюджета акцизов на нефтепродукты, реализованных на экспорт за май 2004 года.
Отказ в возмещении сумм акциза обоснован тем, что у ОАО "НК "Магма" закончился срок действия свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, в связи с чем, по мнению налогового органа, ОАО НК "Магма" перестало быть плательщиком акцизов и вследствие этого утратило право на возмещение акцизов.
При этом реальность экспорта, правильность расчета сумм подлежащего возмещению акциза подтверждены материалами дела и налоговым органом не оспариваются.
ОАО "Нефтяная компания "Магма", не согласившись с решением налоговой инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судебных инстанций, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 179 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками акциза (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации; организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой.
Судебные инстанции, сославшись на положения названной выше статьи, обоснованно указали на то, что законодатель не связывает наличие обязанностей и прав налогоплательщика акцизов с наличием у организации свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов.
Свидетельство, как обоснованно указали судебные инстанции, является только подтверждением того, что лицо прошло регистрацию в налоговом органе в качестве налогоплательщика акцизов и в случае, если оно приобретает нефтепродукты для оптовой или розничной продажи, то оно, при приобретении этих нефтепродуктов, исчислит акциз самостоятельно в связи с нижеследующим.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 199 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма акциза, исчисленная по операциям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, имеющему свидетельство, в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов не включается, а в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов.
Следовательно, от наличия у покупателя (получателя) свидетельства, действующего на момент получения нефтепродуктов, зависит формирование цены передаваемого нефтепродукта - будет ли она включать в себя акциз (в случае, если свидетельства нет и сумма акциза должна быть сразу уплачена лицу, от которого нефтепродукты получены) или цена будет установлена без акциза (в случае, если свидетельство у покупателя есть), а акциз, соответственно, покупатель (получатель) исчислит и уплатит самостоятельно.
Таким образом, судебные инстанции правомерно указали на то, что на иные обязанности и права налогоплательщика, в том числе на право возмещения сумм акциза, наличие или отсутствие свидетельства (окончание срока действия свидетельства) не влияет.
Более того, согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
При этом статья 38 Налогового кодекса Российской Федерации связывает возникновение обязанности по уплате налога с наличием у лица объекта налогообложения, с наличием которого у лица возникают обязанности и корреспондирующие им права налогоплательщика.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога, следовательно, при возникновении у лица обязанности уплатить акциз на нефтепродукты, его право как налогоплательщика на возврат излишне уплаченного налога не ограничивается тем обстоятельством, что в последующих налоговых периодах у него отсутствовал объект налогообложения данным налогом.
Тем более, право на возмещение акциза не может зависеть от наличия у налогоплательщика свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Решение от 23.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 29.07.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-4053/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.11.2005 N Ф04-8221/2005(16884-А75-31)
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2005 года Дело N Ф04-8221/2005(16884-А75-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу на решение от 23.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 29.07.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-4053/2005 по заявлению открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Магма" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Магма" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) от 11.01.2005 N 3/03-27 об отказе в возмещении сумм акциза.
Решением суда первой инстанции от 23.05.2005 заявление ОАО "Нефтяная компания "Магма" удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт - в удовлетворении заявленных требований ОАО "Нефтяная компания "Магма" отказать.
Заявитель жалобы полагает, что Налоговым кодексом Российской Федерации право на применение вычетов по акцизам на нефтепродукты, а также на их возмещение возникает у Общества при наличии свидетельства.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Нефтяная компания "Магма", опровергая доводы налогового органа, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, заслушав представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Нефтяная компания "Магма", имевшее свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов серии 86 N 000942626 со сроком действия с 01.04.2003 по 31.03.2004, получило по договору на оказание услуг по переработке нефти от 21.05.2002 N 878 и приобрело от других лиц в марте 2004 года нефтепродукты (бензины различных октановых чисел, дизельное топливо, бензин прямогонный, масло для двигателей), за приобретение которых в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации уплатило 86526697 руб. акцизов.
Из полученных нефтепродуктов ОАО "Нефтяная компания "Магма" в марте 2004 года реализовало бензин лицам, имеющим свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, в количестве 2000 тонн, на экспорт - 10317,132 тонны, дизельного топлива 16676,286 тонны.
В апреле 2004 года заявитель реализовал на экспорт из полученных в марте нефтепродуктов бензины разных октановых чисел в количестве 3618,792 тонны.
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 185 Налогового кодекса Российской Федерации при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации акциз не уплачивается с учетом статьи 184 настоящего Кодекса или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Основываясь на положениях статьи 185 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель при подаче налоговой декларации по акцизам за май 2004 года подал в налоговый орган документы, установленные пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акцизов при экспорте подакцизных товаров - контракт от 20.02.2004 N 04/001-ОР на экспорт нефтепродуктов с приложениями, платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке, грузовые таможенные декларации, реестры железнодорожных накладных и отгруженных цистерн.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 203 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. При этом указанные суммы направляются в отчетном налоговом периоде и в течение трех налоговых периодов, следующих за ним, на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации налоговая инспекция 11.01.2005 вынесла решение N 3/03-27 об отказе ОАО "Нефтяная компания "Магма" в возмещении из бюджета акцизов на нефтепродукты, реализованных на экспорт за май 2004 года.
Отказ в возмещении сумм акциза обоснован тем, что у ОАО "НК "Магма" закончился срок действия свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, в связи с чем, по мнению налогового органа, ОАО НК "Магма" перестало быть плательщиком акцизов и вследствие этого утратило право на возмещение акцизов.
При этом реальность экспорта, правильность расчета сумм подлежащего возмещению акциза подтверждены материалами дела и налоговым органом не оспариваются.
ОАО "Нефтяная компания "Магма", не согласившись с решением налоговой инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судебных инстанций, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 179 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками акциза (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации; организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой.
Судебные инстанции, сославшись на положения названной выше статьи, обоснованно указали на то, что законодатель не связывает наличие обязанностей и прав налогоплательщика акцизов с наличием у организации свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов.
Свидетельство, как обоснованно указали судебные инстанции, является только подтверждением того, что лицо прошло регистрацию в налоговом органе в качестве налогоплательщика акцизов и в случае, если оно приобретает нефтепродукты для оптовой или розничной продажи, то оно, при приобретении этих нефтепродуктов, исчислит акциз самостоятельно в связи с нижеследующим.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 199 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма акциза, исчисленная по операциям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, имеющему свидетельство, в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов не включается, а в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов.
Следовательно, от наличия у покупателя (получателя) свидетельства, действующего на момент получения нефтепродуктов, зависит формирование цены передаваемого нефтепродукта - будет ли она включать в себя акциз (в случае, если свидетельства нет и сумма акциза должна быть сразу уплачена лицу, от которого нефтепродукты получены) или цена будет установлена без акциза (в случае, если свидетельство у покупателя есть), а акциз, соответственно, покупатель (получатель) исчислит и уплатит самостоятельно.
Таким образом, судебные инстанции правомерно указали на то, что на иные обязанности и права налогоплательщика, в том числе на право возмещения сумм акциза, наличие или отсутствие свидетельства (окончание срока действия свидетельства) не влияет.
Более того, согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
При этом статья 38 Налогового кодекса Российской Федерации связывает возникновение обязанности по уплате налога с наличием у лица объекта налогообложения, с наличием которого у лица возникают обязанности и корреспондирующие им права налогоплательщика.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога, следовательно, при возникновении у лица обязанности уплатить акциз на нефтепродукты, его право как налогоплательщика на возврат излишне уплаченного налога не ограничивается тем обстоятельством, что в последующих налоговых периодах у него отсутствовал объект налогообложения данным налогом.
Тем более, право на возмещение акциза не может зависеть от наличия у налогоплательщика свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 29.07.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-4053/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2005 года Дело N Ф04-8221/2005(16884-А75-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу на решение от 23.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 29.07.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-4053/2005 по заявлению открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Магма" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Магма" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) от 11.01.2005 N 3/03-27 об отказе в возмещении сумм акциза.
Решением суда первой инстанции от 23.05.2005 заявление ОАО "Нефтяная компания "Магма" удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт - в удовлетворении заявленных требований ОАО "Нефтяная компания "Магма" отказать.
Заявитель жалобы полагает, что Налоговым кодексом Российской Федерации право на применение вычетов по акцизам на нефтепродукты, а также на их возмещение возникает у Общества при наличии свидетельства.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Нефтяная компания "Магма", опровергая доводы налогового органа, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, заслушав представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Нефтяная компания "Магма", имевшее свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов серии 86 N 000942626 со сроком действия с 01.04.2003 по 31.03.2004, получило по договору на оказание услуг по переработке нефти от 21.05.2002 N 878 и приобрело от других лиц в марте 2004 года нефтепродукты (бензины различных октановых чисел, дизельное топливо, бензин прямогонный, масло для двигателей), за приобретение которых в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации уплатило 86526697 руб. акцизов.
Из полученных нефтепродуктов ОАО "Нефтяная компания "Магма" в марте 2004 года реализовало бензин лицам, имеющим свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, в количестве 2000 тонн, на экспорт - 10317,132 тонны, дизельного топлива 16676,286 тонны.
В апреле 2004 года заявитель реализовал на экспорт из полученных в марте нефтепродуктов бензины разных октановых чисел в количестве 3618,792 тонны.
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 185 Налогового кодекса Российской Федерации при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации акциз не уплачивается с учетом статьи 184 настоящего Кодекса или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Основываясь на положениях статьи 185 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель при подаче налоговой декларации по акцизам за май 2004 года подал в налоговый орган документы, установленные пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акцизов при экспорте подакцизных товаров - контракт от 20.02.2004 N 04/001-ОР на экспорт нефтепродуктов с приложениями, платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке, грузовые таможенные декларации, реестры железнодорожных накладных и отгруженных цистерн.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 203 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. При этом указанные суммы направляются в отчетном налоговом периоде и в течение трех налоговых периодов, следующих за ним, на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации налоговая инспекция 11.01.2005 вынесла решение N 3/03-27 об отказе ОАО "Нефтяная компания "Магма" в возмещении из бюджета акцизов на нефтепродукты, реализованных на экспорт за май 2004 года.
Отказ в возмещении сумм акциза обоснован тем, что у ОАО "НК "Магма" закончился срок действия свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, в связи с чем, по мнению налогового органа, ОАО НК "Магма" перестало быть плательщиком акцизов и вследствие этого утратило право на возмещение акцизов.
При этом реальность экспорта, правильность расчета сумм подлежащего возмещению акциза подтверждены материалами дела и налоговым органом не оспариваются.
ОАО "Нефтяная компания "Магма", не согласившись с решением налоговой инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судебных инстанций, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 179 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками акциза (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации; организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой.
Судебные инстанции, сославшись на положения названной выше статьи, обоснованно указали на то, что законодатель не связывает наличие обязанностей и прав налогоплательщика акцизов с наличием у организации свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов.
Свидетельство, как обоснованно указали судебные инстанции, является только подтверждением того, что лицо прошло регистрацию в налоговом органе в качестве налогоплательщика акцизов и в случае, если оно приобретает нефтепродукты для оптовой или розничной продажи, то оно, при приобретении этих нефтепродуктов, исчислит акциз самостоятельно в связи с нижеследующим.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 199 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма акциза, исчисленная по операциям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, имеющему свидетельство, в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов не включается, а в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов.
Следовательно, от наличия у покупателя (получателя) свидетельства, действующего на момент получения нефтепродуктов, зависит формирование цены передаваемого нефтепродукта - будет ли она включать в себя акциз (в случае, если свидетельства нет и сумма акциза должна быть сразу уплачена лицу, от которого нефтепродукты получены) или цена будет установлена без акциза (в случае, если свидетельство у покупателя есть), а акциз, соответственно, покупатель (получатель) исчислит и уплатит самостоятельно.
Таким образом, судебные инстанции правомерно указали на то, что на иные обязанности и права налогоплательщика, в том числе на право возмещения сумм акциза, наличие или отсутствие свидетельства (окончание срока действия свидетельства) не влияет.
Более того, согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
При этом статья 38 Налогового кодекса Российской Федерации связывает возникновение обязанности по уплате налога с наличием у лица объекта налогообложения, с наличием которого у лица возникают обязанности и корреспондирующие им права налогоплательщика.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога, следовательно, при возникновении у лица обязанности уплатить акциз на нефтепродукты, его право как налогоплательщика на возврат излишне уплаченного налога не ограничивается тем обстоятельством, что в последующих налоговых периодах у него отсутствовал объект налогообложения данным налогом.
Тем более, право на возмещение акциза не может зависеть от наличия у налогоплательщика свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 29.07.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-4053/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)