Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.01.2012 N 06АП-5792/2011 ПО ДЕЛУ N А73-8890/2011

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2012 г. N 06АП-5792/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.,
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска: Козачек Наталья Александровна, представитель по доверенности от 10.01.2012 N 02/02, удостоверение <...>;
- от Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление": Сбоев Василий Павлович, представитель по доверенности от 02.11.2010
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска
на решение от 28.10.2011
по делу N А73-8890/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска
о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 29.06.2011 N 16-33 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения"

установил:

Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска (далее - налоговый орган, Инспекция) с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 29.06.2011 N 16-33 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Предприятие, оспаривая решение налогового органа от 29.06.2011 N 16-33 в части предложенного к уплате налога на доходы физических лиц в сумме 32 978 092 руб., пени в сумме 2 468 717 руб., штрафа по статье 123 НК РФ в сумме 2 838 912 руб., просило суд учесть смягчающие ответственность обстоятельства, а именно тяжелое материальное положение МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление", и уменьшить штраф до 2 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 28.10.2011 заявленные требования удовлетворены частично: решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 29.06.2011 N 16-33 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" признано незаконным в части применения налоговых санкций по статье 123 НК РФ в сумме, превышающей 25 000 руб. 00 коп.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. С Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска в пользу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с судебным актом в части применения налоговых санкций в сумме, превышающей 25 000 руб., Инспекция обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в названной части и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки налоговым органом рассмотрено ходатайство предприятия, и налоговые санкции, в связи с тяжелым материальным положением налогоплательщика снижены в два раза (до 2 838 912 руб.), следовательно, суд первой инстанции неправомерно удовлетворил требование МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" о снижении размера штрафных санкций.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Инспекции поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части.
МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" в отзыве и его представитель в заседании суда апелляционной инстанции просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам, а также проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, поскольку сторонами не заявлено возражений.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании решения от 23.05.2011 N 16-1506 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска была проведена выездная налоговая проверка Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" по вопросам соблюдения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на имущество организаций за период с 01.02.2010 по 30.04.2011.
Выводы выездной налоговой проверки отражены в акте от 03.06.2011 N 31, по результатам рассмотрения которого руководителем Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска 29.06.2011 принято решение N 16-33 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Указанным решением МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" привлечено к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде взыскания штрафа в сумме 2 838 912 руб., с учетом его уменьшения в два раза.
Кроме того, решением от 29.06.2011 N 16-33 предприятию начислены пени по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 2 468 717 руб., а также предложено уплатить доначисленную недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме 32 978 092 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 01.09.2011 N 13-10/18639, принятым по результатам рассмотрения жалобы МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление", решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 29.06.2011 N 16-33 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, предприятие обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признавая решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 29.06.2011 N 16-33 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" незаконным в части применения налоговых санкций по статье 123 НК РФ в сумме, превышающей 25 000 руб. 00 коп., исходил из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ при рассмотрении дела о налоговом правонарушении судом или налоговым органом, рассматривающим дело, устанавливаются и учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения предусмотрены статьей 112 НК РФ. При этом из содержания подпункта 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ следует, что приведенный в данной норме перечень смягчающих ответственность обстоятельств не является исчерпывающим.
Пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции; по результатам оценки соответствующих обстоятельств суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Данная правовая позиция отражена в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.12.2009 N 11019/09 указал, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, то есть виновно совершенного налогоплательщиком противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия), за которое Кодексом установлена ответственность (статья 106, пункт 1 статьи 114 Кодекса).
Кодекс содержит открытый перечень обстоятельств, исключающих вину в совершении налогового правонарушения, а также обстоятельств, смягчающих ответственность за его совершение (статьи 111 - 112 Кодекса). Такие обстоятельства устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации и статьи 3 Кодекса требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Таким образом, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя.
Судом первой инстанции установлено, что при принятии решения от 29.06.2011 N 16-33 и привлечении МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ налоговый орган в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств уменьшил в два раза налоговые санкции до 2 838 912 руб.
В то же время, установление налоговым органом обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, не свидетельствует об отсутствии у суда полномочий при рассмотрении дела исследовать и установить все обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика независимо от их установления налоговым органом, поскольку положения статей 112, 114 НК РФ не содержат запрета на возможность повторного рассмотрения судом вопроса о снижении налоговых санкций.
В ходе рассмотрения настоящего дела предприятие в связи со сложным финансовым положением также ходатайствовало об уменьшении налоговых санкций 2 828 912 руб. до 2000 руб.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, обоснованно принял во внимание сложное финансовое положение МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление", обусловленное наличием по состоянию на 22.07.2011 кредиторской задолженности в сумме 170 587 000 руб., в том числе перед поставщиками и подрядчиками - в сумме 17 079 000 руб., перед персоналом организации - в сумме 18 429 000 руб., перед государственными внебюджетными фондами - в сумме 86 887 000 руб., по налогам и сборам - в сумме 46 503 000 руб., перед прочими кредиторами - в сумме 1 689 000 руб., убыточностью деятельности предприятия (по итогам работы за полугодие 2011 убыток составил 44 666 000 руб.), проанализировав представленные в материалы дела бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за полугодие 2011.
При этом суд обоснованно исходил из принципа соразмерности налоговых санкций совершенным правонарушениям.
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность (статья 106, пункт 1 статьи 114).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П разъяснил, что санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В Постановлении от 15.07.1999 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что применение налоговых санкций не должно ставить налогоплательщиков в необоснованно тяжелое материальное положение, влечь прекращение ими предпринимательской деятельности, а также иным образом сверх необходимости ущемлять их права и законные интересы. Судом первой инстанции из объяснений представителя предприятии установлено, что налоговые санкции в сумме 2 838 912 руб. продолжают оставаться значительными для МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление".
Кроме этого, суд обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" является одним из градообразующих предприятий г. Хабаровска, обеспечивающих жителей города работой.
Взыскание с предприятия штрафа в сумме 2 838 912 руб. может повлечь для МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" неблагоприятные экономические последствия, отразиться на его дальнейшей предпринимательской деятельности.
Судом также учтены доводы предприятия о том, что несвоевременное перечисление в бюджет НДФЛ за спорные периоды, повлекшее в свою очередь доначисление пеней и штрафа, вызвано несвоевременным возмещением МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" расходов, связанных с оказанием льготных услуг гражданам по проезду в городском общественном транспорте.
Названные обстоятельства суд обоснованно оценил как смягчающие ответственность предприятия обстоятельства, в связи с чем, уменьшил налоговые санкции по статье 123 НК РФ в сумме 2 838 912 руб., начисленные по решению Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 29.06.2011 N 16-33, в целях соблюдения баланса интересов заинтересованных сторон, частных и публичных интересов, а также исходя из целесообразности уменьшив налоговые санкции не до 2 000 руб., как это было заявлено заявителем, а до 25 000 руб.
Суд обоснованно отклонил доводы Инспекции о том, что не перечисляя в бюджет налог на доходы физических лиц, предприятие фактически пользовалось чужими денежными средствами, принадлежащими налогоплательщикам, в связи с чем, оснований для уменьшения налоговых санкций не имеется, поскольку статьями 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации не установлен запрет на их применение к какой-либо категории налоговых правонарушений.
Судом также обоснованно отклонены ссылки налогового органа на решение от 18.03.2010 N 7, которым МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" было привлечено к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ, поскольку как следует из оспариваемого решения от 29.06.2011 N 16-33, наличие отягчающих ответственность предприятия обстоятельств Инспекцией при наложении налоговых санкций не было установлено.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.10.2011 по делу N А73-8890/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА

Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)