Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 января 2001 года Дело N Ф08-3976/2000-1163А
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в заседании представителей ОАО "Гуковуголь", Инспекции ИМНС РФ по г. Красный Сулин, рассмотрев кассационную жалобу ОАО "Гуковуголь" б/н от 14.12.2000 на решение от 25.09.2000 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2000 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-9155/2000-С5-44, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Гуковуголь" (далее по тексту - ОАО "Гуковуголь") обратилось с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Красный Сулин (далее по тексту - ИМНС РФ по г. Красный Сулин) о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.06.2000 N 225.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2000, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 16.11.2000, в иске ОАО "Гуковуголь" отказано. Решение суда мотивировано тем, что ОАО "Гуковуголь", имеющее в своем составе структурные подразделения, находящиеся на территории г. Красный Сулин и состоящие на учете в ИМНС РФ по г. Красный Сулин по месту нахождения указанных структурных подразделений, несет обязанность по перечислению налога на прибыль по ставке, установленной Областным законом "Об областном бюджете" в размере 19% в местный бюджет г. Красный Сулин и Красносулинского района.
В кассационной жалобе ОАО "Гуковуголь" просит Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа отменить решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-9155/2000-С5-44 полностью и принять новое решение, полагая, что при принятии решения и постановления суд сделал не основанный на нормах действующего законодательства о налоге на прибыль: статьи 5 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", раздела 3 Инструкции ГНС РФ N 37 от 10.08.95 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", вывод об обязанности ОАО "Гуковуголь" уплачивать налог на прибыль в местный бюджет г. Красный Сулин и Красносулинского района; не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что ОАО "Гуковуголь" расчеты налога на прибыль, приходящегося на обособленные структурные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет и расположенные на территории того же субъекта Российской Федерации, что и акционерное общество, производило в составе расчета по налогу на прибыль акционерного общества; не принял во внимание статью 7 Закона Ростовской области "Об областном бюджете на 2000 г.", согласно которой часть налога на прибыль, в размере 19%, подлежит зачислению в бюджет Ростовской области; не оценил такой факт, что в 1999 г. ОАО "Гуковуголь", представляя в налоговый орган в течение года расчеты по налогу на прибыль с разбивкой в федеральный бюджет и бюджет Ростовской области не привлекалось к ответственности за вменяемое ему ИМНС РФ по г. Красный Сулин налоговое правонарушение; суд проигнорировал имеющиеся в деле доказательства своевременного представления истцом по месту постановки на налоговый учет (ИМНС РФ по г. Гуково) расчета по налогу на прибыль; решение налогового органа о привлечении акционерного общества к налоговой ответственности за неуплату налога в местный бюджет г. Красный Сулин неправомерно, принято в нарушение пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации по налогу на прибыль".
Отзыв на кассационную жалобу представлен не был. В судебном заседании представители ИМНС РФ по г. Красный Сулин просили суд кассационной инстанции оставить кассационную жалобу без удовлетворения, а решение суда и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ростовской области - без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа, изучив материалы дела в порядке статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей сторон, считает, что оспоренные судебные акты подлежат отмене, а кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 04.05.2000 по 31.05.2000 сотрудниками ИМНС РФ по г. Красный Сулин проведена выездная налоговая проверка ОАО "Гуковуголь" по вопросам соблюдения налогового законодательства по налогу на прибыль за период деятельности предприятия с 01.01.99 по 31.03.2000.
В ходе проверки установлено, что в нарушение подпункта "б" пункта 1 статьи 1 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158 "О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 г." ОАО "Гуковуголь" за I квартал 2000 г. исчисление и уплата налога на прибыль и дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом в доле, подлежащей зачислению в местный бюджет по месту нахождения структурных подразделений, не производились, в результате этого нарушения неуплата налога на прибыль в доле, подлежащей зачислению в доход местного бюджета г. Красный Сулин и дополнительных платежей, составила сумму 5015642 руб.
На основании акта проверки от 31.05.2000 руководителем ИМНС РФ по г. Красный Сулин принято решение N 225 от 26.06.2000 о привлечении ОАО "Гуковуголь" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату сумм налога на прибыль в результате неправомерных действий при распределении суммы исчисленного налога между бюджетами всех уровней и городов, где расположены структурные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного в местный бюджет г. Красный Сулин налога на прибыль в сумме 901688 руб. 40 коп., предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ, за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок деклараций по налогу на прибыль и дополнительным платежам в виде штрафа в размере 5% суммы налога в сумме 250782 руб. 10 коп., а также предложено ОАО "Гуковуголь" перечислить в срок, установленный в требовании об уплате налога, неуплаченных налога на прибыль в сумме 4508442 руб., дополнительных платежей в бюджет в сумме 507200 руб., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 109104 руб. 30 коп., оспоренное истцом полностью.
Спор возник в связи с тем, что истец не согласился с наличием у него обязанности налогоплательщика по зачислению налога на прибыль в размере, приходящемся зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в доход местного бюджета, а именно, в доход бюджета г. Красный Сулин и Красносулинского района.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" филиалы и другие обособленные подразделения организаций, включая филиалы кредитных и страховых организаций, за исключением филиалов Сберегательного банка Российской Федерации, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, на ряду с предприятиями и организациями - юридическими лицами по законодательству Российской Федерации являлись самостоятельными плательщиками налога на прибыль. Зачисление налога на прибыль предприятиями и организациями производилось в бюджеты двух уровней: федеральный по ставке 11 процентов и субъектов Российской Федерации по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 19 процентов, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций - по ставкам не свыше 27 процентов.
Налоговый кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 01.01.99, в статье 19 установил, что налогоплательщиками признаются только организации и физические лица, на которые в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций статуса самостоятельного налогоплательщика не имеют и исполняют обязанности организаций по уплате налогов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Федеральным законом от 09.07.99 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 14.07.99, введена норма, согласно которой, до введения в действие части второй Кодекса признававшиеся до 01.01.99 самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и расчетного счета. Законом РФ от 27.12.91 N 2116-1 (в редакции Федерального закона от 25.04.95 N 64-ФЗ), регулирующим налог на прибыль, предусмотрено по предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производить в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, при этом суммы налога по указанным предприятиям и структурным подразделениям определять в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти предприятия и структурные подразделения. Порядок расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660, согласно которому налог, исчисленный от доли прибыли, приходящейся на территориальные обособленные структурные подразделения, подлежит зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений. При этом исчисление налога на прибыль отдельно по организациям и структурным подразделениям производится в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территории, где расположены эти организации и структурные подразделения. Во исполнение Федерального закона от 25.04.95 N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660 Государственной налоговой службой Российской Федерации издано Письмо от 04.08.95 N НП-4-01/46Н "Методические указания по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660", разъясняющее, что указанный в вышеназванных Законе и Постановлении Порядок расчетов с бюджетами не распространяется на организации и их структурные подразделения, находящиеся на территории одного субъекта Российской Федерации и в том случае, когда в состав организации входят структурные подразделения, находящиеся на территории того же субъекта Российской Федерации, что и сама организация, расчеты по налогу на прибыль структурных подразделений организация должна производить в составе расчета по налогу на прибыль этой организации. Ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет области, для предприятий и организаций всех организационно - правовых форм установлена статьей 7 Областного закона "Об областном бюджете на 2000 г." в размере 19 процентов.
При принятии решения и постановления судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права в части определения порядка уплаты налога на прибыль предприятиями и организациями, в состав которых входят филиалы и представительства. Правомерно ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660, установившее указанный Порядок, суды, как первой, так и апелляционной инстанции, в нарушение действовавшего в проверяемый период федерального законодательства по налогу на прибыль, включая названное Постановление, устанавливают в судебных актах, что ОАО "Гуковуголь", имеющее в своем составе структурные подразделения, находящиеся на территории г. Красный Сулин и состоящие на учете в ИМНС РФ по г. Красный Сулин, несет обязанность по зачислению налога на прибыль по ставке 19 процентов, установленной Областным законом "Об областном бюджете на 2000 г." для зачисления в бюджет субъекта Российской Федерации, в местный бюджет г. Красный Сулин. Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции считает решение ИМНС РФ по г. Красный Сулин от 26.06.2000 в части предложения ОАО "Гуковуголь" уплатить в доход местного бюджета г. Красный Сулин налог на прибыль в сумме 4508442 руб. и дополнительных платежей в сумме 507200 руб., подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ - Ростовской области недействительным, равно как недействительным и в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на прибыль в доход местного бюджета, штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль и дополнительным платежам в местный бюджет и предложения уплатить пени за просрочку уплаты налога на прибыль в местный бюджет г. Красный Сулин. Структурное подразделение ОАО "Гуковуголь", местом нахождения которого является Красносулинский район, расположено на территории одного субъекта Российской Федерации, что и ОАО "Гуковуголь". 03.05.2000 ОАО "Гуковуголь" представило в ГНИ по г. Гуково расчет налога от фактической прибыли, в котором исчислило налог на прибыль в доход федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации по установленным ставкам, и расчет дополнительных платежей в бюджет за I квартал 2000 г., что имеет подтверждение материалами дела Письмо Министерства Российской Федерации от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158а "О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 г.", положенное в основание правонарушения в акте проверки, не имеет регистрации в Минюсте РФ и в силу пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса РФ, не относится к актам законодательства о налогах и сборах. Содержание письма также свидетельствует об исполнении филиалами и представительствами обязанности организации по уплате налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту своего нахождения и не содержит обязанности налогоплательщика по зачислению налога на прибыль в местный бюджет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 162, 174, 175 (пункт 2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
решение от 25.09.2000 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2000 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-9155/2000-С5-44 отменить. Признать недействительным решение Инспекции МНС РФ по г. Красный Сулин от 26.06.2000 N 225.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 19.01.2001 N Ф08-3976/2000-1163А
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 19 января 2001 года Дело N Ф08-3976/2000-1163А
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в заседании представителей ОАО "Гуковуголь", Инспекции ИМНС РФ по г. Красный Сулин, рассмотрев кассационную жалобу ОАО "Гуковуголь" б/н от 14.12.2000 на решение от 25.09.2000 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2000 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-9155/2000-С5-44, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Гуковуголь" (далее по тексту - ОАО "Гуковуголь") обратилось с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Красный Сулин (далее по тексту - ИМНС РФ по г. Красный Сулин) о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.06.2000 N 225.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2000, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 16.11.2000, в иске ОАО "Гуковуголь" отказано. Решение суда мотивировано тем, что ОАО "Гуковуголь", имеющее в своем составе структурные подразделения, находящиеся на территории г. Красный Сулин и состоящие на учете в ИМНС РФ по г. Красный Сулин по месту нахождения указанных структурных подразделений, несет обязанность по перечислению налога на прибыль по ставке, установленной Областным законом "Об областном бюджете" в размере 19% в местный бюджет г. Красный Сулин и Красносулинского района.
В кассационной жалобе ОАО "Гуковуголь" просит Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа отменить решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-9155/2000-С5-44 полностью и принять новое решение, полагая, что при принятии решения и постановления суд сделал не основанный на нормах действующего законодательства о налоге на прибыль: статьи 5 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", раздела 3 Инструкции ГНС РФ N 37 от 10.08.95 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", вывод об обязанности ОАО "Гуковуголь" уплачивать налог на прибыль в местный бюджет г. Красный Сулин и Красносулинского района; не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что ОАО "Гуковуголь" расчеты налога на прибыль, приходящегося на обособленные структурные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет и расположенные на территории того же субъекта Российской Федерации, что и акционерное общество, производило в составе расчета по налогу на прибыль акционерного общества; не принял во внимание статью 7 Закона Ростовской области "Об областном бюджете на 2000 г.", согласно которой часть налога на прибыль, в размере 19%, подлежит зачислению в бюджет Ростовской области; не оценил такой факт, что в 1999 г. ОАО "Гуковуголь", представляя в налоговый орган в течение года расчеты по налогу на прибыль с разбивкой в федеральный бюджет и бюджет Ростовской области не привлекалось к ответственности за вменяемое ему ИМНС РФ по г. Красный Сулин налоговое правонарушение; суд проигнорировал имеющиеся в деле доказательства своевременного представления истцом по месту постановки на налоговый учет (ИМНС РФ по г. Гуково) расчета по налогу на прибыль; решение налогового органа о привлечении акционерного общества к налоговой ответственности за неуплату налога в местный бюджет г. Красный Сулин неправомерно, принято в нарушение пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации по налогу на прибыль".
Отзыв на кассационную жалобу представлен не был. В судебном заседании представители ИМНС РФ по г. Красный Сулин просили суд кассационной инстанции оставить кассационную жалобу без удовлетворения, а решение суда и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ростовской области - без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа, изучив материалы дела в порядке статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей сторон, считает, что оспоренные судебные акты подлежат отмене, а кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 04.05.2000 по 31.05.2000 сотрудниками ИМНС РФ по г. Красный Сулин проведена выездная налоговая проверка ОАО "Гуковуголь" по вопросам соблюдения налогового законодательства по налогу на прибыль за период деятельности предприятия с 01.01.99 по 31.03.2000.
В ходе проверки установлено, что в нарушение подпункта "б" пункта 1 статьи 1 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158 "О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 г." ОАО "Гуковуголь" за I квартал 2000 г. исчисление и уплата налога на прибыль и дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом в доле, подлежащей зачислению в местный бюджет по месту нахождения структурных подразделений, не производились, в результате этого нарушения неуплата налога на прибыль в доле, подлежащей зачислению в доход местного бюджета г. Красный Сулин и дополнительных платежей, составила сумму 5015642 руб.
На основании акта проверки от 31.05.2000 руководителем ИМНС РФ по г. Красный Сулин принято решение N 225 от 26.06.2000 о привлечении ОАО "Гуковуголь" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату сумм налога на прибыль в результате неправомерных действий при распределении суммы исчисленного налога между бюджетами всех уровней и городов, где расположены структурные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного в местный бюджет г. Красный Сулин налога на прибыль в сумме 901688 руб. 40 коп., предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ, за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок деклараций по налогу на прибыль и дополнительным платежам в виде штрафа в размере 5% суммы налога в сумме 250782 руб. 10 коп., а также предложено ОАО "Гуковуголь" перечислить в срок, установленный в требовании об уплате налога, неуплаченных налога на прибыль в сумме 4508442 руб., дополнительных платежей в бюджет в сумме 507200 руб., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 109104 руб. 30 коп., оспоренное истцом полностью.
Спор возник в связи с тем, что истец не согласился с наличием у него обязанности налогоплательщика по зачислению налога на прибыль в размере, приходящемся зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в доход местного бюджета, а именно, в доход бюджета г. Красный Сулин и Красносулинского района.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" филиалы и другие обособленные подразделения организаций, включая филиалы кредитных и страховых организаций, за исключением филиалов Сберегательного банка Российской Федерации, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, на ряду с предприятиями и организациями - юридическими лицами по законодательству Российской Федерации являлись самостоятельными плательщиками налога на прибыль. Зачисление налога на прибыль предприятиями и организациями производилось в бюджеты двух уровней: федеральный по ставке 11 процентов и субъектов Российской Федерации по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 19 процентов, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций - по ставкам не свыше 27 процентов.
Налоговый кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 01.01.99, в статье 19 установил, что налогоплательщиками признаются только организации и физические лица, на которые в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций статуса самостоятельного налогоплательщика не имеют и исполняют обязанности организаций по уплате налогов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Федеральным законом от 09.07.99 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 14.07.99, введена норма, согласно которой, до введения в действие части второй Кодекса признававшиеся до 01.01.99 самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и расчетного счета. Законом РФ от 27.12.91 N 2116-1 (в редакции Федерального закона от 25.04.95 N 64-ФЗ), регулирующим налог на прибыль, предусмотрено по предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производить в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, при этом суммы налога по указанным предприятиям и структурным подразделениям определять в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти предприятия и структурные подразделения. Порядок расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660, согласно которому налог, исчисленный от доли прибыли, приходящейся на территориальные обособленные структурные подразделения, подлежит зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений. При этом исчисление налога на прибыль отдельно по организациям и структурным подразделениям производится в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территории, где расположены эти организации и структурные подразделения. Во исполнение Федерального закона от 25.04.95 N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660 Государственной налоговой службой Российской Федерации издано Письмо от 04.08.95 N НП-4-01/46Н "Методические указания по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660", разъясняющее, что указанный в вышеназванных Законе и Постановлении Порядок расчетов с бюджетами не распространяется на организации и их структурные подразделения, находящиеся на территории одного субъекта Российской Федерации и в том случае, когда в состав организации входят структурные подразделения, находящиеся на территории того же субъекта Российской Федерации, что и сама организация, расчеты по налогу на прибыль структурных подразделений организация должна производить в составе расчета по налогу на прибыль этой организации. Ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет области, для предприятий и организаций всех организационно - правовых форм установлена статьей 7 Областного закона "Об областном бюджете на 2000 г." в размере 19 процентов.
При принятии решения и постановления судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права в части определения порядка уплаты налога на прибыль предприятиями и организациями, в состав которых входят филиалы и представительства. Правомерно ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660, установившее указанный Порядок, суды, как первой, так и апелляционной инстанции, в нарушение действовавшего в проверяемый период федерального законодательства по налогу на прибыль, включая названное Постановление, устанавливают в судебных актах, что ОАО "Гуковуголь", имеющее в своем составе структурные подразделения, находящиеся на территории г. Красный Сулин и состоящие на учете в ИМНС РФ по г. Красный Сулин, несет обязанность по зачислению налога на прибыль по ставке 19 процентов, установленной Областным законом "Об областном бюджете на 2000 г." для зачисления в бюджет субъекта Российской Федерации, в местный бюджет г. Красный Сулин. Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции считает решение ИМНС РФ по г. Красный Сулин от 26.06.2000 в части предложения ОАО "Гуковуголь" уплатить в доход местного бюджета г. Красный Сулин налог на прибыль в сумме 4508442 руб. и дополнительных платежей в сумме 507200 руб., подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ - Ростовской области недействительным, равно как недействительным и в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на прибыль в доход местного бюджета, штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль и дополнительным платежам в местный бюджет и предложения уплатить пени за просрочку уплаты налога на прибыль в местный бюджет г. Красный Сулин. Структурное подразделение ОАО "Гуковуголь", местом нахождения которого является Красносулинский район, расположено на территории одного субъекта Российской Федерации, что и ОАО "Гуковуголь". 03.05.2000 ОАО "Гуковуголь" представило в ГНИ по г. Гуково расчет налога от фактической прибыли, в котором исчислило налог на прибыль в доход федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации по установленным ставкам, и расчет дополнительных платежей в бюджет за I квартал 2000 г., что имеет подтверждение материалами дела Письмо Министерства Российской Федерации от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158а "О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 г.", положенное в основание правонарушения в акте проверки, не имеет регистрации в Минюсте РФ и в силу пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса РФ, не относится к актам законодательства о налогах и сборах. Содержание письма также свидетельствует об исполнении филиалами и представительствами обязанности организации по уплате налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту своего нахождения и не содержит обязанности налогоплательщика по зачислению налога на прибыль в местный бюджет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 162, 174, 175 (пункт 2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.09.2000 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2000 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-9155/2000-С5-44 отменить. Признать недействительным решение Инспекции МНС РФ по г. Красный Сулин от 26.06.2000 N 225.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)