Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 05.10.2009 ПО ДЕЛУ N А32-24878/2008-59/275

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2009 г. по делу N А32-24878/2008-59/275


Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 октября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Бобровой В.А. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края - Швидкова Е.А. (доверенность от 21.09.2009), Матвеевой Г.А. (доверенность от 30.09.2009), от третьего лица - ГСП "Светлый путь" - конкурсного управляющего Джамбатова А.А., представителя Кочкина Д.В. (доверенность от 25.09.2009), в отсутствие заявителя - крестьянского фермерского хозяйства "ЛИД и К", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июля 2009 года (судьи Шимбарева Н.В., Андреева Е.В., Захарова Л.А.) по делу N А32-24878/2008-59/275, установил следующее.
Крестьянское фермерское хозяйство "ЛИД и К" (далее - хозяйство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 29.03.2007 N 2152 дсп в части доначисления 3 377 336 рублей налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и 911 984 рублей соответствующих пени (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20 февраля 2009 года (судья Гонзус И.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что судом не установлено несоответствие оспариваемого решения налогового органа закону, а также не установлено нарушение прав заявителя и третьего лица.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2009 года решение суда от 20 февраля 2009 года отменено на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. к. суд принял решение при отсутствии сведений о надлежащем извещении хозяйства.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июля 2009 года решение налогового органа от 29.03.2007 N 2152 дсп признано недействительным в части доначисления 3 184 017 рублей НДФЛ и пени, в удовлетворении требований в части доначисления 193 319 рублей НДФЛ и пени отказано. В остальной части производство по делу прекращено в связи с отказом заявителя от требований. Судебный акт мотивирован тем, что взыскание задолженности по НДФЛ за период до 2003 года незаконно, поскольку этот период не входит в период проверки. Налоговый орган не представил доказательств выплаты ГСП "Светлый путь" заработной платы за 2003 и 2004 годы и удержания НДФЛ. Материалами дела подтверждена только задолженность 193 319 рублей НДФЛ, удержанного в 2005 году.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы полагает, что 3 234 640 рублей является общей суммой задолженности по НДФЛ, из которой 1 425 722 рубля НДФЛ, удержанный с выплаченной заработной платы за период с 2000 года по 2002 год. Сумма задолженности подтверждена главной книгой предприятия за 2005 год. Причиной прекращения производства по уголовному делу в отношении директора ГСП "Светлый путь" Дудка А.И. явилось то, что задолженность НДФЛ не соответствует крупному размеру, указанному в примечании к статье 199 Уголовного кодекса Российской Федерации. Однако в постановлении о прекращении уголовного дела от 16.07.2008 указано о задолженности предприятия по НДФЛ перед бюджетом.
В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в жалобе. Представители третьего лица просили постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 01.10.2009 по 05.10.2009 до 12 часов.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей заявителя и третьего лица, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене в части удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка ГСП "Светлый путь" на предмет соблюдения законодательства по вопросам правильности и полноты исчисления и уплаты налогов с 01.01.2003 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт от 22.02.07 N 1146.
На основании акта проверки заместитель руководителя налогового органа вынес решение от 29.03.2007 N 2152 дсп о доначислении ГСП "Светлый путь" водного налога, земельного налога, транспортного налога с организаций, НДФЛ, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в общей сумме 5 258 593 рублей, пеней в сумме 1 287 897 рублей. Предприятию налоговой инспекцией на основании решения выставлены инкассовые поручения от 16.07.2007 N 40971 и 40972 на списание со счета предприятия 3 377 336 рублей НДФЛ и 911 985 рублей соответствующих пеней.
Согласно решению Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2004 по делу N А32-11736/2003-27/111Б ГСП "Светлый путь" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
Хозяйство, сославшись на статьи 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции от 29.03.2007 N 2152 дсп в части доначисления ГСП "Светлый путь" 3 377 336 рублей НДФЛ и 911 984 рублей соответствующих пени. Хозяйство полагает, что обжалуемое решение налоговой инспекции нарушает его права как конкурсного кредитора, т. к. удовлетворение текущих обязательств по НДФЛ в первоочередном порядке приведет к уменьшению конкурсной массы и, соответственно, уменьшится процент удовлетворения требований заявителя.
При удовлетворении заявленных требований суд апелляционной инстанции не учел следующее.
Согласно пункту 1 статьи 126 Федерального закона от 26.20.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительным ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 указанного Закона, в том числе требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктами 4 и 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налоговых агентов удерживать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ в бюджет.
В данном случае ГСП "Светлый путь" исполняет обязанности налогового агента, в связи с чем должно перечислять в бюджет суммы НДФЛ, удержанные с выплаченных физическим лицам доходов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.
Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
Таким образом, в случае признания юридического лица несостоятельным (банкротом) и при открытии в отношении его имущества конкурсного производства, запреты и правила, установленные Законом о банкротстве, не распространяются на правоотношения, в которых должник выступает налоговым агентом. Введение процедуры банкротства (конкурсного производства) в отношении ГСП "Светлый путь" не устраняет его обязанности как налогового агента исполнять свои обязанности по перечислению в бюджет удержанных сумм НДФЛ.
Довод подателя жалобы о том, что решением от 29.03.2007 N 2152 дсп налоговый орган нарушил права конкурсного кредитора т. к. ограничил права ГСП "Светлый путь", находящегося в стадии конкурсного производства, по осуществлению предусмотренных законодательством о банкротстве мер противоречит Закону о банкротстве. В данном случае плательщиком налога является физическое лицо, объектом налогообложения - его заработная плата. Следовательно, НДФЛ, подлежащий исчислению с заработной платы работников, имуществом работодателя (ГСП "Светлый путь") не является, поэтому взыскание по оспариваемому решению налогового органа сумм НДФЛ и пеней не может рассматриваться как ограничение распоряжения имуществом ГСП "Светлый путь" и нарушением прав конкурсных кредиторов.
Кроме того, хозяйство (конкурсный кредитор) не доказало, каким образом само по себе решение налоговой инспекции 29.03.2007 N 2152 дсп нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, притом что решение 29.03.2007 N 2152 дсп налогоплательщиком - ГСП "Светлый путь" не оспорено.
Следовательно, требование хозяйства о признании недействительным решения налоговой инспекции от 29.03.2007 N 2152 дсп в части доначисления ГСП "Светлый путь" 3 377 336 рублей НДФЛ и 911 984 рублей соответствующих пени не основано на нормах Налогового кодекса Российской Федерации, Закона о банкротстве. При указанных обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Вывод суда в части отказа хозяйству в удовлетворении заявленных требований по вышеуказанным основаниям является правильным.
Суд апелляционной инстанции правомерно прекратил в части производство по делу в связи с отказом заявителя от заявленных требований.
Поскольку суд применил норму права, не подлежащую применению, постановление апелляционной инстанции от 2 июля 2009 года надлежит отменить в части удовлетворения заявленных требований хозяйства и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июля 2009 года по делу N А32-24878/2008-59/275 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району N 2152 дсп от 29.03.2007 в части доначисления НДФЛ в сумме 3 184 017 рублей и приходящуюся на данную сумму налога пени.
В отмененной части в удовлетворении требований отказать.
В остальной части постановление апелляционной инстанции от 2 июля 2009 года по данному делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.МАЦКО

Судьи
В.А.БОБРОВА
Т.Н.ДОРОГИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)