Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.04.2009 N 17АП-1823/2009-АК ПО ДЕЛУ N А60-31356/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2009 г. N 17АП-1823/2009-АК


Дело N А60-31356/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Голубцова В.Г., Богдановой Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
- от заявителя ООО "Триумф" - не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга - не явился, извещен надлежащим образом;
- Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
ООО "Триумф"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 января 2009 года
по делу N А60-31356/2008,
принятое судьей Колосовой Л.В.,
по заявлению ООО "Триумф"
к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:

ООО "Триумф" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 17.07.2008 г. N 03-05/58035 об отказе в регистрации объектов налогообложения, а также об обязании налогового органа зарегистрировать игровые автоматы в количестве 50 штук, установленные в игорном заведении по адрес: г. Екатеринбург, пр. Ленина, 5а и выдать соответствующее свидетельство на указанные игровые автоматы.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.01.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Триумф" обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку решение принято с нарушением норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что решение налогового органа не соответствует ст. 366 НК РФ и нарушает права общества на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса.
ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга представила письменный отзыв на жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поскольку право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 г. свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу ФЗ от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 г. игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в соответствии п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акт проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 15.07.2008 г. ООО "Триумф" обратилось в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга с заявлением о регистрации 50 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по форме N 29-2, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ленина, 5а.
Инспекция, рассмотрев заявление, направила в адрес общества уведомление от 17.07.2008 г. N 03-05/58035 об отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Полагая, что налоговый орган незаконно отказал в регистрации объектов налогообложения, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение соответствует закону и иным нормативным правовым актам и не нарушает прав и законных интересов общества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует закону и материалам дела и не подлежит отмене.
В соответствии со ст. 365, 366 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес является игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
В силу п. 2 ст. 366 НК РФ игровые автоматы как объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес подлежат регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", которым определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В пунктах 1, 2 статьи 5 Закона предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 4 Закона игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
Под игорной зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона).
Игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 5 Закона).
На территории Российской Федерации создаются игорные зоны на территориях: Алтайского края; Приморского края; Калининградской области; Краснодарского края, Ростовской области.
В силу пункта 2 статьи 13 Закона разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3-5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ в силу, то есть до 01.01.2007 г., вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 г. вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных Законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.
Как следует из материалов дела, ООО "Триумф" до 01.01.2007 г. не имело игорных заведений по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ленина, 5а, заявление о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес было подано 15.07.2008 г., то есть после введения в силу Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г.
Таким образом, ООО "Триумф", обращаясь в налоговый орган за регистрацией 50 игровых автоматов, планировало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса во вновь открытом игорном заведении по указанному адресу в г. Екатеринбурге, на территории, не отнесенной к игорным заведениям после 01.01.2007 г., что не соответствует требованиям части 4 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ.
В силу пункта 3 части 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ - контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 настоящей статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 506 от 30.09.2004 г.
Учитывая, что у ООО "Триумф" не возникло право открывать новые игорные заведения на территории города Серова, а налоговый орган является органом уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных статьей 5 Федерального закона N 244-ФЗ в части ограничений осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр с 01.01.2007 г., следовательно, налоговый орган правомерно отказал обществу в государственной регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - в количестве 50 игровых автоматов по заявлению и вынесенное уведомление N 12-24/14351 от 01.10.2008 г. является законным и обоснованным.
Довод о том, что положения Закона N 244-ФЗ не распространяются на рассматриваемые отношения, судом апелляционной инстанции рассмотрена и отклонена в силу следующего.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в пункте 3 определения N 150-О от 18.03.2004 г., федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления, и исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно вводиться федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей (статья 74, часть 2).
Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., вступившим в силу с 1 января 2007 года, установлено, что ограничения осуществления указанной деятельности устанавливаются в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (статья 1); правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется как федеральным законом, так и законами субъектов Российской Федерации (статья 2).
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ игорные заведения могут быть открыты с 01.01.2007 г. исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ игорные заведения, имеющие лицензии и соответствующие установленным Законом требованиям вправе продолжать свою деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне до 30 июня 2009 г.
Из анализа указанных правовых норм следует, что федеральным законом введены ограничения по организации новых игорных заведений с 01.01.2007 г., но разрешено продолжать деятельность уже существующих на указанную дату игорных заведений соответствующих установленным требованиям.
Таким образом, налогоплательщик должен соблюдать требования федеральных законов, в том числе Закона N 244-ФЗ, при регистрации игорных автоматов, в связи с чем, судом первой инстанции верно установлено, что спорное уведомление соответствует действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба удовлетворению, решение суда первой инстанции от 27.01.2009 г. отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.01.2009 г. оставить без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Г.Н.ГУЛЯКОВА

Судьи
Р.А.БОГДАНОВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)