Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 22.06.2010 ПО ДЕЛУ N А26-10275/2009

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2010 г. по делу N А26-10275/2009


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Боглачевой Е.В., Журавлевой О.Р., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Шунгит М" Королевой С.А. (доверенность от 01.06.2010 N 07), рассмотрев 22.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шунгит М" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.12.2009 (судья Шатина Г.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Горбачева О.В.) по делу N А26-10275/2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Шунгит М" (далее - ООО "Шунгит М", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия (далее - Инспекция, налоговый орган) от 28.05.2009 N 14-22/41 в части доначисления 195 335 руб. земельного налога за 2005 год и 96 796 руб. 64 коп. пеней.
Суд первой инстанции решением от 04.12.2009 в удовлетворении заявления отказал.
Постановлением апелляционного суда от 15.03.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение и постановление, требования ООО "Шунгит М" удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, начисление заявителю земельного налога за пользование земельным участком размером 63 га в 2005 году является неправомерным, поскольку законных оснований на пользование названным земельным участком в спорный период у Общества не имелось.
Представитель Инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена без его участия.
В судебном заседании представитель ООО "Шунгит М" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, просил ее удовлетворить.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция в период с 30.10.2008 по 26.12.2008 провела выездную налоговую проверку Общества за период с 01.01.2005 по 30.09.2008. По результатам проверки налоговый орган составил акт от 20.02.2009 N 14-22/10 и вынес решение от 28.05.2009 N 14-22/41 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 20.07.2009 N 07-08/07146 названное решение Инспекции оставлено без изменения.
Оспариваемым решением Обществу, в частности, доначислены земельный налог в сумме 195 335 руб. и пени за несвоевременную уплату названного налога в размере 96 796 руб. 64 коп.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод налогового органа о том, что в нарушение положений статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) ООО "Шунгит М" не исчислен земельный налог за 2005 год за земельный участок площадью 62,09 га в сумме 195 335 руб. по сроку уплаты 15.09.2005 - 97 667 руб. и 15.11.2005 - 97 668 руб.
Не согласившись с названным ненормативным актом налогового органа, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным в соответствующей части.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Общество является землепользователем спорного земельного участка и обязано уплачивать земельный налог.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и выслушав представителя ООО "Шунгит М", считает, что жалоба Общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ (далее - Закон N 141-ФЗ) с 01.01.2005 введена в действие глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) "Земельный налог".
На основании статьи 2 названного закона Закон N 1738-1 за исключением статьи 25 признан утратившим силу с 01.01.2006.
В соответствии со статьей 3 Закона N 141-ФЗ при принятии представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов (законов) о введении в действие с 01.01.2005 согласно главе 31 НК РФ земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований Закон N 1738-1 применению не подлежит, за исключением статьи 25.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на территории Медвежьегорского муниципального района земельный налог введен решением Медвежьегорского районного Совета местного самоуправления от 27.10.2005 N 532 только с 01.01.2006. Следовательно, исчисление и уплата земельного налога в 2005 году на территории названного муниципального образования осуществлялись в соответствии с Законом N 1738-1.
Статьей 1 Закона N 1738-1 предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Согласно статье 15 Закона N 1738-1 основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Пользование недрами с целью добычи полезных ископаемых осуществляется на основании специального государственного разрешения в виде лицензии, предоставление которой осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующими земельными участками, что предусмотрено статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и пунктом 4.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
Судебные инстанции установили, что Общество в 2005 году являлось фактическим пользователем земельного участка площадью 63 га в Медвежьегорском районе (Мягрозерское месторождение). При этом суды приняли во внимание следующие обстоятельства.
Местная администрация муниципального образования "Медвежьегорский район" в письме от 08.05.2003 N 7.7/2-16 выразила предварительное согласие на выделение ООО "Шунгит М" земельного участка площадью 63 га для разработки Мягрозерского месторождения шунгитосодержащих вспучивающихся сланцев (том 2, лист дела 31).
Совместным решением местной администрации муниципального образования "Медвежьегорский район" от 15.06.2003 N 7.1/2.1-20/2 и Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов по Республике Карелия от 13.05.2003 N 175-р Обществу предоставлено право пользования недрами для добычи шунгитсодержащих сланцев на Мягрозерском месторождении с целью производства щебня (том 2, лист дела 41).
Заявителю выдана лицензия на право пользования недрами серии ПТЗ N 01010 вид лицензии ТЭ с целевым назначением и видами работ по добыче шунгитсодержащих сланцев на Мягрозерском месторождении с целью производства щебня, зарегистрированная в установленном порядке 20.05.2003 (том 1, лист дела 102).
Согласно акту выбора и обследования земельного участка на строительство промышленного карьера на Мягрозерском месторождении от 22.07.2003 спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда Заонежского лесхоза в лесах 2 группы (том 1, лист дела 104). Названный акт утвержден приказом Агентства лесного хозяйства по Республике Карелия от 25.01.2005 N 12 (том 2, лист дела 26).
В ходе налоговой проверки Инспекция установила, что Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Республике Карелия письмом от 12.11.2003 N 05-02/96 предварительно согласовало участок площадью 63 га на проведение проектно-изыскательских работ, Обществу был выписан лесорубочный билет от 26.08.2004 N 43 на проведение геологоразведочных работ на срок до 26.08.2005. На основании этого лесорубочного билета ООО "Шунгит М" вырубило участок площадью 0,91 га, оплатило лесные подати. Указанные обстоятельства Обществом не оспариваются.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Республики Карелия в заключении от 03.12.2003 N 55 счел возможным предварительно согласовать ООО "Шунгит М" место размещения для строительства промышленного карьера на Мягрозерском месторождении шунгитсодержащих сланцев ориентировочной площадью 63 га на землях лесного фонда Заонежского лесхоза в лесах второй группы.
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Республике Карелия выдало Обществу разрешение на проведение геологоразведочных работ от 18.08.2004 N 05-02/2967.2 в лесах второй категории Северного лесничества (том 2, лист дела 37).
Приказом Агентства лесного хозяйства по Республике Карелия от 27.12.2005 N 615 на основании статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - ЛК РФ) произведен перевод 15,15 га лесных земель в нелесные на участке лесного фонда Северного лесничества, испрашиваемого ООО "Шунгит М" в целях строительства промышленного карьера по добыче шунгитсодержащих сланцев.
Проанализировав содержания указанных документов, суды пришли к правильному выводу, что они подтверждают использование Обществом в 2005 году спорного земельного участка.
Обязанности налогоплательщиков, связанные с использованием земель лесного фонда, предусмотрены в статье 11 Закона N 1738-1. Однако в этой правовой норме не отражен такой вид пользования, как разработка недр в землях лесного фонда.
В соответствии со статьями 103, 104 ЛК РФ (в редакции спорного периода), платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей и арендной платы, при этом лесные подати (куда входит и плата за землю) взимаются за все виды лесопользования, перечень которых определен статьей 80 ЛК РФ. Данный перечень не содержит работ, связанных с недропользованием.
Вместе с тем, на основании статьи 39 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю.
Таким образом, поскольку ООО "Шунгит М" является землепользователем спорного земельного участка, однако он не был предоставлен заявителю на условиях аренды, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество в соответствии с Законом N 1738-1 обязано уплачивать земельный налог.
При этом суды приняли во внимание, что земельный налог исчислен налоговым органом с учетом оплаченных ранее лесных податей.
Вывод судов относительно обязанности Общества по уплате земельного налога за фактически используемый земельный участок не противоречит приведенным нормам законодательства и соответствует практике применения этих норм, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.10.2003 N 7644/03. В названном постановлении указано, что отсутствие документа на право пользования землей при фактическом землепользовании не может служить безусловным основанием для освобождения пользователя от уплаты налога на землю, поэтому довод заявителя об отсутствии у него в спорный период документов, подтверждающих право пользования спорным земельным участком на законном основании, подлежит отклонению.
Неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права не установлено. Доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных ими фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного у кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда республики Карелия от 04.12.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 по делу N А26-10275/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шунгит М" - без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.ПАСТУХОВА

Судьи
Е.В.БОГЛАЧЕВА
О.Р.ЖУРАВЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)