Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 9 ноября 2004 года Дело N Ф04-7857/2004(6026-А75-31)
Открытое акционерное общество "Транс-Ойл" (далее - ОАО "Транс-Ойл") обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - налоговая инспекция), изложенного в письме N 09/6789 от 06.11.2003, об отказе в зачете излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в счет погашения недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и обязании налоговой инспекции произвести зачет излишне уплаченной суммы НДС в счет погашения недоимки по НДПИ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 273995,66 руб.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2004 решение налоговой инспекции, изложенное в письме N 09/6789 от 06.11.2003, об отказе ОАО "Транс-Ойл" в зачете излишне уплаченной суммы НДС в счет погашения недоимки по НДПИ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, признано не соответствующим статьям 78, 176 Налогового кодекса Российской Федерации и незаконным.
Суд обязал налоговую инспекцию произвести зачет излишне уплаченной ОАО "Транс-Ойл" суммы НДС в счет погашения недоимки по НДПИ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 273995,66 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшееся по делу решение.
Налоговая инспекция считает, что при осуществлении зачета сумм НДС в счет НДПИ нарушается пункт 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, отказ же налогового органа в зачете излишне уплаченных сумм НДС в счет погашения задолженности по НДПИ соответствует законодательству о налогах и сборах и не нарушает прав налогоплательщика.
Считает, что у арбитражного суда отсутствовали основания для восстановления пропущенного ОАО "Транс-Ойл" срока для подачи заявления.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Транс-Ойл", ссылаясь на законность принятого судебного решения, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Транс-Ойл" обратилось в налоговую инспекцию с письмом от 21.10.2003 N 509, в котором просило сумму НДПИ, начисленного к уплате в бюджет за сентябрь 2003 года в сумме 335779 руб., зачесть в счет ранее начисленного НДС к возмещению.
Налоговая инспекция письмом от 06.11.2003 N 09/6789 сообщила о невозможности проведения данного зачета в связи с тем, что указанные налоги направляются в разные бюджеты.
Полагая, что отказ налоговой инспекции противоречит налоговому законодательству, ОАО "Транс-Ойл" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым на территории автономного округа, входящего в состав края или области, полезным ископаемым в виде углеводородного сырья (за исключением газа природного горючего из всех видов месторождений углеводородного сырья), распределяется следующим образом:
- 81,6 процента суммы налога - в доходы федерального бюджета;
- 13,4 процента суммы налога - в доходы бюджета округа;
- 5,0 процента суммы налога - в доходы бюджета края или области.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" НДС отнесен к федеральным налогам.
В силу пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная с налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пеней, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах довод налогового органа о невозможности проведения зачета в силу того, что органами федерального казначейства денежные средства из федерального бюджета (НДС) будут зачтены по уровням бюджетов (НДПИ), обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для нарушения права налогоплательщика на проведение зачета.
Арбитражным судом установлено, что согласно балансу расчетов на 15.06.2004, выданному налоговым органом, на указанную дату у ОАО "Транс-Ойл" имеются переплата по НДС в размере 2216688,15 руб. и 1232546,05 руб. недоимки по НДПИ.
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно признал, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в проведении соответствующего зачета.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд первой инстанции, учитывая, что нарушение прав налогоплательщика носит длящийся характер, в целях реализации права на судебную защиту ОАО "Транс-Ойл" обоснованно удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Решение от 29.06.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1888-А/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 9 ноября 2004 года Дело N Ф04-7857/2004(6026-А75-31)
Открытое акционерное общество "Транс-Ойл" (далее - ОАО "Транс-Ойл") обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - налоговая инспекция), изложенного в письме N 09/6789 от 06.11.2003, об отказе в зачете излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в счет погашения недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и обязании налоговой инспекции произвести зачет излишне уплаченной суммы НДС в счет погашения недоимки по НДПИ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 273995,66 руб.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2004 решение налоговой инспекции, изложенное в письме N 09/6789 от 06.11.2003, об отказе ОАО "Транс-Ойл" в зачете излишне уплаченной суммы НДС в счет погашения недоимки по НДПИ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, признано не соответствующим статьям 78, 176 Налогового кодекса Российской Федерации и незаконным.
Суд обязал налоговую инспекцию произвести зачет излишне уплаченной ОАО "Транс-Ойл" суммы НДС в счет погашения недоимки по НДПИ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 273995,66 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшееся по делу решение.
Налоговая инспекция считает, что при осуществлении зачета сумм НДС в счет НДПИ нарушается пункт 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, отказ же налогового органа в зачете излишне уплаченных сумм НДС в счет погашения задолженности по НДПИ соответствует законодательству о налогах и сборах и не нарушает прав налогоплательщика.
Считает, что у арбитражного суда отсутствовали основания для восстановления пропущенного ОАО "Транс-Ойл" срока для подачи заявления.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Транс-Ойл", ссылаясь на законность принятого судебного решения, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Транс-Ойл" обратилось в налоговую инспекцию с письмом от 21.10.2003 N 509, в котором просило сумму НДПИ, начисленного к уплате в бюджет за сентябрь 2003 года в сумме 335779 руб., зачесть в счет ранее начисленного НДС к возмещению.
Налоговая инспекция письмом от 06.11.2003 N 09/6789 сообщила о невозможности проведения данного зачета в связи с тем, что указанные налоги направляются в разные бюджеты.
Полагая, что отказ налоговой инспекции противоречит налоговому законодательству, ОАО "Транс-Ойл" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым на территории автономного округа, входящего в состав края или области, полезным ископаемым в виде углеводородного сырья (за исключением газа природного горючего из всех видов месторождений углеводородного сырья), распределяется следующим образом:
- 81,6 процента суммы налога - в доходы федерального бюджета;
- 13,4 процента суммы налога - в доходы бюджета округа;
- 5,0 процента суммы налога - в доходы бюджета края или области.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" НДС отнесен к федеральным налогам.
В силу пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная с налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пеней, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах довод налогового органа о невозможности проведения зачета в силу того, что органами федерального казначейства денежные средства из федерального бюджета (НДС) будут зачтены по уровням бюджетов (НДПИ), обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для нарушения права налогоплательщика на проведение зачета.
Арбитражным судом установлено, что согласно балансу расчетов на 15.06.2004, выданному налоговым органом, на указанную дату у ОАО "Транс-Ойл" имеются переплата по НДС в размере 2216688,15 руб. и 1232546,05 руб. недоимки по НДПИ.
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно признал, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в проведении соответствующего зачета.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд первой инстанции, учитывая, что нарушение прав налогоплательщика носит длящийся характер, в целях реализации права на судебную защиту ОАО "Транс-Ойл" обоснованно удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Решение от 29.06.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1888-А/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 09.11.2004 N Ф04-7857/2004(6026-А75-31)
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 9 ноября 2004 года Дело N Ф04-7857/2004(6026-А75-31)
Открытое акционерное общество "Транс-Ойл" (далее - ОАО "Транс-Ойл") обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - налоговая инспекция), изложенного в письме N 09/6789 от 06.11.2003, об отказе в зачете излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в счет погашения недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и обязании налоговой инспекции произвести зачет излишне уплаченной суммы НДС в счет погашения недоимки по НДПИ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 273995,66 руб.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2004 решение налоговой инспекции, изложенное в письме N 09/6789 от 06.11.2003, об отказе ОАО "Транс-Ойл" в зачете излишне уплаченной суммы НДС в счет погашения недоимки по НДПИ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, признано не соответствующим статьям 78, 176 Налогового кодекса Российской Федерации и незаконным.
Суд обязал налоговую инспекцию произвести зачет излишне уплаченной ОАО "Транс-Ойл" суммы НДС в счет погашения недоимки по НДПИ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 273995,66 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшееся по делу решение.
Налоговая инспекция считает, что при осуществлении зачета сумм НДС в счет НДПИ нарушается пункт 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, отказ же налогового органа в зачете излишне уплаченных сумм НДС в счет погашения задолженности по НДПИ соответствует законодательству о налогах и сборах и не нарушает прав налогоплательщика.
Считает, что у арбитражного суда отсутствовали основания для восстановления пропущенного ОАО "Транс-Ойл" срока для подачи заявления.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Транс-Ойл", ссылаясь на законность принятого судебного решения, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Транс-Ойл" обратилось в налоговую инспекцию с письмом от 21.10.2003 N 509, в котором просило сумму НДПИ, начисленного к уплате в бюджет за сентябрь 2003 года в сумме 335779 руб., зачесть в счет ранее начисленного НДС к возмещению.
Налоговая инспекция письмом от 06.11.2003 N 09/6789 сообщила о невозможности проведения данного зачета в связи с тем, что указанные налоги направляются в разные бюджеты.
Полагая, что отказ налоговой инспекции противоречит налоговому законодательству, ОАО "Транс-Ойл" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым на территории автономного округа, входящего в состав края или области, полезным ископаемым в виде углеводородного сырья (за исключением газа природного горючего из всех видов месторождений углеводородного сырья), распределяется следующим образом:
- 81,6 процента суммы налога - в доходы федерального бюджета;
- 13,4 процента суммы налога - в доходы бюджета округа;
- 5,0 процента суммы налога - в доходы бюджета края или области.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" НДС отнесен к федеральным налогам.
В силу пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная с налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пеней, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах довод налогового органа о невозможности проведения зачета в силу того, что органами федерального казначейства денежные средства из федерального бюджета (НДС) будут зачтены по уровням бюджетов (НДПИ), обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для нарушения права налогоплательщика на проведение зачета.
Арбитражным судом установлено, что согласно балансу расчетов на 15.06.2004, выданному налоговым органом, на указанную дату у ОАО "Транс-Ойл" имеются переплата по НДС в размере 2216688,15 руб. и 1232546,05 руб. недоимки по НДПИ.
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно признал, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в проведении соответствующего зачета.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд первой инстанции, учитывая, что нарушение прав налогоплательщика носит длящийся характер, в целях реализации права на судебную защиту ОАО "Транс-Ойл" обоснованно удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 29.06.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1888-А/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 9 ноября 2004 года Дело N Ф04-7857/2004(6026-А75-31)
Открытое акционерное общество "Транс-Ойл" (далее - ОАО "Транс-Ойл") обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - налоговая инспекция), изложенного в письме N 09/6789 от 06.11.2003, об отказе в зачете излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в счет погашения недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и обязании налоговой инспекции произвести зачет излишне уплаченной суммы НДС в счет погашения недоимки по НДПИ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 273995,66 руб.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2004 решение налоговой инспекции, изложенное в письме N 09/6789 от 06.11.2003, об отказе ОАО "Транс-Ойл" в зачете излишне уплаченной суммы НДС в счет погашения недоимки по НДПИ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, признано не соответствующим статьям 78, 176 Налогового кодекса Российской Федерации и незаконным.
Суд обязал налоговую инспекцию произвести зачет излишне уплаченной ОАО "Транс-Ойл" суммы НДС в счет погашения недоимки по НДПИ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 273995,66 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшееся по делу решение.
Налоговая инспекция считает, что при осуществлении зачета сумм НДС в счет НДПИ нарушается пункт 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, отказ же налогового органа в зачете излишне уплаченных сумм НДС в счет погашения задолженности по НДПИ соответствует законодательству о налогах и сборах и не нарушает прав налогоплательщика.
Считает, что у арбитражного суда отсутствовали основания для восстановления пропущенного ОАО "Транс-Ойл" срока для подачи заявления.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Транс-Ойл", ссылаясь на законность принятого судебного решения, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Транс-Ойл" обратилось в налоговую инспекцию с письмом от 21.10.2003 N 509, в котором просило сумму НДПИ, начисленного к уплате в бюджет за сентябрь 2003 года в сумме 335779 руб., зачесть в счет ранее начисленного НДС к возмещению.
Налоговая инспекция письмом от 06.11.2003 N 09/6789 сообщила о невозможности проведения данного зачета в связи с тем, что указанные налоги направляются в разные бюджеты.
Полагая, что отказ налоговой инспекции противоречит налоговому законодательству, ОАО "Транс-Ойл" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым на территории автономного округа, входящего в состав края или области, полезным ископаемым в виде углеводородного сырья (за исключением газа природного горючего из всех видов месторождений углеводородного сырья), распределяется следующим образом:
- 81,6 процента суммы налога - в доходы федерального бюджета;
- 13,4 процента суммы налога - в доходы бюджета округа;
- 5,0 процента суммы налога - в доходы бюджета края или области.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" НДС отнесен к федеральным налогам.
В силу пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная с налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пеней, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах довод налогового органа о невозможности проведения зачета в силу того, что органами федерального казначейства денежные средства из федерального бюджета (НДС) будут зачтены по уровням бюджетов (НДПИ), обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для нарушения права налогоплательщика на проведение зачета.
Арбитражным судом установлено, что согласно балансу расчетов на 15.06.2004, выданному налоговым органом, на указанную дату у ОАО "Транс-Ойл" имеются переплата по НДС в размере 2216688,15 руб. и 1232546,05 руб. недоимки по НДПИ.
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно признал, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в проведении соответствующего зачета.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд первой инстанции, учитывая, что нарушение прав налогоплательщика носит длящийся характер, в целях реализации права на судебную защиту ОАО "Транс-Ойл" обоснованно удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 29.06.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1888-А/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)