Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Корабухиной Л.И. и при ведении протокола помощником судьи Ильиной С.О., рассмотрев с участием представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области Казина И.А. (доверенность от 19.10.2011 N 03-25/14380) в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.04.2011 (судья Бажан О.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 (судьи Ралько О.Б., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А66-1280/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания ГАРАНТ-КСК" (место нахождения - Тверская область, Осташковский район, город Осташков, улица Строителей, дом 9А, ОГРН 1046912001828, далее - Общество, ООО "Компания ГАРАНТ-КСК") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области (далее - Инспекция) от 28.10.2010 N 1230/6125 в части доначисления и предложения уплатить 18 338 руб. земельного налога и 740,28 руб. пеней за нарушение срока его уплаты.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 07.04.2011 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 решение суда от 07.04.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, ООО "Компания ГАРАНТ-КСК", являясь собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, неправомерно применило при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:24:00:00:12:0098 пониженную ставку налога - 0,3 процента. Налоговый орган утверждает, что само Общество не использует этот земельный участок для сельскохозяйственного производства, а сдает в аренду. Арендатор этого участка - общество с ограниченной ответственностью "Свобода" (далее - ООО "Свобода") также не использует участок по назначению, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 02.04.2009 N 11-12/7 и протоколом опроса директора ООО "Свобода".
ООО "Компания ГАРАНТ-КСК" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако его представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ООО "Компания ГАРАНТ-КСК" имеет на праве собственности земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 10413000 кв.м (кадастровый номер 69:24:00:00:12:0098), расположенный по адресу: Тверская область, Осташковский район, сельское поселение Щучьенское, деревня Щучье, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.02.2006 серии 69-АА N 778532 (л.д. 101). Вид разрешенного использования (назначения) земельного участка - для сельскохозяйственного производства.
Общество 22.04.2010 представило в Инспекцию налоговый расчет авансового платежа по земельному налогу за I квартал 2010 года, в котором земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 69:24:00:00:12:0098, исчисленный по ставке 0,3% от его кадастровой стоимости, подлежащий уплате, указан в сумме 4 584 руб. Налоговая ставка, примененная Обществом, установлена на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) статьей 1 решения Совета депутатов муниципального образования "Щучьенское сельское поселение" от 11.12.2008 N 9 "О земельном налоге" для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях, и используемых для сельскохозяйственного производства.
Инспекция, проведя камеральную проверку полученного расчета, посчитала неправомерным применение ООО "Компания ГАРАНТ-КСК" налоговой ставки 0,3% по земельному налогу в отношении спорного земельного участка. По мнению Инспекции, в данном случае налог должен быть исчислен по ставке 1,5%, что составит 22 922 руб.
Вывод Инспекции обоснован следующим.
Из учредительных документов ООО "Компания ГАРАНТ-КСК" следует, что основным видом деятельности налогоплательщика является покупка и продажа земельных участков. Земельный участок с кадастровым номером 69:24:00:00:12:0098 площадью 10413000 кв.м Общество не использует по назначению, по договору от 10.01.2010 он сдан в аренду ООО "Свобода". Согласно протоколу об административном правонарушении от 02.04.2009 N 11-12/7 арендатор, ООО "Свобода", также не использует полученный в аренду земельный участок для сельскохозяйственного производства, не выполняет требования и обязательные мероприятия по улучшению земель, охране почв и по предотвращению других процессов, ухудшающих состояние земель. Руководитель ООО "Свобода" Петров В.А., опрошенный Инспекцией в порядке, установленном статьей 90 НК РФ, сообщил, что в I квартале 2010 года арендованный земельный участок не использовался в связи с "мертвым сезоном". Перечисленные обстоятельства свидетельствуют, по мнению налогового органа, о том, что спорный земельный участок не используется по целевому назначению, следовательно, Общество неправомерно при исчислении земельного налога применило ставку в размере 0,3%.
Решением Инспекции от 08.10.2010 N 1230/6125, принятым на основании акта от 27.07.2010 N 945/4223, материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленных налогоплательщиком возражений, ООО "Компания ГАРАНТ-КСК" предложено уплатить 21 682 руб. земельного налога за I квартал 2010 года и 876,36 руб. пеней, начисленных за нарушение срока его уплаты. Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области решением от 10.12.2010 N 12-12/358 изменило обжалованное налогоплательщиком в апелляционном порядке решение налогового органа, отменив его в части доначисления 1 846 руб. земельного налога с соответствующей суммой пеней.
Решение Инспекции Общество оспорило в арбитражном суде в части предложения уплатить 18 338 руб. земельного налога и 740,28 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление налогоплательщика.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены принятых судами решения и постановления.
Основанием к принятию Инспекцией решения в оспариваемой заявителем части послужил вывод о неправомерном применении Обществом налоговой ставки 0,3% по земельному налогу в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:24:00:00:12:0098, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности.
При решении вопроса о налоговой ставке, подлежащей применению в рассматриваемом случае, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. Объектом налогообложения по земельному налогу признаются согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Как указано в статье 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Налоговые ставки в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, не могут превышать 0,3 процента.
Действующие на территории муниципального образования "Щучьенское сельское поселение" в 2010 году ставки земельного налога установлены решением Совета депутатов муниципального образования "Щучьенское сельское поселение" от 11.12.2008 N 9 "О земельном налоге". Согласно статье 1 названного решения земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемые для сельскохозяйственного производства, облагаются налогом по ставке 0,3%.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Отнесение земельного участка к той или иной категории земель осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (пункт 1 статьи 78 ЗК РФ).
Из приведенных норм следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% правомерно при соблюдении двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешен к использованию и фактически используется для сельскохозяйственного производства.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства" указано, что к сельскохозяйственной продукции относятся сенокосы и пастбища культурные, а также сенокосы, пастбища естественные и травы дикорастущие (с неучтенных площадей).
Выращивание организацией кормовых культур и заготовка растительных кормов отнесены Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001, введенным в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, к сельскохозяйственной деятельности.
В подтверждение фактического использования спорного земельного участка в сельскохозяйственных целях Общество представило договор аренды от 01.01.2010 N 8 (л.д. 86), заключенный с ООО "Свобода"; письмо, подписанные генеральным директором ООО "Свободы" (л.д. 84); акт проверки от 13.10.2009 N 11-12/211 (л.д. 88) и предписание от 13.10.2009 N 11-12/109, составленные Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям.
На основании представленных сторонами доказательств суды пришли к выводу, что спорный земельный участок используется по целевому назначению. Арендатор этого участка, ООО "Свобода", являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, на этом участке занимается растениеводством и сенокошением.
Судами обоснованно отклонены ссылки Инспекции на протокол об административном правонарушении от 02.04.2009 N 11-12/7 и протокол опроса директора ООО "Свобода" как доказательства неиспользования арендатором участка для сельскохозяйственного производства. Актом проверки от 13.10.2009 N 11-12/211, составленным Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям в ходе проведения внеплановой выездной проверки ООО "Свобода" с целью проверки исполнения предписания от 12.03.2009 N 11-12/7, не выявлено нарушений ООО "Свобода" в отношении земельных участков, расположенных около деревни Щучье. В акте указано, что эти земельные участки использованы по назначению, трава скошена и убрана на сено. Директор ООО "Свобода" также подтвердил использование спорного участка для заготовки сена, сенажа "в пленке" для нужд животноводства и продажи сена. В 2010 году с Обществом заключен договор аренды участка на период с 01.01.2010 по 01.12.2010. В I квартале 2010 года участок не использовался только в связи с "мертвым сезоном" (невозможностью занятий растениеводством и сенокошением в январе - марте месяцах), однако во II и III кварталах 2010 года ООО "Свобода" использовало данный земельный участок по назначению (протокол Инспекции от 29.09.2010 N 11 - л.д. 79 - 82).
Налоговый орган документально не опроверг доводы налогоплательщика, не доказал, что ООО "Свобода" в I квартале 2010 года имело объективную возможность использовать, но не использовало спорный участок для сельскохозяйственного производства.
При установленном судами факте использования спорного земельного участка по назначению - для сельскохозяйственного производства - наличие в учредительных документах Общества указания на то, что основным видом осуществляемой им деятельности является покупка и продажа земельных участков, не может являться препятствием для применения при исчислении Обществом земельного налога в отношении этого участка налоговой ставки 0,3%.
Нормами главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе ее статьи 394, применение налоговой ставки в размере 0,3 процента в отношении земельных участков, фактически используемых для сельскохозяйственного производства, не обусловлено наличием в учредительных документах налогоплательщика указания на осуществление деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством.
Кассационная инстанция считает правильным и вывод суда апелляционной инстанции о том, что для применения в рассматриваемом деле налоговой ставки 0,3% не имеет значения факт использования спорного земельного участка по назначению не Обществом непосредственно, а арендатором на основании заключенного с Обществом договора аренды.
Суд обоснованно указал на то, что из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ не следует, что пониженная налоговая ставка применяется в отношении субъектов землепользования. Напротив, из этой нормы следует, что такая ставка применяется в отношении объекта налогообложения, используемого в соответствии с его назначением.
Аналогичную позицию заняло и Министерство финансов России в письме от 08.08.2006 N 03-06-02-02/119.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу земельного налога за I квартал 2010 года по спорному земельному участку и соответствующей суммы пеней.
Суды, удовлетворив требование Общества о признании недействительным решения Инспекции от 28.10.2010 N 1230/6125 в части предложения уплатить 18 338 руб. земельного налога и 740,28 руб. пеней за нарушение срока его уплаты, правильно применили нормы материального права.
Доводы Инспекции, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, а направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что согласно положениям статьи 286 АПК РФ выходит за пределы предоставленных суду кассационной инстанции полномочий.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, выводы судов основаны на нормах материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Инспекции не имеется.
Кассационная жалоба отклоняется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07.04.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 по делу N А66-1280/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.10.2011 ПО ДЕЛУ N А66-1280/2011
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2011 г. по делу N А66-1280/2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Корабухиной Л.И. и при ведении протокола помощником судьи Ильиной С.О., рассмотрев с участием представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области Казина И.А. (доверенность от 19.10.2011 N 03-25/14380) в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.04.2011 (судья Бажан О.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 (судьи Ралько О.Б., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А66-1280/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания ГАРАНТ-КСК" (место нахождения - Тверская область, Осташковский район, город Осташков, улица Строителей, дом 9А, ОГРН 1046912001828, далее - Общество, ООО "Компания ГАРАНТ-КСК") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области (далее - Инспекция) от 28.10.2010 N 1230/6125 в части доначисления и предложения уплатить 18 338 руб. земельного налога и 740,28 руб. пеней за нарушение срока его уплаты.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 07.04.2011 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 решение суда от 07.04.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, ООО "Компания ГАРАНТ-КСК", являясь собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, неправомерно применило при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:24:00:00:12:0098 пониженную ставку налога - 0,3 процента. Налоговый орган утверждает, что само Общество не использует этот земельный участок для сельскохозяйственного производства, а сдает в аренду. Арендатор этого участка - общество с ограниченной ответственностью "Свобода" (далее - ООО "Свобода") также не использует участок по назначению, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 02.04.2009 N 11-12/7 и протоколом опроса директора ООО "Свобода".
ООО "Компания ГАРАНТ-КСК" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако его представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ООО "Компания ГАРАНТ-КСК" имеет на праве собственности земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 10413000 кв.м (кадастровый номер 69:24:00:00:12:0098), расположенный по адресу: Тверская область, Осташковский район, сельское поселение Щучьенское, деревня Щучье, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.02.2006 серии 69-АА N 778532 (л.д. 101). Вид разрешенного использования (назначения) земельного участка - для сельскохозяйственного производства.
Общество 22.04.2010 представило в Инспекцию налоговый расчет авансового платежа по земельному налогу за I квартал 2010 года, в котором земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 69:24:00:00:12:0098, исчисленный по ставке 0,3% от его кадастровой стоимости, подлежащий уплате, указан в сумме 4 584 руб. Налоговая ставка, примененная Обществом, установлена на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) статьей 1 решения Совета депутатов муниципального образования "Щучьенское сельское поселение" от 11.12.2008 N 9 "О земельном налоге" для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях, и используемых для сельскохозяйственного производства.
Инспекция, проведя камеральную проверку полученного расчета, посчитала неправомерным применение ООО "Компания ГАРАНТ-КСК" налоговой ставки 0,3% по земельному налогу в отношении спорного земельного участка. По мнению Инспекции, в данном случае налог должен быть исчислен по ставке 1,5%, что составит 22 922 руб.
Вывод Инспекции обоснован следующим.
Из учредительных документов ООО "Компания ГАРАНТ-КСК" следует, что основным видом деятельности налогоплательщика является покупка и продажа земельных участков. Земельный участок с кадастровым номером 69:24:00:00:12:0098 площадью 10413000 кв.м Общество не использует по назначению, по договору от 10.01.2010 он сдан в аренду ООО "Свобода". Согласно протоколу об административном правонарушении от 02.04.2009 N 11-12/7 арендатор, ООО "Свобода", также не использует полученный в аренду земельный участок для сельскохозяйственного производства, не выполняет требования и обязательные мероприятия по улучшению земель, охране почв и по предотвращению других процессов, ухудшающих состояние земель. Руководитель ООО "Свобода" Петров В.А., опрошенный Инспекцией в порядке, установленном статьей 90 НК РФ, сообщил, что в I квартале 2010 года арендованный земельный участок не использовался в связи с "мертвым сезоном". Перечисленные обстоятельства свидетельствуют, по мнению налогового органа, о том, что спорный земельный участок не используется по целевому назначению, следовательно, Общество неправомерно при исчислении земельного налога применило ставку в размере 0,3%.
Решением Инспекции от 08.10.2010 N 1230/6125, принятым на основании акта от 27.07.2010 N 945/4223, материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленных налогоплательщиком возражений, ООО "Компания ГАРАНТ-КСК" предложено уплатить 21 682 руб. земельного налога за I квартал 2010 года и 876,36 руб. пеней, начисленных за нарушение срока его уплаты. Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области решением от 10.12.2010 N 12-12/358 изменило обжалованное налогоплательщиком в апелляционном порядке решение налогового органа, отменив его в части доначисления 1 846 руб. земельного налога с соответствующей суммой пеней.
Решение Инспекции Общество оспорило в арбитражном суде в части предложения уплатить 18 338 руб. земельного налога и 740,28 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление налогоплательщика.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены принятых судами решения и постановления.
Основанием к принятию Инспекцией решения в оспариваемой заявителем части послужил вывод о неправомерном применении Обществом налоговой ставки 0,3% по земельному налогу в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:24:00:00:12:0098, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности.
При решении вопроса о налоговой ставке, подлежащей применению в рассматриваемом случае, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. Объектом налогообложения по земельному налогу признаются согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Как указано в статье 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Налоговые ставки в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, не могут превышать 0,3 процента.
Действующие на территории муниципального образования "Щучьенское сельское поселение" в 2010 году ставки земельного налога установлены решением Совета депутатов муниципального образования "Щучьенское сельское поселение" от 11.12.2008 N 9 "О земельном налоге". Согласно статье 1 названного решения земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемые для сельскохозяйственного производства, облагаются налогом по ставке 0,3%.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Отнесение земельного участка к той или иной категории земель осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (пункт 1 статьи 78 ЗК РФ).
Из приведенных норм следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% правомерно при соблюдении двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешен к использованию и фактически используется для сельскохозяйственного производства.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства" указано, что к сельскохозяйственной продукции относятся сенокосы и пастбища культурные, а также сенокосы, пастбища естественные и травы дикорастущие (с неучтенных площадей).
Выращивание организацией кормовых культур и заготовка растительных кормов отнесены Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001, введенным в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, к сельскохозяйственной деятельности.
В подтверждение фактического использования спорного земельного участка в сельскохозяйственных целях Общество представило договор аренды от 01.01.2010 N 8 (л.д. 86), заключенный с ООО "Свобода"; письмо, подписанные генеральным директором ООО "Свободы" (л.д. 84); акт проверки от 13.10.2009 N 11-12/211 (л.д. 88) и предписание от 13.10.2009 N 11-12/109, составленные Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям.
На основании представленных сторонами доказательств суды пришли к выводу, что спорный земельный участок используется по целевому назначению. Арендатор этого участка, ООО "Свобода", являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, на этом участке занимается растениеводством и сенокошением.
Судами обоснованно отклонены ссылки Инспекции на протокол об административном правонарушении от 02.04.2009 N 11-12/7 и протокол опроса директора ООО "Свобода" как доказательства неиспользования арендатором участка для сельскохозяйственного производства. Актом проверки от 13.10.2009 N 11-12/211, составленным Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям в ходе проведения внеплановой выездной проверки ООО "Свобода" с целью проверки исполнения предписания от 12.03.2009 N 11-12/7, не выявлено нарушений ООО "Свобода" в отношении земельных участков, расположенных около деревни Щучье. В акте указано, что эти земельные участки использованы по назначению, трава скошена и убрана на сено. Директор ООО "Свобода" также подтвердил использование спорного участка для заготовки сена, сенажа "в пленке" для нужд животноводства и продажи сена. В 2010 году с Обществом заключен договор аренды участка на период с 01.01.2010 по 01.12.2010. В I квартале 2010 года участок не использовался только в связи с "мертвым сезоном" (невозможностью занятий растениеводством и сенокошением в январе - марте месяцах), однако во II и III кварталах 2010 года ООО "Свобода" использовало данный земельный участок по назначению (протокол Инспекции от 29.09.2010 N 11 - л.д. 79 - 82).
Налоговый орган документально не опроверг доводы налогоплательщика, не доказал, что ООО "Свобода" в I квартале 2010 года имело объективную возможность использовать, но не использовало спорный участок для сельскохозяйственного производства.
При установленном судами факте использования спорного земельного участка по назначению - для сельскохозяйственного производства - наличие в учредительных документах Общества указания на то, что основным видом осуществляемой им деятельности является покупка и продажа земельных участков, не может являться препятствием для применения при исчислении Обществом земельного налога в отношении этого участка налоговой ставки 0,3%.
Нормами главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе ее статьи 394, применение налоговой ставки в размере 0,3 процента в отношении земельных участков, фактически используемых для сельскохозяйственного производства, не обусловлено наличием в учредительных документах налогоплательщика указания на осуществление деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством.
Кассационная инстанция считает правильным и вывод суда апелляционной инстанции о том, что для применения в рассматриваемом деле налоговой ставки 0,3% не имеет значения факт использования спорного земельного участка по назначению не Обществом непосредственно, а арендатором на основании заключенного с Обществом договора аренды.
Суд обоснованно указал на то, что из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ не следует, что пониженная налоговая ставка применяется в отношении субъектов землепользования. Напротив, из этой нормы следует, что такая ставка применяется в отношении объекта налогообложения, используемого в соответствии с его назначением.
Аналогичную позицию заняло и Министерство финансов России в письме от 08.08.2006 N 03-06-02-02/119.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу земельного налога за I квартал 2010 года по спорному земельному участку и соответствующей суммы пеней.
Суды, удовлетворив требование Общества о признании недействительным решения Инспекции от 28.10.2010 N 1230/6125 в части предложения уплатить 18 338 руб. земельного налога и 740,28 руб. пеней за нарушение срока его уплаты, правильно применили нормы материального права.
Доводы Инспекции, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, а направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что согласно положениям статьи 286 АПК РФ выходит за пределы предоставленных суду кассационной инстанции полномочий.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, выводы судов основаны на нормах материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Инспекции не имеется.
Кассационная жалоба отклоняется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07.04.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 по делу N А66-1280/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Г.КУЗНЕЦОВА
Н.Г.КУЗНЕЦОВА
Судьи
Л.В.БЛИНОВА
Л.И.КОРАБУХИНА
Л.В.БЛИНОВА
Л.И.КОРАБУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)