Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2009
по делу N А65-11151/2008
по заявлению индивидуального предпринимателя Князевой Юлии Сергеевны, г. Нижнекамск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск, при участии заинтересованного лица - Губайдуллины Гулюсы Зуферовны, о признании недействительным решения от 19.03.2008 N 285,
установил:
индивидуальный предприниматель Князева Юлия Сергеевна (далее - Предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Российской Федерации с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан о признании недействительным решения от 19.03.2008 N 285.
Решением суда от 31.03.2009 заявление удовлетворено.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган просит состоявшийся судебный акт отменить, направить дело на новое рассмотрение, мотивируя это нарушением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, решением налогового органа от 19.03.2008 N 285 по результатам акта камеральной налоговой проверки от 14.02.2008 N 285 представленной 30.11.2007 налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2006 год, Предпринимателю доначислен НДФЛ в сумме 1 521 802 рублей, пени по основаниям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 126 372,97 рублей, штраф по основаниям пункта 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по НДФЛ в течение более 180 дней по истечении установленного срока в виде штрафа в размере 608 720,80 рублей и по основаниям пункта 1 статьи 122 НК РФ за неуплату суммы НДФЛ за проверяемый период в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 304 360,40 рублей.
Коллегия выводы суда об удовлетворении заявленных требований находит правильными.
Согласно статье 88 НК РФ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрено иное. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Данное требование закона налоговым органом было исполнено, что подтверждается имеющимся в деле уведомлением.
На основании статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения 15 дневного срока на представление налогоплательщиком возражений на акт проверки.
При этом руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Согласно пункту 2 статьи 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Пунктом 7 статьи 101 НК РФ установлено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
14.02.2008 налоговый орган известил Предпринимателя о рассмотрении материалов налоговой проверки на 12.03.2008, о чем имеется отметка в акте налоговой проверки от 14.02.2008 N 285.
05.03.2008 налоговый орган на основании представленных 26.02.2008 заявителем возражений телефонограммой N 13-31/01019 по телефонам Х-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ (напечатан) и Y-YYY-YYY-YY-YY (дописан от руки) пригласил Предпринимателя для рассмотрения возражений на 11.03.2008 на 10.00 часов.
11.03.2008 в отсутствие Предпринимателя возражения рассмотрены, о чем составлен протокол N 2.17-06/38.
19.03.2008 налоговым органом принято оспариваемое Предпринимателем решение, с указанием, что 05.03.2008 надлежаще известил налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки телефонограммой. Копия решения вручена налогоплательщику 19.03.2008, приглашенного для подписания и вручения телефонограммой от 19.03.2008 по телефону Z-ZZZ-ZZZ-ZZ-ZZ.
Налоговым органом на определения суда о представлении документов (распечатки телефонных разговоров за 05.03.2008) в подтверждение соблюдения им требований пункта 2 статьи 101 НК РФ - извещении налогоплательщика о дне и месте рассмотрения материалов проверки, по результатам которого составлен протокол, датированный 11.03.2008, представлена телефонограмма о вызове налогоплательщика на 11.03.2008 на 10.00 часов по сотовым телефонам Х-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ (напечатан) и Y-YYY-YYY-YY-YY, а также (дописан от руки) распечатка телефонных номеров.
Телефонограмма, датированная 05.03.2008, подписана должностными лицами налогового органа - начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан и начальником отдела камеральных проверок N 2 и не содержит сведений о телефоне налогового органа, с которого отправлена телефонограмма, адресованная Предпринимателю и сотруднике налогового органа, его отправившем.
Распечатка телефонных звонков за март 2008 года, произведенных налоговым органом с телефона 313 503 (в телефонограмме данный номер не указан), не содержит сведений о телефонных звонках, осуществленных 05.03.2008 по вышеназванным номерам (Х-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ и Y-YYY-YYY-YY-YY), адресованным Предпринимателю.
Суд правильно не принял в качестве допустимого доказательства, подтверждающего извещение налогоплательщика о дне рассмотрения материалов проверки доводы налогового органа о направлении телефонограммы (датирована 05.03.2008) 04.03.2008 со ссылкой на распечатку телефонных звонков, содержащую неполный номер 927 672, не совпадающую с датой направления телефонограммы и не содержащей номера телефона, с которого произведена ее передача.
Коллегия находит правильными выводы суда о том, что данные обстоятельства свидетельствуют о рассмотрении налоговым органом материалов проверки 11.03.2008 в отсутствие налогоплательщика, с изготовлением мотивированного решения 19.03.2008 и вызовом налогоплательщика для его получения на 19.03.2008, что в силу статьи 101 НК РФ (несовпадение даты рассмотрения материалов проверки и даты принятия решения) не является нарушением закона.
Между тем, налоговым органом не представлены доказательства принадлежности вышеназванных телефонных номеров в период направления телефонограммы 05.03.2008 налогоплательщику. Телефонограмма, датированная налоговым органом 05.03.2008, не содержит информации о номере телефона, с которого она направлена заявителю, и лице, его направившем. Факт направления налоговым органом телефонограммы, указанному в нем абоненту, не подтверждается представленной распечаткой телефонных звонков, что свидетельствует о непредставлении налоговым органом суду доказательств соблюдения требований статьи 101 НК РФ. Указание в акте проверки налогового органа на рассмотрение материалов проверки 12.03.2008 при фактическом рассмотрении с составлением протоколом рассмотрения возражений 11.03.2008, то есть до даты указанной в акте проверки не может свидетельствовать об извещении налогоплательщика о дне рассмотрения материалов проверки. Получение налогоплательщиком копии оспариваемого решения 19.03.2008, совпадающей с датой его изготовления (19.03.2008) также не может свидетельствовать о соблюдении налоговым органом требований статьи 101 НК РФ, поскольку налогоплательщик приглашен телефонограммой от 19.03.2008 не для рассмотрения материалов проверки, а для получения мотивированного решения. При этом данная телефонограмма от 19.03.2008 направлена налогоплательщику по телефону Z-ZZZ-ZZZ-ZZ-ZZ, не совпадающему с телефонами, указанными в телефонограмме от 05.03.2008.
Коллегия находит правильным вывод суда о том, что 11.03.2008 Предприниматель был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представить свои объяснения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования") несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Следовательно, необеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, является основанием для признания решения налогового органа незаконным, что подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении его Президиума от 12.02.2008 N 12566/07.
При таких обстоятельствах, учитывая, что несоблюдение налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки является в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ безусловным основанием для признания незаконным оспариваемого решения вне зависимости от правомерности доначисленного налога, суд сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах коллегия судебный акт находит законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2009 по делу N А65-11151/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.07.2009 ПО ДЕЛУ N А65-11151/2008
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2009 г. по делу N А65-11151/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2009
по делу N А65-11151/2008
по заявлению индивидуального предпринимателя Князевой Юлии Сергеевны, г. Нижнекамск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск, при участии заинтересованного лица - Губайдуллины Гулюсы Зуферовны, о признании недействительным решения от 19.03.2008 N 285,
установил:
индивидуальный предприниматель Князева Юлия Сергеевна (далее - Предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Российской Федерации с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан о признании недействительным решения от 19.03.2008 N 285.
Решением суда от 31.03.2009 заявление удовлетворено.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган просит состоявшийся судебный акт отменить, направить дело на новое рассмотрение, мотивируя это нарушением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, решением налогового органа от 19.03.2008 N 285 по результатам акта камеральной налоговой проверки от 14.02.2008 N 285 представленной 30.11.2007 налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2006 год, Предпринимателю доначислен НДФЛ в сумме 1 521 802 рублей, пени по основаниям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 126 372,97 рублей, штраф по основаниям пункта 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по НДФЛ в течение более 180 дней по истечении установленного срока в виде штрафа в размере 608 720,80 рублей и по основаниям пункта 1 статьи 122 НК РФ за неуплату суммы НДФЛ за проверяемый период в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 304 360,40 рублей.
Коллегия выводы суда об удовлетворении заявленных требований находит правильными.
Согласно статье 88 НК РФ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрено иное. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Данное требование закона налоговым органом было исполнено, что подтверждается имеющимся в деле уведомлением.
На основании статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения 15 дневного срока на представление налогоплательщиком возражений на акт проверки.
При этом руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Согласно пункту 2 статьи 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Пунктом 7 статьи 101 НК РФ установлено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
14.02.2008 налоговый орган известил Предпринимателя о рассмотрении материалов налоговой проверки на 12.03.2008, о чем имеется отметка в акте налоговой проверки от 14.02.2008 N 285.
05.03.2008 налоговый орган на основании представленных 26.02.2008 заявителем возражений телефонограммой N 13-31/01019 по телефонам Х-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ (напечатан) и Y-YYY-YYY-YY-YY (дописан от руки) пригласил Предпринимателя для рассмотрения возражений на 11.03.2008 на 10.00 часов.
11.03.2008 в отсутствие Предпринимателя возражения рассмотрены, о чем составлен протокол N 2.17-06/38.
19.03.2008 налоговым органом принято оспариваемое Предпринимателем решение, с указанием, что 05.03.2008 надлежаще известил налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки телефонограммой. Копия решения вручена налогоплательщику 19.03.2008, приглашенного для подписания и вручения телефонограммой от 19.03.2008 по телефону Z-ZZZ-ZZZ-ZZ-ZZ.
Налоговым органом на определения суда о представлении документов (распечатки телефонных разговоров за 05.03.2008) в подтверждение соблюдения им требований пункта 2 статьи 101 НК РФ - извещении налогоплательщика о дне и месте рассмотрения материалов проверки, по результатам которого составлен протокол, датированный 11.03.2008, представлена телефонограмма о вызове налогоплательщика на 11.03.2008 на 10.00 часов по сотовым телефонам Х-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ (напечатан) и Y-YYY-YYY-YY-YY, а также (дописан от руки) распечатка телефонных номеров.
Телефонограмма, датированная 05.03.2008, подписана должностными лицами налогового органа - начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан и начальником отдела камеральных проверок N 2 и не содержит сведений о телефоне налогового органа, с которого отправлена телефонограмма, адресованная Предпринимателю и сотруднике налогового органа, его отправившем.
Распечатка телефонных звонков за март 2008 года, произведенных налоговым органом с телефона 313 503 (в телефонограмме данный номер не указан), не содержит сведений о телефонных звонках, осуществленных 05.03.2008 по вышеназванным номерам (Х-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ и Y-YYY-YYY-YY-YY), адресованным Предпринимателю.
Суд правильно не принял в качестве допустимого доказательства, подтверждающего извещение налогоплательщика о дне рассмотрения материалов проверки доводы налогового органа о направлении телефонограммы (датирована 05.03.2008) 04.03.2008 со ссылкой на распечатку телефонных звонков, содержащую неполный номер 927 672, не совпадающую с датой направления телефонограммы и не содержащей номера телефона, с которого произведена ее передача.
Коллегия находит правильными выводы суда о том, что данные обстоятельства свидетельствуют о рассмотрении налоговым органом материалов проверки 11.03.2008 в отсутствие налогоплательщика, с изготовлением мотивированного решения 19.03.2008 и вызовом налогоплательщика для его получения на 19.03.2008, что в силу статьи 101 НК РФ (несовпадение даты рассмотрения материалов проверки и даты принятия решения) не является нарушением закона.
Между тем, налоговым органом не представлены доказательства принадлежности вышеназванных телефонных номеров в период направления телефонограммы 05.03.2008 налогоплательщику. Телефонограмма, датированная налоговым органом 05.03.2008, не содержит информации о номере телефона, с которого она направлена заявителю, и лице, его направившем. Факт направления налоговым органом телефонограммы, указанному в нем абоненту, не подтверждается представленной распечаткой телефонных звонков, что свидетельствует о непредставлении налоговым органом суду доказательств соблюдения требований статьи 101 НК РФ. Указание в акте проверки налогового органа на рассмотрение материалов проверки 12.03.2008 при фактическом рассмотрении с составлением протоколом рассмотрения возражений 11.03.2008, то есть до даты указанной в акте проверки не может свидетельствовать об извещении налогоплательщика о дне рассмотрения материалов проверки. Получение налогоплательщиком копии оспариваемого решения 19.03.2008, совпадающей с датой его изготовления (19.03.2008) также не может свидетельствовать о соблюдении налоговым органом требований статьи 101 НК РФ, поскольку налогоплательщик приглашен телефонограммой от 19.03.2008 не для рассмотрения материалов проверки, а для получения мотивированного решения. При этом данная телефонограмма от 19.03.2008 направлена налогоплательщику по телефону Z-ZZZ-ZZZ-ZZ-ZZ, не совпадающему с телефонами, указанными в телефонограмме от 05.03.2008.
Коллегия находит правильным вывод суда о том, что 11.03.2008 Предприниматель был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представить свои объяснения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования") несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Следовательно, необеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, является основанием для признания решения налогового органа незаконным, что подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении его Президиума от 12.02.2008 N 12566/07.
При таких обстоятельствах, учитывая, что несоблюдение налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки является в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ безусловным основанием для признания незаконным оспариваемого решения вне зависимости от правомерности доначисленного налога, суд сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах коллегия судебный акт находит законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2009 по делу N А65-11151/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)