Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 05.11.2008 ПО ДЕЛУ N А62-1229/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2008 г. по делу N А62-1229/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 ноября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Реванш" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по делу N А62-1229/2008
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Реванш" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Смоленской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, невыдаче свидетельства о регистрации указанных объектов по месту осуществления деятельности по адресу: Смоленская область, г. Рославль, ул. Советская, д. 82 и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 10.04.2008 заявление налогоплательщика удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении заявленных требований ООО "Реванш" отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой на состоявшееся по делу постановление суда апелляционной инстанции, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит его отменить, оставив в силе по настоящему делу решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.04.2008.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя налогового органа, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 13.02.2008 Обществом налоговому органу представлено заявление в порядке ст. 366 НК РФ о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов (50 единиц), игровых столов (10 единиц) по адресу: Смоленская область, г. Рославль, ул. Советская, д. 82.
Уведомлением от 19.02.2008 Инспекция отказала Обществу в выдаче свидетельства о регистрации объектов игорного бизнеса указав, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ от 29.12.2006) Общество не имеет права осуществлять деятельность по проведению азартных игр, поскольку игорное заведение по указанному адресу до 01.01.2007 открыто не было.
Полагая, что невыдача Инспекцией в установленный срок свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес противоречит положениям ст. 366 НК РФ, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика, Арбитражный суд Смоленской области пришел к выводу о том, что исполнение обязанности налогоплательщика, установленной п. п. 2 и 6 ст. 366 НК РФ не может зависеть от усмотрения налогового органа, поскольку ни законодательством о налогах и сборах, ни какими-либо иными правовыми актами отказ налогового органа в выдаче свидетельства не предусмотрен, так же как и полномочия налогового органа по "регистрации объектов игорного бизнеса". Кроме того, как указал суд, вопросы, связанные с наличием либо отсутствием вменяемых Обществу нарушений Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 должны решаться в порядке, установленном указанным Законом, либо иными способами, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", а не путем незаконного отказа Инспекции от исполнения своих обязанностей, императивно возложенных на нее законодательством о налогах и сборах.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявления, апелляционная коллегия обоснованно исходила из следующего.
В силу ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006, вступившим в силу с 01.01.2007, установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в частности, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 5 Закона).
Под игорным заведением в целях названного Закона понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) (ч. 11 ст. 4 Закона).
В то же время, ч. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 установлено, что игорные заведения, имеющие лицензии, и соответствующие требованиям, указанным в ч. 6 ст. 6; ч. 1 и 3 - 5 ст. 8; ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В случае, если деятельность игорных заведений не отвечает указанным требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007 (ч. 6 ст. 16 Закона).
Анализ указанных законодательных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что признание лица налогоплательщиком налога на игорный бизнес обусловлено правом осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса.
Пунктом 2 ст. 366 НК РФ установлено, что регистрация объекта (объектов) налогообложения производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей ему свидетельства.
При этом, в силу п. 3 ст. 30 НК РФ, налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Закона РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 возложен на налоговые органы.
Таким образом, как обоснованно указал суд, обращение с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес лицом, не отвечающим требованиям названных Законов, не порождает у налогового органа обязанности по регистрации и выдаче соответствующего свидетельства.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
При этом, согласно ч. 9 ст. 16 вышеуказанного Закона деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного данным Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям данного Федерального закона.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что бездействие налогового органа, выразившиеся в невыдаче свидетельства о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес, может быть признано судом незаконным в случае соответствия организации, осуществляющей деятельность по организации и проведению азартных игр после 1 июля 2007 года, требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и отсутствии решения органа государственной власти субъекта РФ о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта РФ деятельности по организации и проведению азартных игр.
Законом Смоленской области N 20-З от 02.04.2007 на территории Смоленской области с 01.07.2007 введен запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "Реванш" зарегистрировано 17.03.2003 ИМНС по г. Волжскому Волгоградской области. Обществу Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту выдана лицензия от 14.08.2003 N 002299 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений со сроком действия до 14.08.2008.
Приказом генерального директора Общества от 01.02.2008 создано обособленное подразделение Общества по адресу: Смоленская область, г. Рославль, ул. Советская, д. 82.
ООО "Реванш" 13.02.2008 направило в адрес Инспекции заявление о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов (50 единиц), игровых столов (10 единиц) по указанному адресу.
Исследовав представленные сторонами доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обособленное подразделение Общества по адресу: Смоленская область, г. Рославль, ул. Советская, д. 82 было создано после 01.01.2007, в связи с чем у Инспекции имелись законные основания для отказа в регистрации объектов игорного бизнеса за вновь открытым игорным заведением даже без выяснения соответствия его требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 ст. 15 Закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, поскольку новое игорное заведение было открыто на территории субъекта РФ не отнесенного к игорным зонам.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на Определение ВАС РФ от 14.03.2008 N 3066/08 не может быть принята во внимание, поскольку в рамках арбитражного дела N А64-1985/07-13 предприниматель Пахомов А.Я. обжаловал решение налогового органа о снятии с регистрации объектов налогообложения, в то время как в рамках настоящего дела предметом обжалования являются действия Инспекции, выразившиеся в отказе в регистрации новых объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Доводы налогоплательщика, приведенные в кассационной жалобе являлись обоснованием позиции Общества по делу в ходе разрешения спора по существу, они не опровергают выводов суда, сделанных на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с положениями норм материального права, а, по существу, направлены на их переоценку, что в силу ст. 286 и п. 2 ст. 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении жалобы в суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:

постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по делу N А62-1229/2008 оставить без изменений, а кассационную жалобу ООО "Реванш" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)