Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 10 февраля 2005 года Дело N Ф04-5557/2004(8633-А27-27)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово на решение от 22.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17894/2003-6,
Закрытое акционерное общество "Металлист" (далее - ЗАО "Металлист") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово (далее - Инспекция МНС РФ) от 13.11.2003 N 16-15-26/42314, N 16-15-26/42315 и N 27720.
Решением Арбитражного суда области от 22.03.2004 требования ЗАО "Металлист" удовлетворены частично. Суд признал недействительными решения от 13.11.2003 N 16-15-26/42314, N 16-15-26/42315 и N 27720 в части взыскания штрафных санкций в размере 52192,8 руб., 41328,4 руб. и 82656 руб. соответственно. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 18.10.2004 решение суда первой инстанции изменено, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и материалам дела, просит вынесенные судебные акты отменить и принять новое решение - об отказе ЗАО "Металлист" в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Металлист" не соглашается с доводами кассационной жалобы, считая их несостоятельными, а решение и постановление арбитражного суда - законными и обоснованными. Просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Металлист" были представлены в Инспекцию МНС РФ налоговые декларации по земельному налогу за 2000 год на сумму 456462 руб., за 2001 год на сумму 385062 руб. и за 2002 год на сумму 770124 руб. Указанные суммы фактически уплачены налогоплательщиком в бюджет.
В 2003 году ЗАО "Металлист", полагая, что земельный налог по названным выше декларациям уплачен в завышенном размере, так как не применена льгота и при исчислении налога излишне учтен поправочный коэффициент 2 за 1997 год, представило в Инспекцию МНС РФ уточненные налоговые декларации, согласно которым сумма земельного налога к уплате составила 178420 руб. за 2000 год, 178420 руб. за 2001 год и 356845 руб. за 2002 год, и заявление о зачете излишне уплаченных сумм налога.
По результатам проверки уточненных деклараций Инспекция МНС РФ вынесла решения от 13.11.2003 N 16-15-26/42314 (по налогу за 2000 год), N 16-15-26/42315 (по налогу за 2001 год) и N 27720 (по налогу за 2002 год) о привлечении ЗАО "Металлист" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафов в размере 52192,8 руб., 52192,8 руб. и 104336,2 руб. Кроме того, налогоплательщику доначислено 260964 руб., 260964 руб. и 521680 руб. налога и начислены пени в размере 112147,3 руб., 29900,95 руб. и 61500,46 руб. соответственно.
Полагая, что перечисленные решения Инспекции МНС не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы как налогоплательщика, ЗАО "Металлист" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Удовлетворяя требования налогоплательщика частично, суд первой инстанции исходил из того, что штрафные санкции должны исчисляться от сумм фактически имеющейся недоимки, исчисленной с учетом налога, уплаченного по первоначальной декларации. Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суд руководствовался необходимостью применения поправочного коэффициента 2, предусмотренного статьей 13 Закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово".
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных ЗАО "Металлист" требований, пришел к выводу, что уплате подлежал налог без учета коэффициента 2, поскольку он не применяется к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96, так как указанные ставки действуют только с 1997 года.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
Согласно статье 3 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные указанным Законом средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса РФ определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
На основании предоставленных полномочий решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово" установлены ставки земельного налога по экономическим зонам.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" определено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В соответствии с пунктом 5 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 оно вступает в силу с 01.01.97. Следовательно, как правильно указал суд апелляционной инстанции, коэффициент 2, предусмотренный Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ, не подлежит применению к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96, поскольку в 1996 году они не действовали.
В связи с этим при исчислении земельного налога по последующим налоговым периодам к ставкам земельного налога, установленным на 1996 год, не могут быть применены корректирующие коэффициенты, предусмотренные законодательными актами о федеральном бюджете, так как сама ставка налога, существовавшая в 1996 году, в последующем не применяется.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ставка земельного налога, установленная решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 и подлежащая применению налогоплательщиком согласно статье 5 Налогового кодекса РФ с 1997 года, соответствовала налоговой ставке, действовавшей в 1996 году.
Учитывая, что земельный налог был уплачен заявителем в размере, указанном в первоначальных декларациях, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Инспекции МНС РФ оснований для доначисления ему налога и начисления штрафа.
Ссылки Инспекции МНС РФ на выписки из лицевого счета ЗАО "Металлист" несостоятельны, поскольку отражение в карточке лицевого счета налогоплательщика операций по уплате сумм налоговых платежей, в том числе отражение переплаты или недоимки по тому или иному налогу, не может являться основанием принятия решений о доначислении налогов при подтверждении факта уплаты налогоплательщиком сумм налоговых платежей в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение от 22.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17894/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 10 февраля 2005 года Дело N Ф04-5557/2004(8633-А27-27)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово на решение от 22.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17894/2003-6,
Закрытое акционерное общество "Металлист" (далее - ЗАО "Металлист") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово (далее - Инспекция МНС РФ) от 13.11.2003 N 16-15-26/42314, N 16-15-26/42315 и N 27720.
Решением Арбитражного суда области от 22.03.2004 требования ЗАО "Металлист" удовлетворены частично. Суд признал недействительными решения от 13.11.2003 N 16-15-26/42314, N 16-15-26/42315 и N 27720 в части взыскания штрафных санкций в размере 52192,8 руб., 41328,4 руб. и 82656 руб. соответственно. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 18.10.2004 решение суда первой инстанции изменено, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и материалам дела, просит вынесенные судебные акты отменить и принять новое решение - об отказе ЗАО "Металлист" в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Металлист" не соглашается с доводами кассационной жалобы, считая их несостоятельными, а решение и постановление арбитражного суда - законными и обоснованными. Просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Металлист" были представлены в Инспекцию МНС РФ налоговые декларации по земельному налогу за 2000 год на сумму 456462 руб., за 2001 год на сумму 385062 руб. и за 2002 год на сумму 770124 руб. Указанные суммы фактически уплачены налогоплательщиком в бюджет.
В 2003 году ЗАО "Металлист", полагая, что земельный налог по названным выше декларациям уплачен в завышенном размере, так как не применена льгота и при исчислении налога излишне учтен поправочный коэффициент 2 за 1997 год, представило в Инспекцию МНС РФ уточненные налоговые декларации, согласно которым сумма земельного налога к уплате составила 178420 руб. за 2000 год, 178420 руб. за 2001 год и 356845 руб. за 2002 год, и заявление о зачете излишне уплаченных сумм налога.
По результатам проверки уточненных деклараций Инспекция МНС РФ вынесла решения от 13.11.2003 N 16-15-26/42314 (по налогу за 2000 год), N 16-15-26/42315 (по налогу за 2001 год) и N 27720 (по налогу за 2002 год) о привлечении ЗАО "Металлист" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафов в размере 52192,8 руб., 52192,8 руб. и 104336,2 руб. Кроме того, налогоплательщику доначислено 260964 руб., 260964 руб. и 521680 руб. налога и начислены пени в размере 112147,3 руб., 29900,95 руб. и 61500,46 руб. соответственно.
Полагая, что перечисленные решения Инспекции МНС не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы как налогоплательщика, ЗАО "Металлист" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Удовлетворяя требования налогоплательщика частично, суд первой инстанции исходил из того, что штрафные санкции должны исчисляться от сумм фактически имеющейся недоимки, исчисленной с учетом налога, уплаченного по первоначальной декларации. Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суд руководствовался необходимостью применения поправочного коэффициента 2, предусмотренного статьей 13 Закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово".
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных ЗАО "Металлист" требований, пришел к выводу, что уплате подлежал налог без учета коэффициента 2, поскольку он не применяется к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96, так как указанные ставки действуют только с 1997 года.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
Согласно статье 3 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные указанным Законом средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса РФ определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
На основании предоставленных полномочий решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово" установлены ставки земельного налога по экономическим зонам.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" определено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В соответствии с пунктом 5 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 оно вступает в силу с 01.01.97. Следовательно, как правильно указал суд апелляционной инстанции, коэффициент 2, предусмотренный Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ, не подлежит применению к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96, поскольку в 1996 году они не действовали.
В связи с этим при исчислении земельного налога по последующим налоговым периодам к ставкам земельного налога, установленным на 1996 год, не могут быть применены корректирующие коэффициенты, предусмотренные законодательными актами о федеральном бюджете, так как сама ставка налога, существовавшая в 1996 году, в последующем не применяется.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ставка земельного налога, установленная решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 и подлежащая применению налогоплательщиком согласно статье 5 Налогового кодекса РФ с 1997 года, соответствовала налоговой ставке, действовавшей в 1996 году.
Учитывая, что земельный налог был уплачен заявителем в размере, указанном в первоначальных декларациях, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Инспекции МНС РФ оснований для доначисления ему налога и начисления штрафа.
Ссылки Инспекции МНС РФ на выписки из лицевого счета ЗАО "Металлист" несостоятельны, поскольку отражение в карточке лицевого счета налогоплательщика операций по уплате сумм налоговых платежей, в том числе отражение переплаты или недоимки по тому или иному налогу, не может являться основанием принятия решений о доначислении налогов при подтверждении факта уплаты налогоплательщиком сумм налоговых платежей в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение от 22.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17894/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 10.02.2005 N Ф04-5557/2004(8633-А27-27)
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 10 февраля 2005 года Дело N Ф04-5557/2004(8633-А27-27)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово на решение от 22.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17894/2003-6,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Металлист" (далее - ЗАО "Металлист") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово (далее - Инспекция МНС РФ) от 13.11.2003 N 16-15-26/42314, N 16-15-26/42315 и N 27720.
Решением Арбитражного суда области от 22.03.2004 требования ЗАО "Металлист" удовлетворены частично. Суд признал недействительными решения от 13.11.2003 N 16-15-26/42314, N 16-15-26/42315 и N 27720 в части взыскания штрафных санкций в размере 52192,8 руб., 41328,4 руб. и 82656 руб. соответственно. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 18.10.2004 решение суда первой инстанции изменено, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и материалам дела, просит вынесенные судебные акты отменить и принять новое решение - об отказе ЗАО "Металлист" в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Металлист" не соглашается с доводами кассационной жалобы, считая их несостоятельными, а решение и постановление арбитражного суда - законными и обоснованными. Просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Металлист" были представлены в Инспекцию МНС РФ налоговые декларации по земельному налогу за 2000 год на сумму 456462 руб., за 2001 год на сумму 385062 руб. и за 2002 год на сумму 770124 руб. Указанные суммы фактически уплачены налогоплательщиком в бюджет.
В 2003 году ЗАО "Металлист", полагая, что земельный налог по названным выше декларациям уплачен в завышенном размере, так как не применена льгота и при исчислении налога излишне учтен поправочный коэффициент 2 за 1997 год, представило в Инспекцию МНС РФ уточненные налоговые декларации, согласно которым сумма земельного налога к уплате составила 178420 руб. за 2000 год, 178420 руб. за 2001 год и 356845 руб. за 2002 год, и заявление о зачете излишне уплаченных сумм налога.
По результатам проверки уточненных деклараций Инспекция МНС РФ вынесла решения от 13.11.2003 N 16-15-26/42314 (по налогу за 2000 год), N 16-15-26/42315 (по налогу за 2001 год) и N 27720 (по налогу за 2002 год) о привлечении ЗАО "Металлист" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафов в размере 52192,8 руб., 52192,8 руб. и 104336,2 руб. Кроме того, налогоплательщику доначислено 260964 руб., 260964 руб. и 521680 руб. налога и начислены пени в размере 112147,3 руб., 29900,95 руб. и 61500,46 руб. соответственно.
Полагая, что перечисленные решения Инспекции МНС не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы как налогоплательщика, ЗАО "Металлист" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Удовлетворяя требования налогоплательщика частично, суд первой инстанции исходил из того, что штрафные санкции должны исчисляться от сумм фактически имеющейся недоимки, исчисленной с учетом налога, уплаченного по первоначальной декларации. Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суд руководствовался необходимостью применения поправочного коэффициента 2, предусмотренного статьей 13 Закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово".
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных ЗАО "Металлист" требований, пришел к выводу, что уплате подлежал налог без учета коэффициента 2, поскольку он не применяется к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96, так как указанные ставки действуют только с 1997 года.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
Согласно статье 3 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные указанным Законом средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса РФ определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
На основании предоставленных полномочий решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово" установлены ставки земельного налога по экономическим зонам.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" определено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В соответствии с пунктом 5 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 оно вступает в силу с 01.01.97. Следовательно, как правильно указал суд апелляционной инстанции, коэффициент 2, предусмотренный Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ, не подлежит применению к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96, поскольку в 1996 году они не действовали.
В связи с этим при исчислении земельного налога по последующим налоговым периодам к ставкам земельного налога, установленным на 1996 год, не могут быть применены корректирующие коэффициенты, предусмотренные законодательными актами о федеральном бюджете, так как сама ставка налога, существовавшая в 1996 году, в последующем не применяется.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ставка земельного налога, установленная решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 и подлежащая применению налогоплательщиком согласно статье 5 Налогового кодекса РФ с 1997 года, соответствовала налоговой ставке, действовавшей в 1996 году.
Учитывая, что земельный налог был уплачен заявителем в размере, указанном в первоначальных декларациях, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Инспекции МНС РФ оснований для доначисления ему налога и начисления штрафа.
Ссылки Инспекции МНС РФ на выписки из лицевого счета ЗАО "Металлист" несостоятельны, поскольку отражение в карточке лицевого счета налогоплательщика операций по уплате сумм налоговых платежей, в том числе отражение переплаты или недоимки по тому или иному налогу, не может являться основанием принятия решений о доначислении налогов при подтверждении факта уплаты налогоплательщиком сумм налоговых платежей в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 22.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17894/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 10 февраля 2005 года Дело N Ф04-5557/2004(8633-А27-27)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово на решение от 22.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17894/2003-6,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Металлист" (далее - ЗАО "Металлист") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово (далее - Инспекция МНС РФ) от 13.11.2003 N 16-15-26/42314, N 16-15-26/42315 и N 27720.
Решением Арбитражного суда области от 22.03.2004 требования ЗАО "Металлист" удовлетворены частично. Суд признал недействительными решения от 13.11.2003 N 16-15-26/42314, N 16-15-26/42315 и N 27720 в части взыскания штрафных санкций в размере 52192,8 руб., 41328,4 руб. и 82656 руб. соответственно. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 18.10.2004 решение суда первой инстанции изменено, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и материалам дела, просит вынесенные судебные акты отменить и принять новое решение - об отказе ЗАО "Металлист" в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Металлист" не соглашается с доводами кассационной жалобы, считая их несостоятельными, а решение и постановление арбитражного суда - законными и обоснованными. Просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Металлист" были представлены в Инспекцию МНС РФ налоговые декларации по земельному налогу за 2000 год на сумму 456462 руб., за 2001 год на сумму 385062 руб. и за 2002 год на сумму 770124 руб. Указанные суммы фактически уплачены налогоплательщиком в бюджет.
В 2003 году ЗАО "Металлист", полагая, что земельный налог по названным выше декларациям уплачен в завышенном размере, так как не применена льгота и при исчислении налога излишне учтен поправочный коэффициент 2 за 1997 год, представило в Инспекцию МНС РФ уточненные налоговые декларации, согласно которым сумма земельного налога к уплате составила 178420 руб. за 2000 год, 178420 руб. за 2001 год и 356845 руб. за 2002 год, и заявление о зачете излишне уплаченных сумм налога.
По результатам проверки уточненных деклараций Инспекция МНС РФ вынесла решения от 13.11.2003 N 16-15-26/42314 (по налогу за 2000 год), N 16-15-26/42315 (по налогу за 2001 год) и N 27720 (по налогу за 2002 год) о привлечении ЗАО "Металлист" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафов в размере 52192,8 руб., 52192,8 руб. и 104336,2 руб. Кроме того, налогоплательщику доначислено 260964 руб., 260964 руб. и 521680 руб. налога и начислены пени в размере 112147,3 руб., 29900,95 руб. и 61500,46 руб. соответственно.
Полагая, что перечисленные решения Инспекции МНС не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы как налогоплательщика, ЗАО "Металлист" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Удовлетворяя требования налогоплательщика частично, суд первой инстанции исходил из того, что штрафные санкции должны исчисляться от сумм фактически имеющейся недоимки, исчисленной с учетом налога, уплаченного по первоначальной декларации. Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суд руководствовался необходимостью применения поправочного коэффициента 2, предусмотренного статьей 13 Закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово".
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных ЗАО "Металлист" требований, пришел к выводу, что уплате подлежал налог без учета коэффициента 2, поскольку он не применяется к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96, так как указанные ставки действуют только с 1997 года.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
Согласно статье 3 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные указанным Законом средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса РФ определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
На основании предоставленных полномочий решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово" установлены ставки земельного налога по экономическим зонам.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" определено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В соответствии с пунктом 5 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 оно вступает в силу с 01.01.97. Следовательно, как правильно указал суд апелляционной инстанции, коэффициент 2, предусмотренный Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ, не подлежит применению к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96, поскольку в 1996 году они не действовали.
В связи с этим при исчислении земельного налога по последующим налоговым периодам к ставкам земельного налога, установленным на 1996 год, не могут быть применены корректирующие коэффициенты, предусмотренные законодательными актами о федеральном бюджете, так как сама ставка налога, существовавшая в 1996 году, в последующем не применяется.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ставка земельного налога, установленная решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 и подлежащая применению налогоплательщиком согласно статье 5 Налогового кодекса РФ с 1997 года, соответствовала налоговой ставке, действовавшей в 1996 году.
Учитывая, что земельный налог был уплачен заявителем в размере, указанном в первоначальных декларациях, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Инспекции МНС РФ оснований для доначисления ему налога и начисления штрафа.
Ссылки Инспекции МНС РФ на выписки из лицевого счета ЗАО "Металлист" несостоятельны, поскольку отражение в карточке лицевого счета налогоплательщика операций по уплате сумм налоговых платежей, в том числе отражение переплаты или недоимки по тому или иному налогу, не может являться основанием принятия решений о доначислении налогов при подтверждении факта уплаты налогоплательщиком сумм налоговых платежей в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 22.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17894/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)