Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2007 ПО ДЕЛУ N А56-14214/2007

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2007 г. по делу N А56-14214/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2007 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего В.А.Семиглазова
судей М.В.Будылевой, И.В.Масенковой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю.В.Пряхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14483/2007) ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2007 г. по делу N А56-14214/2007 (судья В.В.Мирошниченко),
по иску (заявлению) ООО "Цементно-бетонные изделия"
к ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии:
- от истца (заявителя): Ж.В.Цепенок, доверенность от 01.08.05 г. N 06-2005;
- З.Н.Кусмагулова, доверенность от 09.11.05 г. N 07-2005;
- Н.Н.Маслов, доверенность от 28.08.07 г. N 06-2007 (до 09:50):
- от ответчика (должника): Н.В.Куликова, доверенность от 29.12.06 г. N 51716;
- установил:

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2007 года удовлетворены требования Общества с ограниченной ответственностью "Цементно-бетонные изделия" (далее - заявитель, Общество) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 27.04.2007 N 43 в части привлечения ООО "Цементно-бетонные изделия" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 118871 руб., доначисления 627117 руб. налога на добычу полезных ископаемых, начисления 68630 руб. пеней и уменьшения налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за октябрь 2004 года, февраль 2005 года в сумме 56377 руб.
начисления 68630 руб. пеней и уменьшения налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за октябрь 2004 года, февраль 2005 года в сумме 56377 руб.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил:
Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом налогового законодательства за период 2004 - 2005 г., о чем составлен акт от 23.03.2007 N 43.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 27.04.2007 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено уплатить не полностью уплаченный НДПИ в сумме 627117 руб., штраф в размере 118871 руб., пени в сумме 68630 руб., уменьшить НДПИ за октябрь 2004 г., февраль 2005 г. на общую сумму 56377 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для вынесения указанного решения в оспариваемой части послужило применение обществом способа оценки добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 340 НК РФ, тогда как, по мнению Инспекции, подлежало определять стоимость, исходя из цены реализации, поскольку налогоплательщиком производилась реализация полезного ископаемого. Инспекция ссылается на то, что все виды добываемого и реализуемого налогоплательщиком песка соответствуют одному ГОСТу 8736-93, то есть, являются песком различных кондиций для строительных работ, а не продукцией обрабатывающей промышленности. Обогащения минерального сырья не происходит, полезное ископаемое содержится в минеральном сырье и образуется в результате его первичной обработки (комплекса технологических мероприятий, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения). Таким образом, налоговый орган приходит к выводу, что весь добытый предприятием песок является продукцией, первой по своему качеству соответствующей государственному стандарту, то есть, продукцией, формирующей объект налогообложения.
В апелляционной жалобе налоговый орган также ссылается на то, что физико-механическая характеристика строительных песков согласно ГОСТу 8736-93 свидетельствует о том, что по содержанию пылеватых и глинистых частиц, по содержанию глины в комках строительные пески месторождения "Воронцовское" соответствуют требованиям ГОСТа 8736-93 "Песок для строительных работ". Песок сеяный и песок намывной сеяный, получаемый путем просева песка через вибрационный грохот, остаются полезным ископаемым - песком для строительных работ и продолжают соответствовать ГОСТу 8736-93. Таким образом, процесс доведения песков II класса до размеров I класса, включающий в себя технологические мероприятия по его первичной обработке (грохочение) не создает новый продукт. Следовательно, пески I класса, соответствующие ГОСТу 8736-93, не могут быть признаны продукцией, полученной при обогащении.
По мнению Инспекции, данный вывод подтверждается ответом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Управления государственного горного и металлургического надзора от 14.08.2007 г. N 13-07/2033 (Приложение N 4 к апелляционной жалобе) на запрос Инспекции от 30.07.2007 года N 11-34/28542 (Приложение N 5 к апелляционной жалобе).
Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию налогового органа по следующим обстоятельствам.
Общество в соответствии с лицензией серии ЛОД N 01651 ТР от 13.10.1999 г. в проверяемом периоде осуществляло добычу песка и песчано-гравийного материала на проявлении Воронцовское в Выборгском районе Ленинградской области.
Разработка месторождения "Воронцовское" в период 2004 - 2005 г. выполнялась ООО "ЦБИ" в соответствии с Корректировкой горной части проекта строительства карьера и разработки месторождения песков Воронцовское от 2002 года, согласованной Управлением Северо-Западного округа Госгортехнадзора России (письмо N 1506174 от 04.10.2002) (далее - "Проект горной части"), и в соответствии с Проектом опытно-промышленной разработки обводненной части месторождения песков Воронцовское от 2003 года, согласованным Управлением Северо-Западного округа Госгортехнадзора России (письмо исх. N 15-9705 от 25.11.2003) (далее - "Проект обводненной части").
Проектируемая технология ведения горных работ включает следующие основные технологические операции: подготовительные работы на площади производства работ, удаление вскрышных пород с площади производства работ, добычные работы с формированием рельефа местности для целей рекультивации (приложение N 4 л.д. 200, 210); добычные работы с транспортированием пульпы в карты намыва, формирование карт намыва, разработка карт намыва (приложение N 4 л.д. 171).
Таким образом, после выполнения вышеперечисленных операций балансовые запасы песка считаются добытым из недр полезным ископаемым.
Балансовые запасы полезного ископаемого для месторождения "Воронцовское" утверждены Протоколом заседания территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Главном Управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Протокол ТКЗ) N 1681 от 08 января 2003 г. и согласно требованиям ГОСТа 8736-93 отнесены к средним пескам II класса, не имеющим вредных примесей, они могут использоваться в качестве мелкого заполнителя в бетонах, асфальтобетонах, строительстве дорог (Приложение N 4 л.д. 193). Таким образом, Протоколом ТКЗ N 1681 определен в качестве добытого полезного ископаемого получаемый в результате выполнения предусмотренных Проектом технологических операций - песок природный строительный II класса ГОСТ 8736-93.
Исходя из требований отдельных потребителей ООО "ЦБИ" подвергает первую товарную продукцию обогащению (сортировке) на грохоте инерционном ГИС-43 с целью получения продукта обогащения, технологического передела - песка сеяного (песка намывного сеяного).
ООО "ЦБИ" реализовывало потребителям ЗАО "Водоканалстрой", ООО "Северо-Западный тракт", ЗАО "ПО "Баррикада", ЗАО "Стройкомплект", ООО "Бетоноконструкция" и другим добытое полезное ископаемое - песок карьерный, песок намывной, соответствующий II классу по ГОСТу 8736-93, что подтверждается счетами-фактурами и не оспаривается инспекцией (приложение N 3 л.д. 179 - 213). и продукцию обогащения, прошедшую сортировку на грохоте - песок сеяный (намывной сеяный), соответствующий I классу по ГОСТу 8736-93, не являющуюся добытым полезным ископаемым, что подтверждается счетами-фактурами (приложение N 1 л.д. 1 - 154; приложение N 2 л.д. 1 - 202; приложение N 3 л.д. 1 - 178; приложение N 6 л.д. 2 - 257), паспортами качества (приложение N 5 л.д. 3 - 171), что также не оспаривается налоговым органом.
Согласно условиям договоров поставки цена реализации песков включает в себя НДС и стоимость доставки до пункта назначения, либо (на условиях самовывоза) только НДС.
По результатам проверки Инспекцией установлены цены реализации песка без учета доставки и НДС в расчете на 1 куб. м (цены реализации не оспариваются ООО "ЦБИ"):
- Песок карьерный ГОСТ 8736-93 - 50 руб.;
- Песок намывной для строительных работ ГОСТ 8736-93 - 93,09 руб.;
- Песок сеяный для строительных работ ГОСТ 8736-93 - 72,07 руб.
Исходя из указанных цен реализации, Инспекцией рассчитана налогооблагаемая база для НДПИ.
По количеству реализованного песка стороны не спорят.
В части установления налогооблагаемой базы по песку сеяному (намывному сеяному) исходя из стоимости 72,07 руб. общество не согласно, так как считает неправомерным включение в стоимость добытого полезного ископаемого расходов на дополнительную переработку в сумме 22,07 руб., исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов и потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству, соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Пункт 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень видов добытого полезного ископаемого, к которым отнесено в числе прочих неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии, - камень строительный.
Продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, не может быть признана полезным ископаемым.
Вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту качества (пункт 17 Методических рекомендаций по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС РФ от 02.04.2002 N БГ-3-21/170).
Ссылка апелляционной жалобы на ответ Управления государственного горного и металлургического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.08.2007 г. N 13-07/2033 отклоняется апелляционной инстанцией. В указанном ответе Управление указывает, что технологические мероприятия по первичной обработке песка в процессе добычи существенно не изменяют его основных параметров, а лишь незначительно улучшают его качество, область применения песка не изменяется.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, определение понятия "обогащение" содержит Постановление Госгортехнадзора РФ от 04.06.2003 N 47, в силу которого обогащение полезных ископаемых включает в себя технологические процессы дробления, сортировки и переработки полезных ископаемых.
Нормами Постановления Госгортехнадзора от 04.06.2003 N 47 также предписано, что объекты обогащения полезных ископаемых по результатам их идентификации подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с установленным порядком. Согласно утвержденной УТЭН Ростехнадзора по Ленинградской области Карте учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов песчаный карьер месторождения "Воронцовское" ООО "ЦБИ" учтен как опасный производственный объект, на котором производится ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых.
Качественно-количественная схема переработки и стандарт качества песка сеяного приведены в принятом в ООО "ЦБИ" Стандарте качества (приложение N 4 л.д. 223 - 228). Полученный в результате такого обогащения песок фракции 0-5 мм соответствует пескам I класса по ГОСТу 8736-93.
Как правильно указал суд первой инстанции, песок I класса отличается от добытого полезного ископаемого по качественным характеристикам: размеру, зерновому составу, содержанию пылевидных и глинистых частиц, что подтверждается Выпиской из ГОСТа 8736-93 (приложение N 5 л.д. 2), имеет отличное от добытого полезного ископаемого назначение к применению - применяется только для тяжелых, легких, мелкозернистых бетонов, также различен состав затрат, включаемых в себестоимость песка сеяного и песка карьерного.
Работы по сортировке (обогащению) на грохоте не являются первичной обработкой полезного ископаемого, входящей в процесс его добычи, поскольку не направлены на доведение минерального сырья до требуемого стандартами и техническими условиями качества, а направлены на получение нового вида продукции, с другими характеристиками и назначением к применению, что также подтверждается письменными разъяснениями МТУ Ростехнадзора по СЗФО (письмо исх. N 21-1/4794 от 29.05.07), ЛОГУ "Региональное агентство природопользования и охраны окружающей среды" (письмо исх. N 433 от 18.05.07). ООО "Берг-проект", выполнявшего Проект разработки месторождения.
Согласно пункту 1 статьи 338 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Статьей 338 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется как стоимость добытых полезных ископаемых. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
- исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;
- исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
- исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 4 статьи 340 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организации.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде:
- материальные расходы, определяемые в соответствии со статьей 254 НК РФ, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы, а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг);
- расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со статьей 255 НК РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых;
- суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном статьями 258 - 259 НК РФ, за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых;
- расходы на ремонт основных средств, определяемые в порядке, установленном статьей 260 НК РФ, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии ее статьей 261 НК РФ;
- расходы, предусмотренные подпунктами 8 и 9 статьи 265 НК РФ, за исключением указанных в этих подпунктах расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- прочие расходы, определяемые в соответствии со статьями 263, 264 и 269 НК РФ, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого не учитываются расходы, предусмотренные статьями 266, 267 и 270 НК РФ.
Согласно Приказу об учетной политике N 75 от 31.12.02 (с доп. Приказом N 82 от 31.12.03) в организации принят порядок признания доходов и расходов методом начисления (приложение N 4 л.д. 6).
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого (песка карьерного - II класс ГОСТ 8736-93) Общество правомерно учитывало в соответствии с пунктом 4 статьи 340 НК РФ расходы в сумме 50 руб. в расчете на 1 куб. м, произведенные в связи с добычей песка на месторождении "Воронцовское"; расходы на зарплату, начисления на заработную плату, амортизация основных средств, ГСМ. налог на добычу полезных ископаемых, аренда земли, накладные расходы, плановые накопления, что подтверждается калькуляциями стоимости песка на 2004 год (приложение N 4 л.д. 236), на 2005 год (приложение N 4 л.д. 237), калькуляцией стоимости добычи песка намывного для строительных работ (приложение N 4 л.д. 239), расходы отражены в Оборотной ведомости в разрезе субсчетов по счету 20 (приложение N 5 л.д. 217, 218).
Расчетная стоимость соответствует стоимости реализации песка карьерного, и Инспекцией принята в решении для расчета налогооблагаемой базы.
Вместе с тем, фактически ООО "ЦБИ" производило оплату налога на добычу полезных ископаемых исходя из стоимости 58, 28 руб. на 1 куб. м, что подтверждается налоговыми декларациями (приложение N 4 л.д. 12а - 165) и актом сверки, представленным сторонами, в связи с чем у организации имеется переплата по НДПИ в сумме 350464 руб.
По песку намывному расходы, произведенные в связи с добычей песка согласно калькуляциям, составили 93,09 руб. (приложение N 4 л.д. 239), указанная стоимость соответствует стоимости реализации. Установление Инспекцией суммы налогооблагаемой базы, исходя из стоимости 93,09 руб. ООО "ЦБИ" не оспаривается. Оплату налога на добычу полезных ископаемых общество производило исходя из стоимости 58, 28 руб. на 1 куб. м, что подтверждается налоговыми декларациями (приложение N 4 л.д. 12а - 165), поэтому неполную уплату НДПИ по песку намывному в сумме 456011 руб. ООО "ЦБИ" признает.
По песку сеяному расходы на 1 куб. м, составили 72,07 руб., из них расходы в связи с добычей песка согласно калькуляции составили 50 руб. (приложение N 4 л.д. 236, 237), расходы на переработку 22,07 руб. (калькуляция стоимости дополнительной переработки песка просевом через вибрационный грохот (приложение N 4 л.д. 238)). Вместе с тем, расходы на переработку: расходы на заработную плату, начисления на заработную плату, амортизация основных средств, ГСМ, аренда земли, накладные расходы 18,5%, - непосредственно не связаны с добычей полезного ископаемого, так как относятся к другому технологическому процессу - обогащению, переработке. Они обусловлены наличием на карьере дополнительных штатных единиц (операторов грохота), что подтверждается штатной расстановкой организации по карьеру Воронцовское (приложение N 4 л.д. 229, 230), наличием дополнительного оборудования - грохота инерционного ГИС, что подтверждается копией инвентарной карточки на объектах основных средств по грохоту (приложение N 4 л.д. 231), начислением амортизации по оборудованию, что подтверждается операциями по инвентарной карточке учета основных средств по грохоту за 2004, 2005 г. (приложение N 4 л.д. 232, 233), поэтому в соответствии с положениями подпунктов 1 - 7 пункта 4 статьи 340 НК РФ правомерно не учитывались ООО "ЦБИ" при определении расчетной стоимости полезных ископаемых.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что налогоплательщик законно и обоснованно применял для песка сеяного расчетную стоимость 50 рублей. Учитывая, что ООО "ЦБИ" расчет налога на добычу полезных ископаемых производило исходя из стоимости 58,28 руб. за куб. м, что подтверждается налоговыми декларациями (приложение N 4 л.д. 12а - 165) и представленным сторонами актом сверки, у ООО "ЦБИ" образовалась переплата по налогу по песку сеяному в сумме 281752 руб.
При реализации песка сеяного реализации добытого полезного ископаемого не происходит.
Таким образом, судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение арбитражного суда принято без нарушения норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на налоговом органе.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 3.09.2007 года по делу N А56-14214/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
СЕМИГЛАЗОВ В.А.
Судьи
БУДЫЛЕВА М.В.
МАСЕНКОВА И.В.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)