Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 29.09.2004 N Ф03-А51/04-2/2126

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 29 сентября 2004 года Дело N Ф03-А51/04-2/2126

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2004 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" на решение от 22.04.2004 по делу N А51-1274/04-25-54 Арбитражного суда Приморского края по заявлению открытого акционерного общества "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю о возврате излишне взысканной суммы налога.
В Арбитражный суд Приморского края обратилось открытое акционерное общество Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" имени Н.И.Сазыкина (далее - ОАО ААК "Прогресс") с заявлением о возврате из бюджета излишне взысканной налоговым органом пени по земельному налогу в сумме 3065136 руб. и выплате процентов в сумме 1580998 руб. за период с 13.07.2001 по 31.12.2003.
Требования ОАО ААК "Прогресс" мотивированы тем, что предприятие не имеет задолженности в федеральный бюджет по пени по земельному налогу, поэтому налоговый орган, по мнению общества, неправомерно произвел зачет задолженности по указанной пени за счет суммы НДС, подлежащей возмещению из федерального бюджета.
Решением от 22.04.2004 требования ООО ААК "Прогресс" оставлены без удовлетворения.
При разрешении спора суд исходил из того, что общая сумма задолженности по пени по земельному налогу на 15.06.2001 составила 5978984 руб. Из указанной суммы 1793695 руб. подлежат уплате в федеральный бюджет, поэтому проведение зачета на указанную сумму за счет НДС, подлежащего возмещению по экспортной поставке, суд счел правомерным.
В части, касающейся проведения зачета на сумму 2913848 руб. в счет погашения задолженности по пени по земельному налогу в местный бюджет и бюджет субъекта РФ за счет подлежащего возмещению НДС по экспортной поставке, суд также не усмотрел в действиях налогового органа нарушения прав налогоплательщика, поскольку данным зачетом погашена сумма пени, подлежащая уплате в указанные бюджеты. Кроме того, в конечном итоге общая задолженность по пени уменьшена и меры принудительного взыскания к предприятию не применялись.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО ААК "Прогресс" предлагает решение суда первой инстанции отменить ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Так, согласно определению от 18.03.2004 последнее заседание арбитражного суда назначалось на 01.04.2004, тогда как решение по делу суд принял 22.04.2004. При этом определение о назначении дела на 22.04.2004 в адрес ОАО ААК "Прогресс" не поступало и представители компаний на заседании суда не присутствовали.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 176 НК РФ суммы НДС, подлежащие возврату налогоплательщику, могут быть зачтены по решению налогового органа в счет погашения недоимки и пени по данному налогу, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, при условии, что эта задолженность подлежит зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат.
Суд установил, что компания не имела задолженности в федеральный бюджет по пени по земельному налогу, однако счел допустимым осуществление зачета в сумме 3065136 руб. в счет погашения задолженности по пени по земельному налогу в местный бюджет и в бюджет Приморского края.




По мнению заявителя жалобы, при разрешении спора арбитражный суд неправомерно руководствовался Инструкцией "О порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 14.12.1999 N 91н, а также Письмом МНС РФ от 24.11.2000 N БГ-6-09/893, поскольку эти документы применяются для внутреннего пользования государственных органов и регулируют их внутреннюю деятельность. Заявитель жалобы считает, что Налоговый кодекс РФ по отношению к перечисленным документам имеет наибольшую юридическую силу, и нормы указанных документов не могут подменять нормы Налогового кодекса РФ.
Заявитель жалобы считает, что неправомерное изъятие из оборота компании денежных средств в сумме 3065136 руб. привело к нарушению прав и законных интересов предприятия.
Кроме того, ОАО ААК "Прогресс" считает, что при разрешении спора суд не принял во внимание решение Арбитражного суда Приморского края от 31.10.2002 по делу N А51-5351/2001-18-114, согласно которому решение Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Приморскому краю N 02-02/342 ДСП от 29.03.2001 было признано недействительным в части, касающейся взыскания земельного налога в сумме 4968410 руб., штрафа в сумме 993682 руб. и пени, исчисленной с указанной суммы налога.
Исполняя решение суда, налоговый орган исключил из карточки лицевого счета компании лишь суммы земельного налога и штрафа. При этом сумма соответствующей пени из карточки лицевого счета не исключалась. По мнению заявителя жалобы, при разрешении спора суд не исследовал вышеуказанные обстоятельства, что привело к неправильному определению задолженности по пени.
В отзыве на жалобу инспекция по налогам и сборам доводы ОАО ААК "Прогресс" отклонила и просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На момент рассмотрения жалобы судом кассационной инстанции мнение сторон относительно законности состоявшегося по делу судебного акта не изменилось.
Исходя из доводов кассационной жалобы и представленных на нее возражений, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 4 ст. 176 НК РФ предусмотрено, что при рассмотрении вопроса о возврате сумм НДС налоговый орган вправе провести в первоочередном порядке зачет сумм недоимки, пени и присужденных санкций, подлежащих зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат налога.
Поскольку возврат сумм НДС производится из федерального бюджета, то налоговый орган вправе произвести зачет по недоимке, пени и присужденным санкциям, подлежащим уплате в федеральный бюджет. Следовательно, проведение зачета по пени, подлежащей уплате в местный бюджет и бюджет субъекта РФ за счет сумм НДС, подлежащих возврату налогоплательщику из федерального бюджета, является неправомерным. В результате незаконных действий налогового органа нарушаются права и законные интересы налогоплательщика, так как предприятие лишается права на возмещение НДС.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции не в полной мере исследовал обстоятельства дела, что является основанием для отмены судебного акта и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо проверить доводы ОАО ААК "Прогресс" о неисполнении налоговым органом решения Арбитражного суда Приморского края от 31.10.2002 по делу N А51-5351/2001-18-114 в части, касающейся исключения из карточки лицевого счета компании суммы пени, исчисленной с 4968410 руб. земельного налога.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.04.2004 по делу N А51-1274/04-25-54 Арбитражного суда Приморского края отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 29 сентября 2004 года Дело N Ф03-А51/04-2/2126

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2004 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" на решение от 22.04.2004 по делу N А51-1274/04-25-54 Арбитражного суда Приморского края по заявлению открытого акционерного общества "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю о возврате излишне взысканной суммы налога.
В Арбитражный суд Приморского края обратилось открытое акционерное общество Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" имени Н.И.Сазыкина (далее - ОАО ААК "Прогресс") с заявлением о возврате из бюджета излишне взысканной налоговым органом пени по земельному налогу в сумме 3065136 руб. и выплате процентов в сумме 1580998 руб. за период с 13.07.2001 по 31.12.2003.
Требования ОАО ААК "Прогресс" мотивированы тем, что предприятие не имеет задолженности в федеральный бюджет по пени по земельному налогу, поэтому налоговый орган, по мнению общества, неправомерно произвел зачет задолженности по указанной пени за счет суммы НДС, подлежащей возмещению из федерального бюджета.
Решением от 22.04.2004 требования ООО ААК "Прогресс" оставлены без удовлетворения.
При разрешении спора суд исходил из того, что общая сумма задолженности по пени по земельному налогу на 15.06.2001 составила 5978984 руб. Из указанной суммы 1793695 руб. подлежат уплате в федеральный бюджет, поэтому проведение зачета на указанную сумму за счет НДС, подлежащего возмещению по экспортной поставке, суд счел правомерным.
В части, касающейся проведения зачета на сумму 2913848 руб. в счет погашения задолженности по пени по земельному налогу в местный бюджет и бюджет субъекта РФ за счет подлежащего возмещению НДС по экспортной поставке, суд также не усмотрел в действиях налогового органа нарушения прав налогоплательщика, поскольку данным зачетом погашена сумма пени, подлежащая уплате в указанные бюджеты. Кроме того, в конечном итоге общая задолженность по пени уменьшена и меры принудительного взыскания к предприятию не применялись.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО ААК "Прогресс" предлагает решение суда первой инстанции отменить ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Так, согласно определению от 18.03.2004 последнее заседание арбитражного суда назначалось на 01.04.2004, тогда как решение по делу суд принял 22.04.2004. При этом определение о назначении дела на 22.04.2004 в адрес ОАО ААК "Прогресс" не поступало и представители компаний на заседании суда не присутствовали.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 176 НК РФ суммы НДС, подлежащие возврату налогоплательщику, могут быть зачтены по решению налогового органа в счет погашения недоимки и пени по данному налогу, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, при условии, что эта задолженность подлежит зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат.
Суд установил, что компания не имела задолженности в федеральный бюджет по пени по земельному налогу, однако счел допустимым осуществление зачета в сумме 3065136 руб. в счет погашения задолженности по пени по земельному налогу в местный бюджет и в бюджет Приморского края.




По мнению заявителя жалобы, при разрешении спора арбитражный суд неправомерно руководствовался Инструкцией "О порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 14.12.1999 N 91н, а также Письмом МНС РФ от 24.11.2000 N БГ-6-09/893, поскольку эти документы применяются для внутреннего пользования государственных органов и регулируют их внутреннюю деятельность. Заявитель жалобы считает, что Налоговый кодекс РФ по отношению к перечисленным документам имеет наибольшую юридическую силу, и нормы указанных документов не могут подменять нормы Налогового кодекса РФ.
Заявитель жалобы считает, что неправомерное изъятие из оборота компании денежных средств в сумме 3065136 руб. привело к нарушению прав и законных интересов предприятия.
Кроме того, ОАО ААК "Прогресс" считает, что при разрешении спора суд не принял во внимание решение Арбитражного суда Приморского края от 31.10.2002 по делу N А51-5351/2001-18-114, согласно которому решение Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Приморскому краю N 02-02/342 ДСП от 29.03.2001 было признано недействительным в части, касающейся взыскания земельного налога в сумме 4968410 руб., штрафа в сумме 993682 руб. и пени, исчисленной с указанной суммы налога.
Исполняя решение суда, налоговый орган исключил из карточки лицевого счета компании лишь суммы земельного налога и штрафа. При этом сумма соответствующей пени из карточки лицевого счета не исключалась. По мнению заявителя жалобы, при разрешении спора суд не исследовал вышеуказанные обстоятельства, что привело к неправильному определению задолженности по пени.
В отзыве на жалобу инспекция по налогам и сборам доводы ОАО ААК "Прогресс" отклонила и просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На момент рассмотрения жалобы судом кассационной инстанции мнение сторон относительно законности состоявшегося по делу судебного акта не изменилось.
Исходя из доводов кассационной жалобы и представленных на нее возражений, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 4 ст. 176 НК РФ предусмотрено, что при рассмотрении вопроса о возврате сумм НДС налоговый орган вправе провести в первоочередном порядке зачет сумм недоимки, пени и присужденных санкций, подлежащих зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат налога.
Поскольку возврат сумм НДС производится из федерального бюджета, то налоговый орган вправе произвести зачет по недоимке, пени и присужденным санкциям, подлежащим уплате в федеральный бюджет. Следовательно, проведение зачета по пени, подлежащей уплате в местный бюджет и бюджет субъекта РФ за счет сумм НДС, подлежащих возврату налогоплательщику из федерального бюджета, является неправомерным. В результате незаконных действий налогового органа нарушаются права и законные интересы налогоплательщика, так как предприятие лишается права на возмещение НДС.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции не в полной мере исследовал обстоятельства дела, что является основанием для отмены судебного акта и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо проверить доводы ОАО ААК "Прогресс" о неисполнении налоговым органом решения Арбитражного суда Приморского края от 31.10.2002 по делу N А51-5351/2001-18-114 в части, касающейся исключения из карточки лицевого счета компании суммы пени, исчисленной с 4968410 руб. земельного налога.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.04.2004 по делу N А51-1274/04-25-54 Арбитражного суда Приморского края отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)