Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2009 N 17АП-3579/2009-АК ПО ДЕЛУ N А60-775/2009

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2009 г. N 17АП-3579/2009-АК


Дело N А60-775/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Грибиниченко О.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя (ООО "Азарт Плюс"): не явился,
от заинтересованного лица (Межрайонной ИФНС России N 4 по Свердловской области): не явился,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России N 4 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 марта 2009 года
по делу N А60-775/2009,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.
по заявлению ООО "Азарт Плюс"
к Межрайонной ИФНС России N 4 по Свердловской области
о признании недействительным решения налогового органа,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Азарт Плюс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения N 326 от 01.10.2008, обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем возврата ООО "Азарт Плюс" суммы налога на игорный бизнес, излишне уплаченной в бюджет, в размере 187 500 рублей, а также уплатить проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога в размере 4 012 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 марта 2009 г. заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Азарт Плюс" требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области N 326 от 01.10.2008. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата ООО "Азарт Плюс" суммы налога на игорный бизнес, излишне уплаченной в бюджет, в размере 187 500 рублей, а также уплатить проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога в размере 3099,30 рублей за период с 18.11.2008 по 11.01.2009 (55 дней), перечислив указанные суммы по следующим реквизитам: р/с 40702810463030002128 в ОАО "Уральский банк реконструкции и развития" г. Екатеринбург, к/с 30101810900000000795, БИК 046577795. В остальной части заявленных требований отказано. Обществу с ограниченной ответственностью "Азарт Плюс" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 7981,80 рублей, перечисленная по платежным поручениям N 150 от 16.12.2008, N 152 от 16.12.2008, N 42 от 12.01.2009, N 41 от 12.01.2009.
Не согласившись с решением, налоговый орган обратился в суд с апелляционной жалобой, просит решение отменить в удовлетворенной части, в удовлетворении требований отказать.
Оспариваемое решение N 326 от 01.10.08 считает законным, поскольку общество обратилось с заявлением о возврате в период проведения камеральной проверки, в то время как срок на возврат суммы излишне уплаченного налога, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться не ранее, чем с момента завершения камеральной проверки, либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ (21.10.08 г.). Поскольку общество по окончанию камеральной проверки в инспекцию с соответствующим заявлением не обращалось, у инспекции отсутствуют основания для возврата излишне уплаченной суммы налога. В связи с этим срок для возврата излишне уплаченной суммы налога инспекцией не нарушен, пени в порядке п. 10 ст. 78 НК РФ в размере 3 099 руб. 30 коп. начислению не подлежат.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр и является плательщиком налога на игорный бизнес.
Платежными поручениями N 561 от 03.07.08, N 562 от 04.07.08, N 563 от 04.07.08 (л.д. 13-15) заявителем перечислен в бюджет налог на игорный бизнес по обособленному подразделению за май 2008 года в размере 375 000 рублей.
17.07.08 в инспекцию обществом представлена уточненная налоговая декларация, согласно которой сумма налога на игорный бизнес, подлежащая уплате в бюджет по обособленному подразделению за май 2008 года, составляет 187 500 рублей (л.д. 17-20).
19.09.08 заявитель, в порядке ст. 78 НК РФ, обратился в Инспекцию с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 187 500 рублей (375 000 руб. - 187 500 руб.) (л.д. 21).
01.10.2008 г. инспекцией вынесено решение N 326 об отказе в осуществлении зачета (возврата) суммы излишне уплаченного налога по причине проведения камеральной проверки (л.д. 23).
Полагая, что решение инспекции об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 01.10.08 N 326 является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, оценив доводы сторон, считает, что основания для отмены судебного акта в обжалуемой инспекцией части отсутствуют.
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
На основании п.п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
В силу п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Исходя из п. 10 ст. 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Как следует из материалов дела, уточненная декларация налога на игорный бизнес за май 2008 года представлена заявителем 17.07.08, заявление о возврате излишне уплаченного налога подано 19.09.2008 года, то есть до истечения срока проведения камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за май 2008 года от 17 июля 2008 г.
Факт уплаты налога на игорный бизнес за май 2008 года подтвержден представленными в материалы дела платежными поручениями и не оспаривается заинтересованным лицом.
Наличие переплаты обществом налога на игорный бизнес за май 2008 года в сумме 187 500 рублей также не оспорено заинтересованным лицом и подтверждается сальдо расчетов.
Однако возврат налога на игорный бизнес по указанному заявлению налоговым органом до настоящего времени не произведен.
В п. 11 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на то, что по смыслу п. 6 ст. 78 Кодекса, предусматривающего исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, в данном случае регулируются те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. В таком случае месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения.
Установление факта излишней уплаты налога могло быть осуществлено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки, срок которой в силу ст. 88 НК РФ составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
В случае установления данного факта по итогам камеральной проверки, учитывая наличие заявления предпринимателя о возврате, налоговый орган обязан будет в течение срока, определенного п. 6 ст. 78 НК РФ, осуществить обязательный зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по иным налогам и сборам, а оставшуюся сумму возвратить налогоплательщику.
Суд первой инстанции пришел к выводам о том, что поскольку срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ, то месячный срок для возврата налога следует исчислять с 18.10.08 (следующий день с даты окончания срока на проведение камеральной проверки уточненной декларации). И в связи с этим решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) N 326 от 01.10.08 является неправомерным и не основано на нормах НК РФ.
С учетом изложенного, с данными выводами суда первой инстанции следует согласиться.
Поскольку заинтересованным лицом нарушены сроки возврата излишне уплаченного обществом налога на игорный бизнес за май 2008 года, удовлетворение требования заявителя о начислении процентов за нарушение сроков возврата налога также является правомерным.
С учетом применения Приказа Федеральной налоговой службы от 15 сентября 2005 года. N САЭ-3-19/446@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам" суд апелляционной инстанции полагает, что и размер (3099,30 руб.) и за период (с 18.10.08 по 11.01.09 - 55 дней) определены судом первой инстанции верно.
Довод налогового органа о том, что поскольку общество по окончанию камеральной проверки в инспекцию с соответствующим заявлением не обращалось, у инспекции отсутствуют основания для возврата излишне уплаченной суммы налога, отклоняется. Факт обращения общества с заявлением о возврате налога на игорный бизнес письмом от 19 сентября 2008 г. (л.д. 21), уведомлениями о вручении заказной корреспонденции (л.д. 22). Обращение общества с указанным заявлением в период проведения проверки не означает, что общество с таким заявлением не обращалось.
Поскольку факт обращения общества в инспекцию с заявлением о зачете является доказанным и с учетом изложенных ранее обстоятельств возврат налога должен был быть осуществлен инспекцией 18 октября 2008 г., доводы налогового органа об отсутствии оснований для начисления пени и о не нарушении инспекцией срока для возврата излишне уплаченной суммы налога судом во внимание не принимается.
Доводу налогового органа о том, что налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за май 2008 года 21.07.08 г., а не 17.07.08 г. судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения в обжалуемой части, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ заявитель от уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 марта 2009 года по делу N А60-775/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
В.Г.ГОЛУБЦОВ

Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Г.Н.ГУЛЯКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)