Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.05.2003 N А13-9041/02-05

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 7 мая 2003 года Дело N А13-9041/02-05
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В., при участии от ОАО "Аммофос" Самосюка С.А. (доверенность от 26.11.02 N 164-150), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение от 10.01.03 (судья Маганова Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 05.03.03 (судьи Осокина Н.Н., Муханова Г.Н., Курпанова Н.Ю.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9041/02-05,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Аммофос" (далее - ОАО "Аммофос") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 11.11.02 N 8 о привлечении ОАО "Аммофос" к налоговой ответственности, доначислении земельного налога и пеней, а также требований об уплате земельного налога, пеней и штрафов от 11.11.02 N 18 и N 19.
Решением суда от 10.01.03 заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.03.03 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда и отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что с изменением коэффициентов средних ставок земельного налога изменяются и размеры зональных ставок.
В судебном заседании представитель ОАО "Аммофос" просил оставить решение и постановление суда без изменения.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку соблюдения налогового законодательства ОАО "Аммофос" при уплате земельного налога за 2000, 2001 и 2002 годы. По результатам проверки вынесено решение от 11.11.02 N 8 о привлечении ОАО "Аммофос" к ответственности за совершение нарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении земельного налога и пеней. На основании решения в адрес ОАО "Аммофос" направлены требования об уплате земельного налога, пеней и штрафов от 11.11.02 N 18 и N 19.
В ходе проверки установлено, что ОАО "Аммофос" при исчислении земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, применяло ставки, установленные постановлением Череповецкой городской Думы от 10.06.97 N 88 "О ставках земельного налога и коэффициентах к ним при арендной плате", применяя к этим ставкам в 2000 году коэффициент 1,2, а в 2001 и 2002 годах не применяя коэффициента.
Ставки земельного налога в городе Череповце установлены постановлением Череповецкой городской Думы от 10.06.97 N 88 "О ставках земельного налога и коэффициентах к ним при арендной плате".
Статьей 15 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Законом Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных кодексом.
Установление федеральным законодателем повышающих коэффициентов к средним ставкам земельного налога не влечет автоматического изменения дифференцированных ставок этого налога.
Применение повышающего коэффициента ограничивается тем периодом, в отношении которого коэффициент был введен.
Поэтому ОАО "Аммофос" правомерно применяло к ставкам, установленным постановлением Череповецкой городской Думы от 10.06.97, в 2000 году коэффициент 1,2, а в 2001 году не применяло коэффициента.
Удовлетворяя заявленные требования в части доначисления земельного налога за 2002 год, суды первой и апелляционной инстанций указали на то, что устанавливающий коэффициент 2 Закон Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.01 опубликован 17.12.01, а в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Из этого суды сделали вывод о том, что поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" налоговым периодом по земельному налогу является год, то коэффициенты к ставкам земельного налога, установленные законом, опубликованным 17.12.01, не могут быть применены ранее 01.01.03.
Однако судами не учтено, что указанный коэффициент 2 кроме Закона Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" был установлен статьей 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год".
Данный закон регулирует не налоговые, а бюджетные отношения, следовательно, оснований для применения норм статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае нет.
Таким образом, при исчислении ставок земельного налога за 2002 год к ставкам, установленным постановлением Череповецкой городской Думы от 10.06.97 N 88 "О ставках земельного налога и коэффициентах к ним при арендной плате" следовало применять коэффициент 2.
Следовательно, решение налоговой инспекции о доначислении земельного налога за 2002 год является неправомерным только в части применения повышающих коэффициентов, превышающих 2.
Таким образом, решение и постановление суда следует отменить в части признания недействительным решения налоговой инспекции и требования по эпизоду начисления земельного налога за 2002 год, рассчитанного с учетом коэффициентов, не превышающих 2. В этой части в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.01.03 и постановление апелляционной инстанции от 05.03.03 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9041/02-05 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области от 11.11.02 N 8 и требования от 11.11.02 N 18 по эпизоду начисления земельного налога за 2002 год, рассчитанного с учетом коэффициентов, не превышающих 2.
В этой части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи
ЛОМАКИН С.А.
ПАСТУХОВА М.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)