Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 29.10.2008 ПО ДЕЛУ N А40-55465/08-140-243

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2008 г. по делу N А40-55465/08-140-243


Резолютивная часть решения объявлена 29.10.2008 г.
Решение в полном объеме изготовлено 29.10.2008 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: М.
Судей: единолично
Протокол ведет судья
при участии: от истца (заявителя): П. д. N СБ-487/Д от 18.12.07 г. пасп. 4502324795
от ответчика: З. д. N 91 от 22.08.08 г. уд. УР N 431510
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Нефтяная Компания "Роснефть"
к Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным решение от 07.11.2007 г. N 52/2570 в части
установил:

заявитель ОАО "Нефтяная Компания "Роснефть" обратился в арбитражный суд к Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 с требованием о признании недействительным решение от 07.11.2007 г. N 52/2570 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления ОАО "Нефтяная Компания "Роснефть" НДПИ в сумме 100 147 120 руб. и соответствующих сумм пени по данному налогу по п. 8.1 мотивировочной и п. 2 и 3 резолютивной части решения.
Ответчик требования не признал, возразил по основаниям, изложенным в обжалуемом в части решении (т. 2 л.д. 1 - 150, т. 1 л.д. 13 - 113), отзыве.
Определением суда от 02.10.2008 г. удовлетворено ходатайство заявителя, судом восстановлен срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ на подачу Обществом заявления в суд о признании недействительным в части решения от 07.11.2007 г. N 52/2570.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено следующее.
Налоговым органом в отношении налогоплательщика проведена выездная налоговая проверка по итогам которой принято решение от 07.11.2007 г. N 52/2570 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В соответствии с данным решением в обжалуемой его части пунктом 8.1 мотивировочной части решения (т. 1 л.д. 13 - 43) и пунктами 2 и 3 резолютивной части решения (т. 1 л.д. 98 - 113) обществу доначислен НДПИ в сумме 100 147 120 руб. и соответствующие суммы пени по данному налогу.
Заявитель считает, что оспариваемое им в части решение налоговой инспекции противоречит закону, не соответствует действительности, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия оспариваемого в части решения инспекции явились следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка в том числе в части деятельности реорганизованных в форме присоединения обществ: ОАО "НК Роснефть-Сахалинморнефтегаз", ОАО "НК Роснефть-Туапсинский НПЗ", ОАО "НК Роснефть-Пурнефтегаз", ОАО "НК Роснефть-Ставропольнефтегаз", ОАО "НК Роснефть-Комсомольский НПЗ", ОАО "Юганскнефтегаз", ОАО "Северная нефть", ОАО "НК Роснефть-Краснодарнефтегаз".
Заявитель и ответчик в судебном заседании пояснили, что доначисления НДПИ и суммы пени по данному налогу за 2006 г. связаны с деятельностью присоединенных обществ: ОАО "НК Роснефть-Ставропольнефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз", ОАО "Северная нефть", ОАО "НК Роснефть-Краснодарнефтегаз".
В обоснование доводов принятого решения инспекция ссылается на следующее. По мнению инспекции, указанные организации при добыче в 2006 г. углеводородного сырья (нефти) неправильно определяли его объем, вследствие чего при исчислении НДПИ была занижена налоговая база по данному налогу.
Инспекцией установлено, что в нарушение пункта 1 и 2 статьи 337 НК РФ налогоплательщик неправомерно определил количество добытого полезного ископаемого (нефти), определив количество нефти в единицах массы "нетто".
Инспекцией приведены таблицы и расчеты в отношении каждого из вышеперечисленных Обществ, показывающая количество добытой нефти за 9 месяцев 2006 г. При этом расчеты инспекцией произведены на основании данных содержащихся в сводных актах приема-передачи нефти (ежемесячных актах), в соответствии с которыми фиксировалась передача нефти от вышеуказанных дочерних Обществ в адрес транспортных организаций (в указанных актах фиксировались данные о массе нефти в нетто и брутто).
Налоговый орган в обоснование своих доводов ссылается на положения п. 3.2 ГОСТа Р 51858-2002 на нефть, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 8.01.2002 г. N 2-ст, утверждает, что товарная нефть (нефть) представляет собой нефть, подготовленную к поставке потребителю в соответствии с требованиями действующих нормативных и технических документов, принятых в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3.13 ГОСТа Р 8.595-2004 "Масса нефти и нефтепродуктов", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2004 г. N 99-ст масса брутто товарной нефти: масса товарной нефти, показатели качества которой соответствуют требованиям ГОСТ Р 51858.
Масса балласта - это общая масса воды, солей и механических примесей в товарной нефти, а масса нетто товарной нефти представляет собой разность массы брутто товарной нефти и массы балласта (пункты 3.14 и 3.15 ГОСТа на массу).
Инспекцией сделан вывод о том, что нефть, соответствующая государственному стандарту Российской Федерации (ГОСТу на нефть), является продукцией с допустимым содержанием воды, хлористых солей и механических примесей, то есть нефтью "брутто".
Следовательно, в соответствии с пунктом 2 статьи 337 НК РФ в нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной допускается содержание воды, солей и механических примесей в пределах, установленных ОКДП. Следовательно, прямая взаимосвязь пункта 1 и пункта 2 статьи 336 НК РФ указывает, что под нефтью обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, соответствующей ГОСТу на нефть понимается нефть "брутто".
Инспекцией сделан перерасчет количества нефти по "брутто", добытого присоединенными дочерними обществами в соответствии с актами приема-сдачи нефти от дочерних обществ транспортным организациям.
По мнению инспекции Обществом занижена налоговая база по НДПИ вследствие чего не уплачен данный налог в сумме 100 147 120 руб. и соответствующие суммы пени за 9 месяцев 2006 г.
Суд не соглашается с данными доводами налоговой инспекции по следующим основаниям.
Необходимо отметить, что в обжалуемом в части решении инспекции указано: "Количество добытого полезного ископаемого (нефти), отраженное Обществом в налоговых декларациях за январь - сентябрь 2006 г., соответствует количеству добытой Обществом нефти, отраженному в Исполнительном балансе нефти за соответствующие периоды 2006 г.". (т. 1 л.д. 17).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отклонений между показателями по добытому сырью содержащимися в декларациях и исполнительных балансах, которые бы привели к занижению налоговой базе и неуплате НДПИ инспекцией не установлено.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории России на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 1 ст. 337 НК РФ в целях настоящей главы указанные в п. 1 ст. 336 Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации.
Как следует из положений пп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ, объектом обложения НДПИ признается нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная, то есть добытое полезное ископаемое, не содержащее в себе воды, соли и иных примесей (балласта).
При доначислении налога по массе нефти "брутто" налоговым органом не принято во внимание, что масса "брутто" нефти, определяется с учетом массы балласта, состоящей из общей массы воды, солей и механических примесей в добытой товарной нефти.
При этом, законодательство о налогах и сборах не предусматривает исчисление и уплату НДПИ с содержащего в нефти балласта.
В противном случае, объектом обложения НДПИ будет являться не сама нефть, как полезное ископаемое, а в том числе и содержащиеся в ней воды, соли и иные примеси (балласт).
Ссылка Инспекции на Общероссийский классификатор продукции (ОКДП), введенный в действие с 01.07.1994 г., допускающий содержание в обезвоженной и обессоленной нефти воды в размере от "не более 0,2% до более 1%" (то есть без верхнего предела), солей в размере от "не более 40 мг/л до солей свыше 1800 мг/л (то есть без верхнего предела)" и т.п. (коды по ОКП с 02 4310 по 02 4315) является необоснованной, в связи с тем, что применение данного Классификатора для целей исчисления НДПИ позволило бы отнести к добытому полезному ископаемому любое нефтесодержащее минеральное сырье, включающее в себя неограниченное количество воды, соли и механических примесей.
Отсутствие в Классификаторе предельно допустимого количества воды и солей не позволяет отнести используемое в нем понятие "нефть обезвоженная и обессоленная" к виду добытого полезного ископаемого для целей исчисления НДПИ также в связи с тем, что минеральное сырье с содержанием воды более 1% и солей более 900 мг/л не соответствует указанному Инспекцией ГОСТу Р 51858-2002.
Как следует из вводной части указанного Классификатора, он предназначен для обобщения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и другие. В ОКП не содержится положений об определении видов полезных ископаемых для целей исчисления и уплаты НДПИ.
Следовательно, применение классификаторов при определении понятий для целей налогообложения необоснованно.
Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.09.2007 г. N 5336/07.
Ссылка Инспекции на содержание государственных стандартов Российской Федерации является несостоятельной по следующим основаниям.
Общие требования к методикам выполнения измерения массы нефти и нефтепродуктов установлены в национальном стандарте Российской Федерации "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений ГОСТ Р 8.595-2004". Его действие распространяется на методики выполнения измерений массы товарной нефти и нефтепродуктов в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, основанные на перечисленных методах прямых и косвенных измерений.
Стандарт устанавливает основные требования к методике выполнения измерений массы продукта, обладающего общеродовыми признаками - нефти. Также для целей данного стандарта определяются понятия: "товарной нефти (нефти)" - нефть, подготовленная к поставке потребителю в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51858-2002; "массы брутто товарной нефти" - масса товарной нефти, показатели качества которой соответствуют требованиям ГОСТ Р 51858; "массы балласта" - общая масса воды, солей и механических примесей в товарной нефти; "массы нетто товарной нефти" - разность массы брутто товарной нефти и массы балласта, т.е. без массы примесей соли, воды, и механических примесей (п. п. 3.12, 3.13, 3.14, 3.15).
Таким образом, стандарт не позволяет установить соотношение понятий "нефть", "нефть товарная" и "нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная".
С 1 января 2006 года ГОСТ Р51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", на который ссылается ГОСТ Р 8.595-2004, действует в редакции от 16.08.2005 г. и распространяется на нефти для поставки транспортным организациям и предприятиям Российской Федерации и для экспорта.
В связи с этим действующие положения ГОСТ направлены на соблюдение требований технической безопасности транспортировки нефти и применимы для определения технической пригодности минерального сырья к транспортировке. ГОСТ 1510-84 содержит рекомендации по транспортировке нефти, в том числе требование о том, что каждая партия должна сопровождаться документом о качестве, содержащем данные, указанные в п. 1.2. (массу нефти брутто и нетто, наименование нефтепродукта, марку), нормы показателей качества и результатов испытания нефтепродуктов в соответствии с технической документацией) (пункт 1,6.), При этом данный стандарт не содержит терминов, позволяющих определить понятие "нефть обезвоженная, обессоленная, стабилизированная".
В упомянутых ГОСТах не содержится требований к качеству нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной как к товарному продукту, таковые установлены ГОСТами лишь для нефти в качестве объекта, подлежащего транспортировке.
Таким образом, ГОСТ, позволяющий определить массу именно "нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной" как массу нетто или брутто, отсутствует.
В соответствии со ст. 31 Закона от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора. При этом использование для целей исчисления НДПИ данных государственного баланса запасов полезных ископаемых предусмотрено положениями статьи 342 НК РФ.
В соответствии с пунктом 5.4.1. Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. N 293, на данный государственный орган возложены функции "по обеспечению в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса".
Согласно пункту 7 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов, утвержденного Приказом МПР России от 09.07.1997 г. N 122 (далее - Положение о запасах полезных ископаемых или Положение) "в государственном и территориальных балансах подлежат учету запасы полезных ископаемых, если они удовлетворяют критериям и требованиям, установленным МПР России по геолого-экономической оценке месторождений полезных ископаемых, а их количество и качество подтверждены заключениями органов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, включающих Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), Центральную комиссию по запасам полезных ископаемых (ЦКЗ), территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых (ТКЗ), в соответствии с их компетенцией.
В балансах отражаются сведения о происшедших в отчетном периоде изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате добычи из недр и потерь при добыче в недрах (пункт 12 Положения).
Балласт (вода, соли, иные механические примеси), содержащийся в нефти, не учитывается при определении количества нефти, списываемого с государственного баланса полезных ископаемых в результате добычи, поскольку фактически балласт нефтью не является.
Согласно ст. 5 совместного Приказа Федерального агентства по недропользованию N 1000 и ФНС РФ N САЭ-3-21/485 от 05.10.2005 г. Территориальные органы Роснедр на плановой основе информируют территориальные органы ФНС России (управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам) о физических показателях деятельности недропользователей, являющихся исходными данными для расчетов налога на добычу полезных ископаемых, регулярных платежей за пользование недрами и водного налога.
Указанными показателями являются сведения о накопленной добыче с начала разработки месторождения, которые формируются территориальными органами Роснедр на основании данных Государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Как следует из материалов дела, налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки не установил и в судебном заседании не ссылается на то, что территориальные органы Роснедр информировали соответствующие территориальные органы ФНС России о физических показателях деятельности недропользователей (являющихся исходными данными для расчетов налога на добычу полезных ископаемых, регулярных платежей за пользование недрами и водного налога) из которых бы следовало, что перечисленными дочерними обществами было добыто полезного ископаемого в физических показателях больше, нежели отражено в налоговой отчетности.
Следовательно, суд приходит к выводу о том, что Обществом было добыто полезного ископаемого в виде нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в том количестве, которое отражено в налоговых декларациях за соответствующие периоды.
Таким образом, выводы налогового органа о необходимости обложения налогом "балласта", содержащегося в нефти, исчисленного в большем размере чем фактически добытая организацией нефть "нетто", являются ошибочными.
Балласт (вода, соли, иные механические примеси), содержащийся в нефти, не учитывается при определении количества нефти, списываемого с государственного баланса полезных ископаемых в результате добычи, поскольку фактически балласт нефтью не является.
Именно в тоннах нетто подлежит учету добытая нефть при формировании статистической отчетности N 1-ТЭК (нефть) (годовая) "Сведения по эксплуатации нефтяных скважин".
Так, в пункте 18 Инструкции по заполнению формы статистической отчетности N 1-ТЭК, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 29.05.96 г., указано, что в Отчете добытая организацией-недропользователем нефть учитывается в тоннах нетто, т.е. чистая нефть за вычетом отделенной воды, грязи и попутного нефтяного газа, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами, и показывается в целых числах.
В соответствии с указанной Инструкцией по данным Раздела 1 "Добыча нефти" формы N 1-ТЭК заявителем отражена добыча нефти за 9 месяцев 2006 г. Количество добытой нефти, отраженной в форме N 1-ТЭК, также соответствует данным Товарных балансов и налоговых деклараций по НДПИ за 9 месяцев 2006 г., что инспекцией не оспаривалось и установлено в ходе выездной налоговой проверки.
Министерство финансов РФ Письмом от 11.09.2007 г. N 03-06-05-01/39 довело до Федеральной налоговой службы свою позицию по вопросу определения количества нефти для целей исчисления налога на добычу полезных ископаемых. "Пунктом 2 статьи 337 НК РФ установлено, что одним из видов добытого полезного ископаемого для целей исчисления НДПИ является нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная. Такая нефть представляет собой продукт подвергнутый определенной обработке с целью исключения из ее состава солей, воды и иных примесей. Соответственно, нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная не может быть нефтью "брутто", учитывающей содержание воды, хлористых солей и механических примесей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что для определения налоговой базы НДПИ по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, следует принимать количество нефти "нетто", отвечающей по своим параметрам определенным требованиям в отношении обезвоженности, обессоленности и стабилизированности. Подпунктом 3 пункта 2 статьи 337 НК РФ четко определено вид добытого полезного ископаемого - нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная, а в приведенных инспекциях стандартах и классификаторах установлено допустимое содержание солей, воды и иных примесей.
Заявитель и ответчик в судебном заседании пояснили, что спора между сторонами относительно фактических обстоятельств в т.ч. по определению количества добытого полезного ископаемого за 9 месяцев 2006 г. по массе нетто и по массе брутто не имеется.
Сумму пени налогоплательщик обязан уплатить только в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ).
Учитывая установленные судом обстоятельства, оспариваемое решение инспекции по изложенным в нем основаниям не соответствует фактическим обстоятельствам дела, противоречит закону и является недействительным.
Расходы по уплате госпошлины подлежат распределению по правилам ст. 110 АПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. 3, 75, 336, 337. 338 НК РФ, ст. 65, 110, 167 - 170, 200, 201 АПК РФ, суд
решил:

требования ОАО "Нефтяная Компания "Роснефть" удовлетворить.
Признать недействительным, как противоречащее НК РФ решение Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 07.11.2007 г. N 52/2570 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления ОАО "Нефтяная Компания "Роснефть" НДПИ в сумме 100 147 120 руб. и соответствующих сумм пени по данному налогу по п. 8.1 мотивировочной и п. 2 и 3 резолютивной части решения.
Взыскать с Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Нефтяная Компания "Роснефть" расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в порядке апелляционного производства. Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)