Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 21 апреля 2004 г. Дело N А19-3505/04-43
Арбитражный суд Иркутской области в составе Седых Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовым Д.А.,
при участии:
от заявителя - Пахорукова О.В. по доверенности от 09.09.2002 N 12-14/25,
от налогового органа - не явились,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства РФ по связи и информатизации к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Иркутской области о признании незаконными действий налогового органа и возврате излишне уплаченного земельного налога,
заявителем было заявлено требование к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Иркутской области о признании незаконными действий налогового органа и возврате излишне уплаченного земельного налога за период 1998 - 2000 гг. в сумме 39050 рублей. В соответствии с приказом МНС России Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 06.02.2004 N ВВ-20-40/02-39 о реорганизации Межрайонной инспекции МНС по налогам и сборам N 13 по Иркутской области и Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Иркутской области, Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Иркутской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Иркутской области.
Представители налогового органа, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Налоговым органом заявлено о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в соответствии с частью 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме, сославшись на то, что уплата земельного налога за 1998 - 2000 года в сумме 39050 рублей осуществлена неправомерно в связи с тем, что он (заявитель) освобожден от уплаты названного налога в силу статьи 31 Федерального закона "О почтовой связи", пункта 12 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" и дважды обращался к ответчику с заявлением о возврате, однако до настоящего времени деньги не возвращены, письмом от 27 11.2003 N 01-10/4513 в возврате уплаченного земельного налога заявителю отказано, свою позицию изложил в заявлении и возражениях на отзыв.
Налоговый орган заявленные требования в представленном в суд отзыве не признал, сославшись на то, что заявитель не имел льготу по уплате земельного налога, так как объекты почтовой связи не предназначены для обеспечения распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания, а передача земли в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование не освобождает от уплаты налога, свою позицию изложил в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, суд установил следующее.
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации зарегистрировано в качестве юридического лица по свидетельству о гос. регистрации N 920 от 30.06.1993 Регистрационной палатой администрации г. Иркутска Иркутской области.
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации (налогоплательщик, заявитель по делу, далее - учреждение) платежными поручениями N 00190 от 04.06.2001 уплатил земельный налог на сумму 39050 рублей.
Полагая уплату названной суммы излишней, налогоплательщик подал в налоговый орган заявление от 08.09.2003 N 12-10/178 в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ о возврате излишне уплаченных сумм.
Письмом от 27.11.2003 N 01-10/4513 руководителем Межрайонной инспекции МНС по налогам и сборам N 13 по Иркутской области в возврате земельного налога Киренскому РУПС и Ербогаченскому РУПС отказано.
Заявленные требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим. Согласно статье 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) земельный налог является формой платы за пользование землей. Безвозмездное пользование землей предполагает освобождение землепользователя от платы за землю в форме земельного налога.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. При этом заявителем должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора, согласно которому он обращался с заявлением в налоговый орган о возврате излишне уплаченного платежа, однако в этом ему было отказано (письмом от 27.11.2003 N 01-10/4513 руководителя Межрайонной инспекции МНС по налогам и сборам N 13 по Иркутской области в возврате земельного налога Киренскому РУПС и Ербогаченскому РУПС отказано).
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" земельный налог является формой платы за пользование землей. Безвозмездное пользование землей предполагает освобождение землепользователя от платы за землю в форме земельного налога.
Как видно из материалов дела, постановления мэра г. Иркутска Иркутской области от 03.08.1999, заявитель является организацией федеральной почтовой связи - государственным учреждением "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и ему предоставлен в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование земельный участок в Киренском и Катангском районах под эксплуатацию здания отделения почтовой связи.
Доводы налогового органа о том, что почтовое отделение связи, являющееся структурным подразделением учреждения, не осуществляет функцию распространения (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, в связи с чем не имеет права на льготу, предусмотренную пунктом 12 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю", суд считает необоснованными.
Пункт 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) предоставляет льготы по уплате земельного налога отдельным категориям налогоплательщиков. Из содержания указанной нормы усматривается, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, а также акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Таким образом, заявитель не является плательщиком земельного налога и не должен его уплачивать за свои структурные подразделения.
Приведение налоговым органом в качестве довода факта добровольного представления заявителем налоговых деклараций по земельному налогу и его уплате не может служить доказательством правомерности уплаты налога.
Ссылку налогового органа на статью 21 НК РФ как единственное основание для применения налоговых льгот и невозможность использования положений о льготах, определенных Федеральным законом "О почтовой связи", суд не учитывает по следующим причинам.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены - связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Поэтому заявленные требования государственного учреждения федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства РФ по связи и информатизации подлежат удовлетворению полностью.
В соответствии с подпунктом 3 п. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий государственных органов, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решения должны содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Таким образом, надлежит признать незаконными действия Межрайонной инспекции МНС РФ N 13 по Иркутской области в части отказа в возврате излишне уплаченного земельного налога за 1998 - 2000 годы в сумме 39050 рублей как не соответствующие положениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, обязать возвратить ГУ УФПС по Иркутской области из бюджета излишне уплаченный земельный налог в сумме 39050 рублей в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции МНС РФ N 13 по Иркутской области в части отказа в возврате излишне уплаченного земельного налога за 1998 - 2000 годы в сумме 39050 рублей как не соответствующие положениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать возвратить государственному учреждению федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства РФ по связи и информатизации из бюджета излишне уплаченный земельный налог в сумме 39050 рублей в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока ступает в законную силу.
от 21 апреля 2004 г. Дело N А19-3505/04-43
Арбитражный суд Иркутской области в составе Седых Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовым Д.А.,
при участии:
от заявителя - Пахорукова О.В. по доверенности от 09.09.2002 N 12-14/25,
от налогового органа - не явились,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства РФ по связи и информатизации к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Иркутской области о признании незаконными действий налогового органа и возврате излишне уплаченного земельного налога,
заявителем было заявлено требование к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Иркутской области о признании незаконными действий налогового органа и возврате излишне уплаченного земельного налога за период 1998 - 2000 гг. в сумме 39050 рублей. В соответствии с приказом МНС России Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 06.02.2004 N ВВ-20-40/02-39 о реорганизации Межрайонной инспекции МНС по налогам и сборам N 13 по Иркутской области и Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Иркутской области, Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Иркутской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Иркутской области.
Представители налогового органа, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Налоговым органом заявлено о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в соответствии с частью 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме, сославшись на то, что уплата земельного налога за 1998 - 2000 года в сумме 39050 рублей осуществлена неправомерно в связи с тем, что он (заявитель) освобожден от уплаты названного налога в силу статьи 31 Федерального закона "О почтовой связи", пункта 12 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" и дважды обращался к ответчику с заявлением о возврате, однако до настоящего времени деньги не возвращены, письмом от 27 11.2003 N 01-10/4513 в возврате уплаченного земельного налога заявителю отказано, свою позицию изложил в заявлении и возражениях на отзыв.
Налоговый орган заявленные требования в представленном в суд отзыве не признал, сославшись на то, что заявитель не имел льготу по уплате земельного налога, так как объекты почтовой связи не предназначены для обеспечения распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания, а передача земли в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование не освобождает от уплаты налога, свою позицию изложил в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, суд установил следующее.
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации зарегистрировано в качестве юридического лица по свидетельству о гос. регистрации N 920 от 30.06.1993 Регистрационной палатой администрации г. Иркутска Иркутской области.
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации (налогоплательщик, заявитель по делу, далее - учреждение) платежными поручениями N 00190 от 04.06.2001 уплатил земельный налог на сумму 39050 рублей.
Полагая уплату названной суммы излишней, налогоплательщик подал в налоговый орган заявление от 08.09.2003 N 12-10/178 в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ о возврате излишне уплаченных сумм.
Письмом от 27.11.2003 N 01-10/4513 руководителем Межрайонной инспекции МНС по налогам и сборам N 13 по Иркутской области в возврате земельного налога Киренскому РУПС и Ербогаченскому РУПС отказано.
Заявленные требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим. Согласно статье 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) земельный налог является формой платы за пользование землей. Безвозмездное пользование землей предполагает освобождение землепользователя от платы за землю в форме земельного налога.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. При этом заявителем должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора, согласно которому он обращался с заявлением в налоговый орган о возврате излишне уплаченного платежа, однако в этом ему было отказано (письмом от 27.11.2003 N 01-10/4513 руководителя Межрайонной инспекции МНС по налогам и сборам N 13 по Иркутской области в возврате земельного налога Киренскому РУПС и Ербогаченскому РУПС отказано).
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" земельный налог является формой платы за пользование землей. Безвозмездное пользование землей предполагает освобождение землепользователя от платы за землю в форме земельного налога.
Как видно из материалов дела, постановления мэра г. Иркутска Иркутской области от 03.08.1999, заявитель является организацией федеральной почтовой связи - государственным учреждением "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и ему предоставлен в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование земельный участок в Киренском и Катангском районах под эксплуатацию здания отделения почтовой связи.
Доводы налогового органа о том, что почтовое отделение связи, являющееся структурным подразделением учреждения, не осуществляет функцию распространения (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, в связи с чем не имеет права на льготу, предусмотренную пунктом 12 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю", суд считает необоснованными.
Пункт 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) предоставляет льготы по уплате земельного налога отдельным категориям налогоплательщиков. Из содержания указанной нормы усматривается, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, а также акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Таким образом, заявитель не является плательщиком земельного налога и не должен его уплачивать за свои структурные подразделения.
Приведение налоговым органом в качестве довода факта добровольного представления заявителем налоговых деклараций по земельному налогу и его уплате не может служить доказательством правомерности уплаты налога.
Ссылку налогового органа на статью 21 НК РФ как единственное основание для применения налоговых льгот и невозможность использования положений о льготах, определенных Федеральным законом "О почтовой связи", суд не учитывает по следующим причинам.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены - связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Поэтому заявленные требования государственного учреждения федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства РФ по связи и информатизации подлежат удовлетворению полностью.
В соответствии с подпунктом 3 п. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий государственных органов, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решения должны содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Таким образом, надлежит признать незаконными действия Межрайонной инспекции МНС РФ N 13 по Иркутской области в части отказа в возврате излишне уплаченного земельного налога за 1998 - 2000 годы в сумме 39050 рублей как не соответствующие положениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, обязать возвратить ГУ УФПС по Иркутской области из бюджета излишне уплаченный земельный налог в сумме 39050 рублей в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции МНС РФ N 13 по Иркутской области в части отказа в возврате излишне уплаченного земельного налога за 1998 - 2000 годы в сумме 39050 рублей как не соответствующие положениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать возвратить государственному учреждению федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства РФ по связи и информатизации из бюджета излишне уплаченный земельный налог в сумме 39050 рублей в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока ступает в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.04.2004 ПО ДЕЛУ N А19-3505/04-43
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2004 г. Дело N А19-3505/04-43
Арбитражный суд Иркутской области в составе Седых Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовым Д.А.,
при участии:
от заявителя - Пахорукова О.В. по доверенности от 09.09.2002 N 12-14/25,
от налогового органа - не явились,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства РФ по связи и информатизации к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Иркутской области о признании незаконными действий налогового органа и возврате излишне уплаченного земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
заявителем было заявлено требование к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Иркутской области о признании незаконными действий налогового органа и возврате излишне уплаченного земельного налога за период 1998 - 2000 гг. в сумме 39050 рублей. В соответствии с приказом МНС России Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 06.02.2004 N ВВ-20-40/02-39 о реорганизации Межрайонной инспекции МНС по налогам и сборам N 13 по Иркутской области и Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Иркутской области, Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Иркутской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Иркутской области.
Представители налогового органа, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Налоговым органом заявлено о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в соответствии с частью 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме, сославшись на то, что уплата земельного налога за 1998 - 2000 года в сумме 39050 рублей осуществлена неправомерно в связи с тем, что он (заявитель) освобожден от уплаты названного налога в силу статьи 31 Федерального закона "О почтовой связи", пункта 12 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" и дважды обращался к ответчику с заявлением о возврате, однако до настоящего времени деньги не возвращены, письмом от 27 11.2003 N 01-10/4513 в возврате уплаченного земельного налога заявителю отказано, свою позицию изложил в заявлении и возражениях на отзыв.
Налоговый орган заявленные требования в представленном в суд отзыве не признал, сославшись на то, что заявитель не имел льготу по уплате земельного налога, так как объекты почтовой связи не предназначены для обеспечения распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания, а передача земли в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование не освобождает от уплаты налога, свою позицию изложил в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, суд установил следующее.
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации зарегистрировано в качестве юридического лица по свидетельству о гос. регистрации N 920 от 30.06.1993 Регистрационной палатой администрации г. Иркутска Иркутской области.
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации (налогоплательщик, заявитель по делу, далее - учреждение) платежными поручениями N 00190 от 04.06.2001 уплатил земельный налог на сумму 39050 рублей.
Полагая уплату названной суммы излишней, налогоплательщик подал в налоговый орган заявление от 08.09.2003 N 12-10/178 в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ о возврате излишне уплаченных сумм.
Письмом от 27.11.2003 N 01-10/4513 руководителем Межрайонной инспекции МНС по налогам и сборам N 13 по Иркутской области в возврате земельного налога Киренскому РУПС и Ербогаченскому РУПС отказано.
Заявленные требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим. Согласно статье 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) земельный налог является формой платы за пользование землей. Безвозмездное пользование землей предполагает освобождение землепользователя от платы за землю в форме земельного налога.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. При этом заявителем должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора, согласно которому он обращался с заявлением в налоговый орган о возврате излишне уплаченного платежа, однако в этом ему было отказано (письмом от 27.11.2003 N 01-10/4513 руководителя Межрайонной инспекции МНС по налогам и сборам N 13 по Иркутской области в возврате земельного налога Киренскому РУПС и Ербогаченскому РУПС отказано).
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" земельный налог является формой платы за пользование землей. Безвозмездное пользование землей предполагает освобождение землепользователя от платы за землю в форме земельного налога.
Как видно из материалов дела, постановления мэра г. Иркутска Иркутской области от 03.08.1999, заявитель является организацией федеральной почтовой связи - государственным учреждением "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и ему предоставлен в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование земельный участок в Киренском и Катангском районах под эксплуатацию здания отделения почтовой связи.
Доводы налогового органа о том, что почтовое отделение связи, являющееся структурным подразделением учреждения, не осуществляет функцию распространения (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, в связи с чем не имеет права на льготу, предусмотренную пунктом 12 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю", суд считает необоснованными.
Пункт 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) предоставляет льготы по уплате земельного налога отдельным категориям налогоплательщиков. Из содержания указанной нормы усматривается, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, а также акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Таким образом, заявитель не является плательщиком земельного налога и не должен его уплачивать за свои структурные подразделения.
Приведение налоговым органом в качестве довода факта добровольного представления заявителем налоговых деклараций по земельному налогу и его уплате не может служить доказательством правомерности уплаты налога.
Ссылку налогового органа на статью 21 НК РФ как единственное основание для применения налоговых льгот и невозможность использования положений о льготах, определенных Федеральным законом "О почтовой связи", суд не учитывает по следующим причинам.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены - связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Поэтому заявленные требования государственного учреждения федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства РФ по связи и информатизации подлежат удовлетворению полностью.
В соответствии с подпунктом 3 п. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий государственных органов, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решения должны содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Таким образом, надлежит признать незаконными действия Межрайонной инспекции МНС РФ N 13 по Иркутской области в части отказа в возврате излишне уплаченного земельного налога за 1998 - 2000 годы в сумме 39050 рублей как не соответствующие положениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, обязать возвратить ГУ УФПС по Иркутской области из бюджета излишне уплаченный земельный налог в сумме 39050 рублей в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции МНС РФ N 13 по Иркутской области в части отказа в возврате излишне уплаченного земельного налога за 1998 - 2000 годы в сумме 39050 рублей как не соответствующие положениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать возвратить государственному учреждению федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства РФ по связи и информатизации из бюджета излишне уплаченный земельный налог в сумме 39050 рублей в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока ступает в законную силу.
Судья
Н.Д.СЕДЫХ
Н.Д.СЕДЫХ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2004 г. Дело N А19-3505/04-43
Арбитражный суд Иркутской области в составе Седых Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовым Д.А.,
при участии:
от заявителя - Пахорукова О.В. по доверенности от 09.09.2002 N 12-14/25,
от налогового органа - не явились,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства РФ по связи и информатизации к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Иркутской области о признании незаконными действий налогового органа и возврате излишне уплаченного земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
заявителем было заявлено требование к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Иркутской области о признании незаконными действий налогового органа и возврате излишне уплаченного земельного налога за период 1998 - 2000 гг. в сумме 39050 рублей. В соответствии с приказом МНС России Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 06.02.2004 N ВВ-20-40/02-39 о реорганизации Межрайонной инспекции МНС по налогам и сборам N 13 по Иркутской области и Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Иркутской области, Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Иркутской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Иркутской области.
Представители налогового органа, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Налоговым органом заявлено о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в соответствии с частью 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме, сославшись на то, что уплата земельного налога за 1998 - 2000 года в сумме 39050 рублей осуществлена неправомерно в связи с тем, что он (заявитель) освобожден от уплаты названного налога в силу статьи 31 Федерального закона "О почтовой связи", пункта 12 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" и дважды обращался к ответчику с заявлением о возврате, однако до настоящего времени деньги не возвращены, письмом от 27 11.2003 N 01-10/4513 в возврате уплаченного земельного налога заявителю отказано, свою позицию изложил в заявлении и возражениях на отзыв.
Налоговый орган заявленные требования в представленном в суд отзыве не признал, сославшись на то, что заявитель не имел льготу по уплате земельного налога, так как объекты почтовой связи не предназначены для обеспечения распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания, а передача земли в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование не освобождает от уплаты налога, свою позицию изложил в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, суд установил следующее.
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации зарегистрировано в качестве юридического лица по свидетельству о гос. регистрации N 920 от 30.06.1993 Регистрационной палатой администрации г. Иркутска Иркутской области.
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации (налогоплательщик, заявитель по делу, далее - учреждение) платежными поручениями N 00190 от 04.06.2001 уплатил земельный налог на сумму 39050 рублей.
Полагая уплату названной суммы излишней, налогоплательщик подал в налоговый орган заявление от 08.09.2003 N 12-10/178 в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ о возврате излишне уплаченных сумм.
Письмом от 27.11.2003 N 01-10/4513 руководителем Межрайонной инспекции МНС по налогам и сборам N 13 по Иркутской области в возврате земельного налога Киренскому РУПС и Ербогаченскому РУПС отказано.
Заявленные требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим. Согласно статье 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) земельный налог является формой платы за пользование землей. Безвозмездное пользование землей предполагает освобождение землепользователя от платы за землю в форме земельного налога.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. При этом заявителем должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора, согласно которому он обращался с заявлением в налоговый орган о возврате излишне уплаченного платежа, однако в этом ему было отказано (письмом от 27.11.2003 N 01-10/4513 руководителя Межрайонной инспекции МНС по налогам и сборам N 13 по Иркутской области в возврате земельного налога Киренскому РУПС и Ербогаченскому РУПС отказано).
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" земельный налог является формой платы за пользование землей. Безвозмездное пользование землей предполагает освобождение землепользователя от платы за землю в форме земельного налога.
Как видно из материалов дела, постановления мэра г. Иркутска Иркутской области от 03.08.1999, заявитель является организацией федеральной почтовой связи - государственным учреждением "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и ему предоставлен в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование земельный участок в Киренском и Катангском районах под эксплуатацию здания отделения почтовой связи.
Доводы налогового органа о том, что почтовое отделение связи, являющееся структурным подразделением учреждения, не осуществляет функцию распространения (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, в связи с чем не имеет права на льготу, предусмотренную пунктом 12 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю", суд считает необоснованными.
Пункт 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) предоставляет льготы по уплате земельного налога отдельным категориям налогоплательщиков. Из содержания указанной нормы усматривается, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, а также акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Таким образом, заявитель не является плательщиком земельного налога и не должен его уплачивать за свои структурные подразделения.
Приведение налоговым органом в качестве довода факта добровольного представления заявителем налоговых деклараций по земельному налогу и его уплате не может служить доказательством правомерности уплаты налога.
Ссылку налогового органа на статью 21 НК РФ как единственное основание для применения налоговых льгот и невозможность использования положений о льготах, определенных Федеральным законом "О почтовой связи", суд не учитывает по следующим причинам.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены - связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Поэтому заявленные требования государственного учреждения федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства РФ по связи и информатизации подлежат удовлетворению полностью.
В соответствии с подпунктом 3 п. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий государственных органов, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решения должны содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Таким образом, надлежит признать незаконными действия Межрайонной инспекции МНС РФ N 13 по Иркутской области в части отказа в возврате излишне уплаченного земельного налога за 1998 - 2000 годы в сумме 39050 рублей как не соответствующие положениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, обязать возвратить ГУ УФПС по Иркутской области из бюджета излишне уплаченный земельный налог в сумме 39050 рублей в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции МНС РФ N 13 по Иркутской области в части отказа в возврате излишне уплаченного земельного налога за 1998 - 2000 годы в сумме 39050 рублей как не соответствующие положениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать возвратить государственному учреждению федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства РФ по связи и информатизации из бюджета излишне уплаченный земельный налог в сумме 39050 рублей в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока ступает в законную силу.
Судья
Н.Д.СЕДЫХ
Н.Д.СЕДЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)