Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,
при секретаре Роговой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащими федеральному законодательству пункта 3 статьи 9, абзаца 1 пункта 6, пункта 10 статьи 11 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края" N 163 от 24 декабря 1999 г.,
Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон Хабаровского края N 163 от 24 декабря 1999 г. "О налогах и сборах Хабаровского края", действующий в редакции законов края от 01.03.2000 N 186; от 26.04.2000 N 208; от 26.04.2000 N 211; от 25.07.2000 N 231; от 25.09.2000 N 236 и N 249; от 10.11.2000 N 254; от 27.12.2000 N 271; от 25.05.2001 N 307; 25.07.2001 N 321; от 27.11.2001 N 346; от 31.07.202 N 37; от 26.11.2002 N 69.
Пунктом 3 ст. 9 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края" предусмотрена возможность установления налоговых льгот по местным налогам и сборам краевым законом при условии возмещения выпадающих доходов бюджетам соответствующего уровня из средств краевого бюджета.
Согласно п. 6 ст. 11 данного Закона от уплаты земельного налога в консолидированный бюджет края освобождены земли островов Большого Уссурийского и Тарабарова у города Хабаровска при осуществлении на них деятельности, относимой к сфере материального производства.
В соответствии с п. 10 ст. 11 данного Закона доходы, выпадающие из местных бюджетов за счет предоставления настоящим Законом льгот по местным налогам и сборам, возмещаются за счет средств краевого бюджета.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству п. 3 ст. 9, абз. 1 п. 6, п. 10 ст. 11 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края", ссылаясь на то, что Законодательной Думой Хабаровского края установлены льготы по земельному налогу в части, закрепленной за бюджетами органов местного самоуправления в нарушение требований Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Закона РФ "О плате за землю".
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Моргунова Н.Н. требования, заявленные прокурором Хабаровского края, поддержала.
Представитель Законодательной Думы Хабаровского края, по доверенности Ермольченко О.В. с доводами, изложенными в заявлении прокурора края, не согласилась и просила в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения прокурора прокуратуры Хабаровского края Моргуновой Н.Н., представителя Законодательной Думы Хабаровского края Ермольченко О.В., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению в части признания недействующими со дня принятия предложения второго п. 3 ст. 9, абз. 1 п. 6 (в части освобождения от уплаты земельного налога в части сумм, зачисляемых в местный бюджет), п. 10 ст. 11 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края", в остальной части заявление удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п. "и" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 75 и п.п. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
Компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах определяется в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Согласно п. 2 ст. 18 названного Закона компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах определяется в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Порядок и основания уплаты земельного налога установлены Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Согласно ст. 13 данного Закона органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящегося в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" до разграничения государственной собственности на землю, земельный налог перечисляется на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам:
- - бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%;
- - бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%.
Таким образом, вышеназванным федеральным законодательством субъектам Российской Федерации не предоставлены полномочия по установлению льгот по земельному налогу в части, закрепленной за бюджетами органов местного самоуправления.
При таком положении суд находит противоречащими упомянутому федеральному законодательству и подлежащими признанию недействующими со дня принятия предложение второе п. 3 ст. 9, абз. 1 п. 6 (в части освобождения от уплаты земельного налога в части сумм, зачисляемых в местный бюджет), п. 10 ст. 11 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края".
Требования прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству предложения первого п. 3 ст. 9 данного краевого Закона не подлежат удовлетворению, поскольку указание в Законе края на то, что краевые законы и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления могут устанавливать налоговые льготы по федеральным налогам в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах, соответствуют действующему федеральному законодательству.
Положения абз. первого ч. 6 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края" в части, устанавливающей освобождение от уплаты земельного налога, в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет, приняты Законодательной Думой Хабаровского края в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательствам, и основания для признания данных норм недействующими не имеется.
Доводы представителя Законодательной Думы Хабаровского края о соответствии положений предложения второго п. 3 ст. 9, абз. 1 п. 6 (в части освобождения от уплаты земельного налога в части сумм, зачисляемых в местный бюджет), п. 10 ст. 11 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края" федеральному законодательству суд находит несостоятельными по основаниям, приведенным в решении.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
Признать недействующими со дня принятия предложение второе пункта 3 статьи 9, абзац 1 пункта 6 (в части освобождения от уплаты земельного налога в части сумм, зачисляемых в местный бюджет), пункт 10 статьи 11 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края" N 163 от 24 декабря 1999 года.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в газете "Приамурские ведомости" и Собрании законодательства Хабаровского края.
В остальной части требований, заявленных прокурором Хабаровского края, отказать.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.12.2003 N 2-260/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2003 г. по делу N 2-260/03
Именем Российской Федерации
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,
при секретаре Роговой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащими федеральному законодательству пункта 3 статьи 9, абзаца 1 пункта 6, пункта 10 статьи 11 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края" N 163 от 24 декабря 1999 г.,
установил:
Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон Хабаровского края N 163 от 24 декабря 1999 г. "О налогах и сборах Хабаровского края", действующий в редакции законов края от 01.03.2000 N 186; от 26.04.2000 N 208; от 26.04.2000 N 211; от 25.07.2000 N 231; от 25.09.2000 N 236 и N 249; от 10.11.2000 N 254; от 27.12.2000 N 271; от 25.05.2001 N 307; 25.07.2001 N 321; от 27.11.2001 N 346; от 31.07.202 N 37; от 26.11.2002 N 69.
Пунктом 3 ст. 9 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края" предусмотрена возможность установления налоговых льгот по местным налогам и сборам краевым законом при условии возмещения выпадающих доходов бюджетам соответствующего уровня из средств краевого бюджета.
Согласно п. 6 ст. 11 данного Закона от уплаты земельного налога в консолидированный бюджет края освобождены земли островов Большого Уссурийского и Тарабарова у города Хабаровска при осуществлении на них деятельности, относимой к сфере материального производства.
В соответствии с п. 10 ст. 11 данного Закона доходы, выпадающие из местных бюджетов за счет предоставления настоящим Законом льгот по местным налогам и сборам, возмещаются за счет средств краевого бюджета.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству п. 3 ст. 9, абз. 1 п. 6, п. 10 ст. 11 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края", ссылаясь на то, что Законодательной Думой Хабаровского края установлены льготы по земельному налогу в части, закрепленной за бюджетами органов местного самоуправления в нарушение требований Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Закона РФ "О плате за землю".
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Моргунова Н.Н. требования, заявленные прокурором Хабаровского края, поддержала.
Представитель Законодательной Думы Хабаровского края, по доверенности Ермольченко О.В. с доводами, изложенными в заявлении прокурора края, не согласилась и просила в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения прокурора прокуратуры Хабаровского края Моргуновой Н.Н., представителя Законодательной Думы Хабаровского края Ермольченко О.В., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению в части признания недействующими со дня принятия предложения второго п. 3 ст. 9, абз. 1 п. 6 (в части освобождения от уплаты земельного налога в части сумм, зачисляемых в местный бюджет), п. 10 ст. 11 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края", в остальной части заявление удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п. "и" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 75 и п.п. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
Компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах определяется в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Согласно п. 2 ст. 18 названного Закона компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах определяется в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Порядок и основания уплаты земельного налога установлены Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Согласно ст. 13 данного Закона органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящегося в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" до разграничения государственной собственности на землю, земельный налог перечисляется на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам:
- - бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%;
- - бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%.
Таким образом, вышеназванным федеральным законодательством субъектам Российской Федерации не предоставлены полномочия по установлению льгот по земельному налогу в части, закрепленной за бюджетами органов местного самоуправления.
При таком положении суд находит противоречащими упомянутому федеральному законодательству и подлежащими признанию недействующими со дня принятия предложение второе п. 3 ст. 9, абз. 1 п. 6 (в части освобождения от уплаты земельного налога в части сумм, зачисляемых в местный бюджет), п. 10 ст. 11 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края".
Требования прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству предложения первого п. 3 ст. 9 данного краевого Закона не подлежат удовлетворению, поскольку указание в Законе края на то, что краевые законы и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления могут устанавливать налоговые льготы по федеральным налогам в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах, соответствуют действующему федеральному законодательству.
Положения абз. первого ч. 6 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края" в части, устанавливающей освобождение от уплаты земельного налога, в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет, приняты Законодательной Думой Хабаровского края в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательствам, и основания для признания данных норм недействующими не имеется.
Доводы представителя Законодательной Думы Хабаровского края о соответствии положений предложения второго п. 3 ст. 9, абз. 1 п. 6 (в части освобождения от уплаты земельного налога в части сумм, зачисляемых в местный бюджет), п. 10 ст. 11 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края" федеральному законодательству суд находит несостоятельными по основаниям, приведенным в решении.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействующими со дня принятия предложение второе пункта 3 статьи 9, абзац 1 пункта 6 (в части освобождения от уплаты земельного налога в части сумм, зачисляемых в местный бюджет), пункт 10 статьи 11 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края" N 163 от 24 декабря 1999 года.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в газете "Приамурские ведомости" и Собрании законодательства Хабаровского края.
В остальной части требований, заявленных прокурором Хабаровского края, отказать.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Н.Ю.Барабаш
Н.Ю.Барабаш
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)