Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2006 ПО ДЕЛУ N А82-18818/2005-14

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2006 г. по делу N А82-18818/2005-14


Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Н. Лобановой
судей М.В. Немчаниновой, Л.И. Черных
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.Н. Лобановой
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" Северная железная дорога - филиал ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда Ярославской области
от 01.06.2006 года по делу N А82-18818/2005-14,
принятого судьей М.В. Сурововой
по заявлению ОАО "РЖД" Северная железная дорога - филиал ОАО "РЖД"
к Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Ярославской области
о признании недействительным решения налогового органа N 439 от
16.09.2005 года

установил:

ОАО "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Ярославской области от 16.09.2005 года N 439 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение оспаривалось Обществом по тем основаниям, что в нем не указаны обстоятельства совершенного им правонарушения, расчет начисленного налога и не обоснована примененная ставка налога, а также что налоговая инспекция неправильно определила ставку земельного налога за земельный участок, расположенный в полосе отвода железной дороги.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 01.06.2006 года признано недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Ярославской области от 16.09.2005 года N 439 об отказе в привлечении к налоговой ответственности ОАО "Российские железные дороги" в части начисления земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода железной дороги, по ставке, превышающей 11, 66 руб. за 1 гектар.
В остальной части в удовлетворении требований заявителю отказать.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Российские железные дороги" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области и принять новый судебный акт - удовлетворить требования Общества в полном объеме.
При этом заявитель апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а именно статьи 15 Федерального закона от 22.02.1999 года "О федеральном бюджете на 1999 год". По мнению Общества, данная норма права распространяется на все земли сельскохозяйственного назначения, составной частью которых являются земли сельскохозяйственных угодий.
Заявитель апелляционной жалобы приходит к выводу о том, что если размеры ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения в 1999 году применялись без коэффициента индексации, то и ставка налога на земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, в указанный период должны рассчитываться без учета коэффициента индексации. Считает, что судом первой инстанции установлены не в полном объеме фактические обстоятельства дела, что явилось причиной принятия незаконного решения.
Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции в оспариваемой Обществом части без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Инспекция и общество, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность вынесенного Арбитражным судом Ярославской области решения проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела решением N 439 от 16.09.2005 года Обществу предложено доплатить земельный налог за 2004 год в размере 6 206 руб. Решение принято по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2004 год.
При проверке налоговый орган установил занижение ставки налога за земельные участки размером 321, 6 713 и 527, 9 820 га, расположенные в полосе отвода железной дороги на территории Даниловского муниципального округа Ярославской области, а также и завышение и занижение ставки налога за земельные участки, занятые производственными постройками. Исчислив налог и по тем, и по другим участкам в размере 196 008 руб., налоговая инспекция предложила заявителю доплатить 6 206 руб., отказав в привлечении к ответственности по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации.
Частично не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Общество, не оспаривая применения инспекцией соответствующих ставок налога по земельным участкам, занятым производственными постройками, ссылалось на неполноту решения, обнаружив в нем арифметическую ошибку при определении инспекцией общей суммы начисленного налога. Ставка налога оспаривалась им только в отношении земельных участков, расположенных в полосе отвода.
Арбитражный суд Ярославской области, ссылаясь на статью 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" посчитал, что повышающий коэффициент на 1999 год не применяется только в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земли транспорта не относятся к данной категории земель.
Арбитражный суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе по следующим основаниям.
Как следует из решения, налоговая инспекция применила к данным землям ставку налога в размере 12, 83 руб. за 1 гектар, при этом руководствуясь Законом Ярославской области от 15.06.1999 года N 17-з "О ставках земельного налога по Ярославской области и размере отчислений от платежей за землю в 1999 году", а также применила повышающие коэффициенты на 2000, 2002, 2003 и 2004 годы.
Согласно части третьей статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25 процентов от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно Приложению N 1.
Общество определило ставку налога, исходя из установленной данным Приложением средней ставки земельного налога с 1 гектара пашни по Ярославской области 1, 125 руб. (с учетом деноминации рубля), применив повышающие коэффициенты, установленные на 1995 год (1, 5), на 1996 год (1,5), на 1997 год (2), на 2000 год (1,2), на 2002 год (2) и на 2003 год (1,8).
Апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции о том, что Общество неправомерно, при отсутствии к тому законных оснований, не применило в своем расчете повышающий коэффициент 2, установленный на 1999 год Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год".
Согласно статье 15 данного Закона ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским хозяйствам), а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.
Таким образом, повышающий коэффициент на 1999 год не применяется только в отношении земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных определенным категориям землепользователей.
Землями сельскохозяйственного назначения согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно статьям 87 и 90 Земельного кодекса Российской Федерации полосы отвода железных дорог являются землями транспорта, которые предназначены для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и эксплуатации принадлежащих им объектов.
Землями сельскохозяйственного назначения земли транспорта не являются (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом повышающего коэффициента на 1999 год ставка налога по предложенному заявителем расчету составит 11, 81 руб. за 1 гектар.
Однако, расчет ставки, представленный налоговым органом, правомерно не принят судом первой инстанции по тому основанию, что инспекция, в свою очередь, необоснованно применила повышающий коэффициент на 2004 год.
Согласно статьи 7 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1, 1.
Как указано выше, для земель в полосе отвода железных дорог Законом Российской Федерации "О плате за землю" установлены ставки земельного налога применительно к ставкам налога за сельскохозяйственные угодья, т.е. именно к тем ставкам, повышение которых указанным Законом не предусмотрено.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что именно такой вывод следует из буквального толкования статьи 7 названного Закона.
Рассчитанная без учета повышающего коэффициента на 2004 года ставка земельного налога по представленному налоговой инспекцией расчету составит 11, 66 руб. за 1 гектар, что на 1, 17 руб. менее той ставки, которая применена налоговой инспекцией при начислении заявителю неуплаченного налога за земли в полосе отвода железной дороги. С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества в той части, которая относится к начислению налоговой инспекцией земельного налога за земельные участки площадью 321, 6 713 и 527, 9 820 га по ставке, превышающей 11.66 руб. за 1 гектар.
Доводы заявителя о допущенной налоговой инспекцией арифметической ошибки при определении общей суммы исчисленного налога по всем земельным участкам правомерны. Однако, составленный перерасчет суммы доначисленного налога показал, что с учетом перерасчета сумма, подлежащая взысканию с Общества на 2 697 руб. 76 коп. больше, чем предъявлена налоговым органом ко взысканию.
Арбитражный апелляционный суд считает, что ошибка налогового органа в сторону занижения доначисленного налогоплательщику земельного налога не нарушает прав последнего.
На основании изложенного Апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.06.2006 года по делу N А82-18818/2005-14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" Северная железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги" в оспариваемой части без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий
Л.Н.ЛОБАНОВА

Судьи
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)