Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Мартыновой С.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Эникс" на решение Арбитражного суда Омской области от 15.06.2012 (судья Стрелкова Г.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-19829/2012 по заявлению закрытого акционерное общество "Эникс" (644007 г. Омск, ул. 4-я Северная, 104, ИНН 5503058020, ОГРН 1025500747051) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (644010 г. Омск, ул. маршала Жукова, д 72, корп. 1, ИНН 5503085553, ОГРН 1045504039184) об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа.
Суд
установил:
закрытое акционерное общество "Эникс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 23.12.2011 N 14-18/033803 ДСП в части начисления пени по состоянию на 23.12.2011 в сумме 29 872,15 руб., предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 2008 год (с учетом состояния расчетов с бюджетном на дату вступления решения в силу) в сумме 145 981 руб., предложения уплатить пени, предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.06.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
По мнению Общества, постановление правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление от 19.12.2007 N 174-п) вступает в законную силу с 01.01.2009 и не распространяет свое действие на правоотношения, возникшие в 2008 году.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция возражает против доводов Общества, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией в период с 20.10.2011 по 02.11.2011 проведена выездная налоговая проверка Общества по земельному налогу за 2008 год, по результатам которой составлен акт от 21.11.2011 N 14-18/030268дсп и вынесено решение от 23.12.2011 N 14-18/033803дсп, которое в части пунктов 1 и 3.1 резолютивной части решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 06.03.2012 N 16-15/03138 было изложено в новой редакции.
Оспариваемым решением Инспекции с учетом изменений, внесенных Управлением, Обществу было предложено уплатить пени по состоянию на 23.12.2011 в сумме 29 872,15 руб., недоимку по земельному налогу за 2008 год в сумме 145 981 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Инспекция пришла к выводам, что Общество занизило налоговую базу по земельному налогу за 2008 год в результате неприменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 08:0274, в соответствии с постановлением правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Общество, не согласившись с решением Инспекции от 23.12.2011 N 14-18/033803дсп, обратилось в суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказав Обществу в удовлетворении заявления, пришли к выводам, что экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2008, следовательно, налогоплательщик имел возможность определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на основе экономических показателей, содержащихся в постановлении правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, основывается на следующем.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными законами и нормативными правовыми актами и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Подпункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ).
Таким образом, налогоплательщики земельного налога в 2008 году обязаны самостоятельно исчислить подлежащий уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога подлежит доведению до налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, исходя из положений статей 391 и 396 Налогового кодекса Российской Федерации, не позднее 01.03.2008.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Правительство Омской области во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ приняло постановление от 19.12.2007 N 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования, были утверждены правительством Омской области 19.12.2007, то есть до начала налогового периода 2008 года.
Постановление от 19.12.2007 N 174-п опубликовано в средствах массовой информации 25.12.2007.
Таким образом, экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2008.
Положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствовали налогоплательщику-организации определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на основе экономических показателей, содержащихся в постановлении N 174-п.
Поскольку Общество исчислило земельный налог за 2008 год с применением кадастровой стоимости, не соответствующей стоимости, установленной постановлением от 19.12.2007 N 174-п, Инспекция правомерно определила налоговые обязательства Общества по земельному налогу за 2008 год, исходя из утвержденных постановлением от 19.12.2007 N 174-п экономических показателей, обязав Общество внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Довод кассационной жалобы Общества о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 08:0274 должна определяться в соответствии с государственной кадастровой оценкой земель населенных пунктов, утвержденных указом губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", подлежит отклонению как основанный на неверном толковании вышеназванных норм права.
Суд апелляционной инстанции в своем постановлении обоснованно отметил, что положения указа губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 утратили силу, в связи с чем не могли применяться к спорным правоотношениям в качестве основания для определения кадастровой стоимости земельного участка, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 19.04.2011 N 15932/10.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятого по делу постановления отсутствуют.
Поскольку кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, расходы по государственной пошлине за ее рассмотрение относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 15.06.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу N А46-19829/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
Судьи
С.А.МАРТЫНОВА
Г.В.ЧАПАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.12.2012 ПО ДЕЛУ N А46-19829/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2012 г. по делу N А46-19829/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Мартыновой С.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Эникс" на решение Арбитражного суда Омской области от 15.06.2012 (судья Стрелкова Г.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-19829/2012 по заявлению закрытого акционерное общество "Эникс" (644007 г. Омск, ул. 4-я Северная, 104, ИНН 5503058020, ОГРН 1025500747051) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (644010 г. Омск, ул. маршала Жукова, д 72, корп. 1, ИНН 5503085553, ОГРН 1045504039184) об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа.
Суд
установил:
закрытое акционерное общество "Эникс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 23.12.2011 N 14-18/033803 ДСП в части начисления пени по состоянию на 23.12.2011 в сумме 29 872,15 руб., предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 2008 год (с учетом состояния расчетов с бюджетном на дату вступления решения в силу) в сумме 145 981 руб., предложения уплатить пени, предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.06.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
По мнению Общества, постановление правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление от 19.12.2007 N 174-п) вступает в законную силу с 01.01.2009 и не распространяет свое действие на правоотношения, возникшие в 2008 году.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция возражает против доводов Общества, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией в период с 20.10.2011 по 02.11.2011 проведена выездная налоговая проверка Общества по земельному налогу за 2008 год, по результатам которой составлен акт от 21.11.2011 N 14-18/030268дсп и вынесено решение от 23.12.2011 N 14-18/033803дсп, которое в части пунктов 1 и 3.1 резолютивной части решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 06.03.2012 N 16-15/03138 было изложено в новой редакции.
Оспариваемым решением Инспекции с учетом изменений, внесенных Управлением, Обществу было предложено уплатить пени по состоянию на 23.12.2011 в сумме 29 872,15 руб., недоимку по земельному налогу за 2008 год в сумме 145 981 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Инспекция пришла к выводам, что Общество занизило налоговую базу по земельному налогу за 2008 год в результате неприменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 08:0274, в соответствии с постановлением правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Общество, не согласившись с решением Инспекции от 23.12.2011 N 14-18/033803дсп, обратилось в суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказав Обществу в удовлетворении заявления, пришли к выводам, что экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2008, следовательно, налогоплательщик имел возможность определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на основе экономических показателей, содержащихся в постановлении правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, основывается на следующем.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными законами и нормативными правовыми актами и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Подпункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ).
Таким образом, налогоплательщики земельного налога в 2008 году обязаны самостоятельно исчислить подлежащий уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога подлежит доведению до налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, исходя из положений статей 391 и 396 Налогового кодекса Российской Федерации, не позднее 01.03.2008.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Правительство Омской области во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ приняло постановление от 19.12.2007 N 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования, были утверждены правительством Омской области 19.12.2007, то есть до начала налогового периода 2008 года.
Постановление от 19.12.2007 N 174-п опубликовано в средствах массовой информации 25.12.2007.
Таким образом, экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2008.
Положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствовали налогоплательщику-организации определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на основе экономических показателей, содержащихся в постановлении N 174-п.
Поскольку Общество исчислило земельный налог за 2008 год с применением кадастровой стоимости, не соответствующей стоимости, установленной постановлением от 19.12.2007 N 174-п, Инспекция правомерно определила налоговые обязательства Общества по земельному налогу за 2008 год, исходя из утвержденных постановлением от 19.12.2007 N 174-п экономических показателей, обязав Общество внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Довод кассационной жалобы Общества о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 08:0274 должна определяться в соответствии с государственной кадастровой оценкой земель населенных пунктов, утвержденных указом губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", подлежит отклонению как основанный на неверном толковании вышеназванных норм права.
Суд апелляционной инстанции в своем постановлении обоснованно отметил, что положения указа губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 утратили силу, в связи с чем не могли применяться к спорным правоотношениям в качестве основания для определения кадастровой стоимости земельного участка, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 19.04.2011 N 15932/10.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятого по делу постановления отсутствуют.
Поскольку кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, расходы по государственной пошлине за ее рассмотрение относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 15.06.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу N А46-19829/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
Судьи
С.А.МАРТЫНОВА
Г.В.ЧАПАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)