Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 20 сентября 2005 г. Дело N А58-1966/05-Ф02-4572/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) на решение от 9 июня 2005 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1966/05 (суд первой инстанции: Бадлуева Е.Б.),
Открытое акционерное общество "Городской рынок" (общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) (налоговая инспекция) от 17 февраля 2005 года N 509 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 9 июля 2005 года требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 94 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по вкладам в акционерные общества муниципальных образований права акционеров осуществляют соответствующие уполномоченные органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, такие общества следует считать созданными с участием других организаций.
Отзыва на кассационную жалобу не представлено.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 70536, 70537 от 24.08.2005), но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, общество создано путем преобразования муниципального унитарного предприятия "Городской рынок" в открытое акционерное общество в соответствии с распоряжением Департамента имущественных отношений мэрии города Якутска от 21 декабря 2004 года N 277-р.
Согласно пункту 3 Устава, общество образовано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Программой приватизации муниципального имущества муниципального образования "Город Якутск" на 2003 - 2005 годы, утвержденной постановлением Городского Собрания от 02.09.2003 ПГС N 8-7.
Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Уведомлением от 17 февраля 2005 года N 509 налоговой инспекцией сообщено о невозможности применения упрощенной системы налогообложения по основанию распространения на общество ограничения права применения данного специального налогового режима, установленного подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: превышение 25 процентов доли непосредственного участия в обществе другой организации - Департамента имущественных отношений, составляющей 100 процентов.
Не согласившись с указанным уведомлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренное подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации ограничение не может применяться к обществу, так как его участником выступает муниципальное образование "Город Якутск", не являющееся организацией в значении, придаваемом данному понятию нормами законодательства о налогах и сборах. При этом Департамент имущественных отношений мэрии города Якутска, выступая от имени муниципального образования и представляя его интересы в правоотношениях общества с иными лицами, не является участником данного юридического лица.
Вывод суда основан на правильном применении норм материального права и соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Согласно положениям подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
На основании части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение участников гражданского оборота регулируется гражданским законодательством. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В гражданских правоотношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Таким образом, гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
При таком правовом регулировании муниципальные образования в целях законодательства о налогах и сборах не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2003 года N 12358/03 по делу об оспаривании пункта 9 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.12.2002 N БГ-3-22/706, согласно которому применение организацией, в которой доля участия федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований превышает 25 процентов, является неправомерным, указанное положение нормативного правового акта признано недействующим в той мере, в какой оно по смыслу, придаваемому налоговыми органами, препятствует переходу муниципальных унитарных предприятий на упрощенную систему налогообложения. Указанное решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации мотивировано, в частности, тем, что муниципальное образование не может быть признано организацией в том смысле, в котором он используется статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 2 участниками акционерного общества (акционерами) являются лица, чьи обязательственные права по отношению к обществу удостоверяются акциями, на которые разделен его уставный капитал.
Согласно нормам подпункта 1 пункта 1 статьи 13 и статьи 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" унитарное предприятие может быть преобразовано в открытое акционерное общество в соответствии с решением об условиях приватизации.
Как видно из материалов дела, в соответствии с пунктом 8 распоряжения Департамента имущественных отношений мэрии города Якутска от 21.12.2004 N 277-р размещение всех акций общества произведено единственному участнику - муниципальному образованию "Город Якутск".
Таким образом, поскольку единственный участник общества - муниципальное образование "Город Якутск" не является организацией, оно не подпадает под категорию лиц, не правомочных применять упрощенную систему налогообложения по основанию, указанному в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Департамент имущественных отношений мэрии города Якутска при осуществлении прав и обязанностей муниципального образования как участника гражданского оборота действует от его имени согласно части 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 94 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в рамках своей компетенции и не является участником общества.
При таких обстоятельствах вывод налоговой инспекции о неправомерности применения обществом упрощенной системы налогообложения в связи с превышением доли непосредственного участия в нем других организаций 25 процентов не соответствует закону.
На основании изложенного, поскольку оспариваемое уведомление обоснованно признано судом незаконным, решение по делу изменению или отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 9 июня 2005 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1966/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.09.2005 N А58-1966/05-Ф02-4572/05-С1
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 сентября 2005 г. Дело N А58-1966/05-Ф02-4572/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) на решение от 9 июня 2005 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1966/05 (суд первой инстанции: Бадлуева Е.Б.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Городской рынок" (общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) (налоговая инспекция) от 17 февраля 2005 года N 509 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 9 июля 2005 года требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 94 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по вкладам в акционерные общества муниципальных образований права акционеров осуществляют соответствующие уполномоченные органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, такие общества следует считать созданными с участием других организаций.
Отзыва на кассационную жалобу не представлено.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 70536, 70537 от 24.08.2005), но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, общество создано путем преобразования муниципального унитарного предприятия "Городской рынок" в открытое акционерное общество в соответствии с распоряжением Департамента имущественных отношений мэрии города Якутска от 21 декабря 2004 года N 277-р.
Согласно пункту 3 Устава, общество образовано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Программой приватизации муниципального имущества муниципального образования "Город Якутск" на 2003 - 2005 годы, утвержденной постановлением Городского Собрания от 02.09.2003 ПГС N 8-7.
Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Уведомлением от 17 февраля 2005 года N 509 налоговой инспекцией сообщено о невозможности применения упрощенной системы налогообложения по основанию распространения на общество ограничения права применения данного специального налогового режима, установленного подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: превышение 25 процентов доли непосредственного участия в обществе другой организации - Департамента имущественных отношений, составляющей 100 процентов.
Не согласившись с указанным уведомлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренное подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации ограничение не может применяться к обществу, так как его участником выступает муниципальное образование "Город Якутск", не являющееся организацией в значении, придаваемом данному понятию нормами законодательства о налогах и сборах. При этом Департамент имущественных отношений мэрии города Якутска, выступая от имени муниципального образования и представляя его интересы в правоотношениях общества с иными лицами, не является участником данного юридического лица.
Вывод суда основан на правильном применении норм материального права и соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Согласно положениям подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
На основании части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение участников гражданского оборота регулируется гражданским законодательством. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В гражданских правоотношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Таким образом, гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
При таком правовом регулировании муниципальные образования в целях законодательства о налогах и сборах не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2003 года N 12358/03 по делу об оспаривании пункта 9 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.12.2002 N БГ-3-22/706, согласно которому применение организацией, в которой доля участия федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований превышает 25 процентов, является неправомерным, указанное положение нормативного правового акта признано недействующим в той мере, в какой оно по смыслу, придаваемому налоговыми органами, препятствует переходу муниципальных унитарных предприятий на упрощенную систему налогообложения. Указанное решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации мотивировано, в частности, тем, что муниципальное образование не может быть признано организацией в том смысле, в котором он используется статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 2 участниками акционерного общества (акционерами) являются лица, чьи обязательственные права по отношению к обществу удостоверяются акциями, на которые разделен его уставный капитал.
Согласно нормам подпункта 1 пункта 1 статьи 13 и статьи 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" унитарное предприятие может быть преобразовано в открытое акционерное общество в соответствии с решением об условиях приватизации.
Как видно из материалов дела, в соответствии с пунктом 8 распоряжения Департамента имущественных отношений мэрии города Якутска от 21.12.2004 N 277-р размещение всех акций общества произведено единственному участнику - муниципальному образованию "Город Якутск".
Таким образом, поскольку единственный участник общества - муниципальное образование "Город Якутск" не является организацией, оно не подпадает под категорию лиц, не правомочных применять упрощенную систему налогообложения по основанию, указанному в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Департамент имущественных отношений мэрии города Якутска при осуществлении прав и обязанностей муниципального образования как участника гражданского оборота действует от его имени согласно части 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 94 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в рамках своей компетенции и не является участником общества.
При таких обстоятельствах вывод налоговой инспекции о неправомерности применения обществом упрощенной системы налогообложения в связи с превышением доли непосредственного участия в нем других организаций 25 процентов не соответствует закону.
На основании изложенного, поскольку оспариваемое уведомление обоснованно признано судом незаконным, решение по делу изменению или отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 9 июня 2005 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1966/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)