Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 2 ноября 2005 г. Дело N А14-8450-2004219/34
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области на Решение от 21.06.2005 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-8450-2004219/34,
Общество с ограниченной ответственностью "Воронежрегионгаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области) от 01.07.2004 N 48 и требования от 05.07.2004 N 153 в части уплаты акциза и пени.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.06.2005 заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по акцизам на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за ноябрь 2003 г., представленной ООО "Воронежрегионгаз" 01.04.2004, принято Решение от 01.07.2004 N 48 о доначислении акциза в сумме 1263817 руб. и пени - 19958 руб.
05.07.2004 инспекция направила плательщику требование N 163 об уплате акциза в сумме 1290923 руб. и пени - 19958 руб.
Не согласившись с решением и требованием налогового органа, ООО "Воронежрегионгаз" обратилось с заявлением в суд.
Как видно из оспариваемого решения, основанием для доначисления акциза и пени явился вывод инспекции о необоснованном перерасчете налоговых обязательств путем исключения из налогооблагаемой базы за ноябрь 2003 г. сумм полученных авансовых платежей в счет предстоящих поставок минерального сырья (природного газа), поскольку до вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ в соответствии со ст. 189 НК РФ налогооблагаемая база увеличивалась на суммы авансовых платежей, в связи с чем ООО "Воронежрегионгаз" обязано было исчислить и уплатить акциз с аванса за ноябрь 2003 г.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Согласно пп. 16 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ объектом обложения акцизом является, в частности, реализация и (или) передача природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья, за исключением операций, указанных в пп. 8 - 12 п. 1 ст. 183 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 189 НК РФ установлено, что налоговая база по акцизам увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, дата реализации которых определяется в соответствии с п. 1 ст. 195 Кодекса.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2004, внесены изменения в гл. 22 Кодекса, в том числе в ст. 181 НК РФ, в соответствии с которыми с 01.01.2004 природный газ не является подакцизным товаром, в силу чего операции по реализации природного газа исключены из объекта обложения акцизом.
Статьей 8 указанного Закона установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Закона (до 01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством, действовавшим до даты вступления в силу Закона.
Судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что вся указанная сумма акциза приходится на природный газ, добытый и отгруженный после 01.01.2004, но оплата за который была получена в ноябре 2003 г. авансом.
Следовательно, обороты по реализации природного газа, имевшие место в 2004 г., то есть в период, когда в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ природный газ не являлся подакцизным товаром, не являются объектом обложения акцизом.
Учитывая, что минеральное сырье (природный газ), добытое после 01.01.2004, не является объектом налогообложения, то и денежные средства, поступившие в 2003 г. в счет предварительной оплаты природного газа, добытого после 01.01.2004, также не должны являться самостоятельным объектом налогообложения, исходя из нормативных положений ст. 38 НК РФ, а также принимая во внимание, что в переходный период п. 1 ст. 189 НК РФ не должен применяться в отрыве от изменений, внесенных Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ в ст. ст. 181 и 182 НК РФ.
Уплата акциза с авансовых платежей является предварительной уплатой акциза, то есть уплатой акциза с объекта налогообложения, который возникнет в будущем.
Поскольку в периоде реализации природный газ законодателем был исключен из подакцизных товаров, в силу чего у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате акциза в будущем, суд сделал правильный вывод о том, что налогоплательщик правомерно произвел корректировку налоговой базы за ноябрь 2003 г., так как авансовые платежи в данном случае не могут создавать объект налогообложения.
Исходя из вышеприведенных правовых норм и фактических обстоятельств дела, у налогового органа не было законных оснований для доначисления заявителю акциза и пени.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судом первой инстанции, и им дана правильная оценка, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Решение от 21.06.2005 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-8450-2004219/34 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
от 2 ноября 2005 г. Дело N А14-8450-2004219/34
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области на Решение от 21.06.2005 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-8450-2004219/34,
Общество с ограниченной ответственностью "Воронежрегионгаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области) от 01.07.2004 N 48 и требования от 05.07.2004 N 153 в части уплаты акциза и пени.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.06.2005 заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по акцизам на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за ноябрь 2003 г., представленной ООО "Воронежрегионгаз" 01.04.2004, принято Решение от 01.07.2004 N 48 о доначислении акциза в сумме 1263817 руб. и пени - 19958 руб.
05.07.2004 инспекция направила плательщику требование N 163 об уплате акциза в сумме 1290923 руб. и пени - 19958 руб.
Не согласившись с решением и требованием налогового органа, ООО "Воронежрегионгаз" обратилось с заявлением в суд.
Как видно из оспариваемого решения, основанием для доначисления акциза и пени явился вывод инспекции о необоснованном перерасчете налоговых обязательств путем исключения из налогооблагаемой базы за ноябрь 2003 г. сумм полученных авансовых платежей в счет предстоящих поставок минерального сырья (природного газа), поскольку до вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ в соответствии со ст. 189 НК РФ налогооблагаемая база увеличивалась на суммы авансовых платежей, в связи с чем ООО "Воронежрегионгаз" обязано было исчислить и уплатить акциз с аванса за ноябрь 2003 г.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Согласно пп. 16 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ объектом обложения акцизом является, в частности, реализация и (или) передача природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья, за исключением операций, указанных в пп. 8 - 12 п. 1 ст. 183 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 189 НК РФ установлено, что налоговая база по акцизам увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, дата реализации которых определяется в соответствии с п. 1 ст. 195 Кодекса.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2004, внесены изменения в гл. 22 Кодекса, в том числе в ст. 181 НК РФ, в соответствии с которыми с 01.01.2004 природный газ не является подакцизным товаром, в силу чего операции по реализации природного газа исключены из объекта обложения акцизом.
Статьей 8 указанного Закона установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Закона (до 01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством, действовавшим до даты вступления в силу Закона.
Судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что вся указанная сумма акциза приходится на природный газ, добытый и отгруженный после 01.01.2004, но оплата за который была получена в ноябре 2003 г. авансом.
Следовательно, обороты по реализации природного газа, имевшие место в 2004 г., то есть в период, когда в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ природный газ не являлся подакцизным товаром, не являются объектом обложения акцизом.
Учитывая, что минеральное сырье (природный газ), добытое после 01.01.2004, не является объектом налогообложения, то и денежные средства, поступившие в 2003 г. в счет предварительной оплаты природного газа, добытого после 01.01.2004, также не должны являться самостоятельным объектом налогообложения, исходя из нормативных положений ст. 38 НК РФ, а также принимая во внимание, что в переходный период п. 1 ст. 189 НК РФ не должен применяться в отрыве от изменений, внесенных Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ в ст. ст. 181 и 182 НК РФ.
Уплата акциза с авансовых платежей является предварительной уплатой акциза, то есть уплатой акциза с объекта налогообложения, который возникнет в будущем.
Поскольку в периоде реализации природный газ законодателем был исключен из подакцизных товаров, в силу чего у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате акциза в будущем, суд сделал правильный вывод о том, что налогоплательщик правомерно произвел корректировку налоговой базы за ноябрь 2003 г., так как авансовые платежи в данном случае не могут создавать объект налогообложения.
Исходя из вышеприведенных правовых норм и фактических обстоятельств дела, у налогового органа не было законных оснований для доначисления заявителю акциза и пени.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судом первой инстанции, и им дана правильная оценка, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Решение от 21.06.2005 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-8450-2004219/34 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 02.11.2005 N А14-8450-2004219/34
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 2 ноября 2005 г. Дело N А14-8450-2004219/34
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области на Решение от 21.06.2005 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-8450-2004219/34,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Воронежрегионгаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области) от 01.07.2004 N 48 и требования от 05.07.2004 N 153 в части уплаты акциза и пени.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.06.2005 заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по акцизам на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за ноябрь 2003 г., представленной ООО "Воронежрегионгаз" 01.04.2004, принято Решение от 01.07.2004 N 48 о доначислении акциза в сумме 1263817 руб. и пени - 19958 руб.
05.07.2004 инспекция направила плательщику требование N 163 об уплате акциза в сумме 1290923 руб. и пени - 19958 руб.
Не согласившись с решением и требованием налогового органа, ООО "Воронежрегионгаз" обратилось с заявлением в суд.
Как видно из оспариваемого решения, основанием для доначисления акциза и пени явился вывод инспекции о необоснованном перерасчете налоговых обязательств путем исключения из налогооблагаемой базы за ноябрь 2003 г. сумм полученных авансовых платежей в счет предстоящих поставок минерального сырья (природного газа), поскольку до вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ в соответствии со ст. 189 НК РФ налогооблагаемая база увеличивалась на суммы авансовых платежей, в связи с чем ООО "Воронежрегионгаз" обязано было исчислить и уплатить акциз с аванса за ноябрь 2003 г.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Согласно пп. 16 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ объектом обложения акцизом является, в частности, реализация и (или) передача природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья, за исключением операций, указанных в пп. 8 - 12 п. 1 ст. 183 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 189 НК РФ установлено, что налоговая база по акцизам увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, дата реализации которых определяется в соответствии с п. 1 ст. 195 Кодекса.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2004, внесены изменения в гл. 22 Кодекса, в том числе в ст. 181 НК РФ, в соответствии с которыми с 01.01.2004 природный газ не является подакцизным товаром, в силу чего операции по реализации природного газа исключены из объекта обложения акцизом.
Статьей 8 указанного Закона установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Закона (до 01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством, действовавшим до даты вступления в силу Закона.
Судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что вся указанная сумма акциза приходится на природный газ, добытый и отгруженный после 01.01.2004, но оплата за который была получена в ноябре 2003 г. авансом.
Следовательно, обороты по реализации природного газа, имевшие место в 2004 г., то есть в период, когда в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ природный газ не являлся подакцизным товаром, не являются объектом обложения акцизом.
Учитывая, что минеральное сырье (природный газ), добытое после 01.01.2004, не является объектом налогообложения, то и денежные средства, поступившие в 2003 г. в счет предварительной оплаты природного газа, добытого после 01.01.2004, также не должны являться самостоятельным объектом налогообложения, исходя из нормативных положений ст. 38 НК РФ, а также принимая во внимание, что в переходный период п. 1 ст. 189 НК РФ не должен применяться в отрыве от изменений, внесенных Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ в ст. ст. 181 и 182 НК РФ.
Уплата акциза с авансовых платежей является предварительной уплатой акциза, то есть уплатой акциза с объекта налогообложения, который возникнет в будущем.
Поскольку в периоде реализации природный газ законодателем был исключен из подакцизных товаров, в силу чего у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате акциза в будущем, суд сделал правильный вывод о том, что налогоплательщик правомерно произвел корректировку налоговой базы за ноябрь 2003 г., так как авансовые платежи в данном случае не могут создавать объект налогообложения.
Исходя из вышеприведенных правовых норм и фактических обстоятельств дела, у налогового органа не было законных оснований для доначисления заявителю акциза и пени.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судом первой инстанции, и им дана правильная оценка, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 21.06.2005 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-8450-2004219/34 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 2 ноября 2005 г. Дело N А14-8450-2004219/34
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области на Решение от 21.06.2005 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-8450-2004219/34,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Воронежрегионгаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области) от 01.07.2004 N 48 и требования от 05.07.2004 N 153 в части уплаты акциза и пени.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.06.2005 заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по акцизам на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за ноябрь 2003 г., представленной ООО "Воронежрегионгаз" 01.04.2004, принято Решение от 01.07.2004 N 48 о доначислении акциза в сумме 1263817 руб. и пени - 19958 руб.
05.07.2004 инспекция направила плательщику требование N 163 об уплате акциза в сумме 1290923 руб. и пени - 19958 руб.
Не согласившись с решением и требованием налогового органа, ООО "Воронежрегионгаз" обратилось с заявлением в суд.
Как видно из оспариваемого решения, основанием для доначисления акциза и пени явился вывод инспекции о необоснованном перерасчете налоговых обязательств путем исключения из налогооблагаемой базы за ноябрь 2003 г. сумм полученных авансовых платежей в счет предстоящих поставок минерального сырья (природного газа), поскольку до вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ в соответствии со ст. 189 НК РФ налогооблагаемая база увеличивалась на суммы авансовых платежей, в связи с чем ООО "Воронежрегионгаз" обязано было исчислить и уплатить акциз с аванса за ноябрь 2003 г.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Согласно пп. 16 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ объектом обложения акцизом является, в частности, реализация и (или) передача природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья, за исключением операций, указанных в пп. 8 - 12 п. 1 ст. 183 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 189 НК РФ установлено, что налоговая база по акцизам увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, дата реализации которых определяется в соответствии с п. 1 ст. 195 Кодекса.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2004, внесены изменения в гл. 22 Кодекса, в том числе в ст. 181 НК РФ, в соответствии с которыми с 01.01.2004 природный газ не является подакцизным товаром, в силу чего операции по реализации природного газа исключены из объекта обложения акцизом.
Статьей 8 указанного Закона установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Закона (до 01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством, действовавшим до даты вступления в силу Закона.
Судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что вся указанная сумма акциза приходится на природный газ, добытый и отгруженный после 01.01.2004, но оплата за который была получена в ноябре 2003 г. авансом.
Следовательно, обороты по реализации природного газа, имевшие место в 2004 г., то есть в период, когда в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ природный газ не являлся подакцизным товаром, не являются объектом обложения акцизом.
Учитывая, что минеральное сырье (природный газ), добытое после 01.01.2004, не является объектом налогообложения, то и денежные средства, поступившие в 2003 г. в счет предварительной оплаты природного газа, добытого после 01.01.2004, также не должны являться самостоятельным объектом налогообложения, исходя из нормативных положений ст. 38 НК РФ, а также принимая во внимание, что в переходный период п. 1 ст. 189 НК РФ не должен применяться в отрыве от изменений, внесенных Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ в ст. ст. 181 и 182 НК РФ.
Уплата акциза с авансовых платежей является предварительной уплатой акциза, то есть уплатой акциза с объекта налогообложения, который возникнет в будущем.
Поскольку в периоде реализации природный газ законодателем был исключен из подакцизных товаров, в силу чего у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате акциза в будущем, суд сделал правильный вывод о том, что налогоплательщик правомерно произвел корректировку налоговой базы за ноябрь 2003 г., так как авансовые платежи в данном случае не могут создавать объект налогообложения.
Исходя из вышеприведенных правовых норм и фактических обстоятельств дела, у налогового органа не было законных оснований для доначисления заявителю акциза и пени.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судом первой инстанции, и им дана правильная оценка, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 21.06.2005 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-8450-2004219/34 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)