Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (ИНН 2317064550, ОГРН 1062319004461) - Назаряна А.А. (доверенность от 06.10.2011), в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества "Сочи-Лада" (ИНН 2317006950, ОГРН 1022302719670), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2011 (судья Бондаренко И.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2011 (судьи Гиданкина А.В., Николаев Д.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-19949/2010, установил следующее.
ОАО "Сочи-Лада" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 28.06.2010 N 13-12/55968 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 2 942 368 рублей недоимки по земельному налогу за 2009 год, 1 176 946 рублей 20 копеек штрафа, 264 524 рублей 33 копеек пеней (уточненные требования).
Решением от 28.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.07.2011, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что инспекция при расчете налога необоснованно руководствовалась кадастровой стоимостью земельного участка, утвержденной распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р), не опубликованным в установленном порядке.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении требований, полагая, что налоговый орган правомерно принял при расчете налога на землю сведения о земельном участке, полученные от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра и регистрацию прав недвижимое имущество. Суды не приняли во внимание, что обществу отказано в признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка. Налогоплательщик знал о кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой инспекция определила сумму земельного налога.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель инспекции повторил доводы, изложенные в жалобе.
Изучив материалы дела и выслушав представителя заинтересованного лица, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации общества по земельному налогу за 2009 год инспекция приняла решение от 28.06.2010 N 13-12/55968, которым доначислила обществу 3 819 728 рублей земельного налога, 321 498 рублей 84 копейки пеней и привлекла к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 1 527 891 рубля штрафа за неполную уплату земельного налога.
Не согласившись с результатами камеральной налоговой проверки, общество обжаловало решение инспекции Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.
Решением Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю от 13.08.2010 N 16-12-922 решение инспекции от 28.06.2010 N 13-12/55968 отменило в части привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа за неполную уплату земельного налога в сумме 350 944 рублей 80 копеек и в части уплаты недоимки по земельному налогу в сумме 877 360 рублей.
Налогоплательщик, не согласившись с решением налогового органа, обратился в арбитражный суд.
Суды установили, что общество представило в инспекцию декларацию по земельному налогу за 2009 год, в которой отразило два земельных участка с кадастровым номером 23:49:0402034:6003: с кадастровой стоимостью 6 259 272 рубля, исчислив налог на землю в размере 43 815 рублей, с кадастровой стоимостью 4 581 225 рубля, исчислив налог в размере 32 069 рублей, всего сумма налога составила 75 884 рубля. Указание двух земельных участков общество объяснило тем, что в 2009 году из земельного участка с кадастровым номером 23:49:402034:33 площадью 14 600 кв. м сформированы два земельных участка площадью 8 430 кв. м и 6 170 кв. м.
На запрос налогового органа Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю сообщило, что раздел принадлежащего обществу земельного участка произведен 06.06.2009 и участок снят с кадастрового учета 11.05.2010, следовательно, с этой даты принадлежащий обществу земельный участок прекратил свое существование.
Общество в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога по указанному земельному участку. В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 указанной статьи). В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316) определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
Распоряжением N 1202-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007. В распоряжении указано, что оно вступает в силу со дня его подписания (пункт 6). Распоряжение N 1202-р официально опубликовано в газете "Кубанские новости" от 13.03.2009 N 37.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьями 44 - 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" не опубликованный для всеобщего сведения нормативный акт не может применяться.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для применения при исчислении земельного налога не вступившего в законную силу нормативного акта, утвердившего кадастровую стоимость земельного участка, поскольку такой нормативный акт не может создавать каких-либо правовых последствий.
Отказ обществу в признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю по определению кадастровой стоимости земельного участка в связи с пропуском трехмесячного срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о наличии у налогового органа оснований для начисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая не опубликована в установленном законом порядке.
Суды на основе исследования и оценки доказательств признали установленным тот факт, что кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка не утверждена в установленном порядке и обоснованно указали на необходимость применения в этом случае для целей налогообложения нормативной цены земли (статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ). Наличие у налогоплательщика информации о кадастровой стоимости земельного участка не подменяет понятия официального опубликования нормативного акта.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что у общества отсутствовала обязанность по исчислению и уплате земельного налога исходя из кадастровой стоимости, рассчитанной в соответствии с распоряжением N 1202-р, не опубликованным в установленном порядке.
Основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2011 по делу N А32-19949/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 24.10.2011 ПО ДЕЛУ N А32-19949/2010
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2011 г. по делу N А32-19949/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (ИНН 2317064550, ОГРН 1062319004461) - Назаряна А.А. (доверенность от 06.10.2011), в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества "Сочи-Лада" (ИНН 2317006950, ОГРН 1022302719670), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2011 (судья Бондаренко И.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2011 (судьи Гиданкина А.В., Николаев Д.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-19949/2010, установил следующее.
ОАО "Сочи-Лада" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 28.06.2010 N 13-12/55968 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 2 942 368 рублей недоимки по земельному налогу за 2009 год, 1 176 946 рублей 20 копеек штрафа, 264 524 рублей 33 копеек пеней (уточненные требования).
Решением от 28.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.07.2011, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что инспекция при расчете налога необоснованно руководствовалась кадастровой стоимостью земельного участка, утвержденной распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р), не опубликованным в установленном порядке.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении требований, полагая, что налоговый орган правомерно принял при расчете налога на землю сведения о земельном участке, полученные от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра и регистрацию прав недвижимое имущество. Суды не приняли во внимание, что обществу отказано в признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка. Налогоплательщик знал о кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой инспекция определила сумму земельного налога.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель инспекции повторил доводы, изложенные в жалобе.
Изучив материалы дела и выслушав представителя заинтересованного лица, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации общества по земельному налогу за 2009 год инспекция приняла решение от 28.06.2010 N 13-12/55968, которым доначислила обществу 3 819 728 рублей земельного налога, 321 498 рублей 84 копейки пеней и привлекла к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 1 527 891 рубля штрафа за неполную уплату земельного налога.
Не согласившись с результатами камеральной налоговой проверки, общество обжаловало решение инспекции Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.
Решением Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю от 13.08.2010 N 16-12-922 решение инспекции от 28.06.2010 N 13-12/55968 отменило в части привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа за неполную уплату земельного налога в сумме 350 944 рублей 80 копеек и в части уплаты недоимки по земельному налогу в сумме 877 360 рублей.
Налогоплательщик, не согласившись с решением налогового органа, обратился в арбитражный суд.
Суды установили, что общество представило в инспекцию декларацию по земельному налогу за 2009 год, в которой отразило два земельных участка с кадастровым номером 23:49:0402034:6003: с кадастровой стоимостью 6 259 272 рубля, исчислив налог на землю в размере 43 815 рублей, с кадастровой стоимостью 4 581 225 рубля, исчислив налог в размере 32 069 рублей, всего сумма налога составила 75 884 рубля. Указание двух земельных участков общество объяснило тем, что в 2009 году из земельного участка с кадастровым номером 23:49:402034:33 площадью 14 600 кв. м сформированы два земельных участка площадью 8 430 кв. м и 6 170 кв. м.
На запрос налогового органа Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю сообщило, что раздел принадлежащего обществу земельного участка произведен 06.06.2009 и участок снят с кадастрового учета 11.05.2010, следовательно, с этой даты принадлежащий обществу земельный участок прекратил свое существование.
Общество в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога по указанному земельному участку. В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 указанной статьи). В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316) определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
Распоряжением N 1202-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007. В распоряжении указано, что оно вступает в силу со дня его подписания (пункт 6). Распоряжение N 1202-р официально опубликовано в газете "Кубанские новости" от 13.03.2009 N 37.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьями 44 - 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" не опубликованный для всеобщего сведения нормативный акт не может применяться.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для применения при исчислении земельного налога не вступившего в законную силу нормативного акта, утвердившего кадастровую стоимость земельного участка, поскольку такой нормативный акт не может создавать каких-либо правовых последствий.
Отказ обществу в признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю по определению кадастровой стоимости земельного участка в связи с пропуском трехмесячного срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о наличии у налогового органа оснований для начисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая не опубликована в установленном законом порядке.
Суды на основе исследования и оценки доказательств признали установленным тот факт, что кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка не утверждена в установленном порядке и обоснованно указали на необходимость применения в этом случае для целей налогообложения нормативной цены земли (статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ). Наличие у налогоплательщика информации о кадастровой стоимости земельного участка не подменяет понятия официального опубликования нормативного акта.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что у общества отсутствовала обязанность по исчислению и уплате земельного налога исходя из кадастровой стоимости, рассчитанной в соответствии с распоряжением N 1202-р, не опубликованным в установленном порядке.
Основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2011 по делу N А32-19949/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Г.КАЛАШНИКОВА
М.Г.КАЛАШНИКОВА
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)