Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2008 ПО ДЕЛУ N А68-1675/08-65/12

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2008 г. по делу N А68-1675/08-65/12


Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2008.
Полный текст постановления изготовлен 14.08.2008.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Полынкиной Н.А., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Еремичевой Н.В.,
при участии:
от Инспекции ФНС России по Центральному району г. Тулы: Черникиной Е.А. - представителя (доверенность от 11.08.2008 N 04-13/7642), Ковтун И.В. - представителя (доверенность от 10.01.2008 N 04-13/78),
от Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Тульской области "Тульский сельскохозяйственный колледж": Пера Л.А. - представителя (доверенность от 09.01.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Центральному району г. Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 10.06.2008 по делу N А68-1675/08-65/12 (судья Чубарова Н.И.),

установил:

Инспекция ФНС России по Центральному району г. Тулы (далее по тексту - ИФНС России по Центральному району г. Тулы, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о взыскании с Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Тульской области "Тульский сельскохозяйственный колледж" (далее по тексту - ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж", Учреждение) 182 797 руб. 48 коп. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.06.2008 заявленные требования удовлетворены частично. С ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" в доход соответствующего бюджета взыскан единый социальный налог в сумме 55 649 руб. 46 коп. и пени по налогу на доходы физических лиц в размере 824 руб. 40 коп.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
ИФНС России по Центральному району г. Тулы не согласилась с данным решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в указанной части и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж", опровергая доводы Инспекции, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ и с учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции проверена законность и обоснованность обжалуемого судебного акта только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, выслушав объяснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по Центральному району г. Тулы проведена выездная налоговая проверка ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" по вопросам соблюдения налогового законодательства, о чем составлен акт от 31.08.2007 N 44 и принято решение от 28.09.2007 N 40, в соответствии с которым Учреждению доначислен единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 96 247 руб. 41 коп., единый социальный налог, зачисляемый в ФСС - 5 886 руб. 76 коп., единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС - 2 232 руб. 91 коп., единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС - 4 059 руб. 83 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии - 26 099 руб. 40 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии - 2 319 руб. 44 коп., налог на доходы физических лиц - 50 611 руб. 31 коп., начислена пеня по налогу на доходы физических лиц в размере 824 руб. 40 коп., по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 15 878 руб. 45 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату страховой части трудовой пенсии - 3 351 руб. 16 коп., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет - 8 119 руб. 67 коп., единого социального налога, зачисляемого в ФСС - 1 177 руб. 35 коп., единого социального налога, зачисляемого в ФФОМС - 446 руб. 58 коп., единого социального налога, зачисляемого в ТФОМС - 811 руб. 97 коп., по п. 1 ст. 123 НК РФ за неполное перечисление налога на доходы физических лиц - 4 844 руб. 48 коп., по п. 2 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ за неполную уплату страховых взносов - 5 219 руб. 88 коп.
Требованием от 30.10.2007 N 517, направленным в адрес Учреждения, Инспекция ФНС России по Центральному району г. Тулы предложила ему в добровольном порядке в срок до 15.11.2007 погасить указанные суммы.
Поскольку данное требование в установленный в нем срок не было выполнено ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж", Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из решения Инспекции ФНС России по Центральному району г. Тулы от 28.09.2007 N 40 следует, что основанием для доначисления Учреждению единого социального налога в сумме 52 777 руб. 85 коп., налога на доходы физических лиц - 50 611 руб. 31 коп., начисления пени по единому социальному налогу - 15 878 руб. 45 коп., применения штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога в сумме 10 555 руб. 57 коп., по п. 1 ст. 123 НК РФ за неполное неперечисление налога на доходы физических лиц - 10 122 руб. 27 коп. послужили выводы налогового органа о неправомерном невключении ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц лечебных пособий, установленных п. 4 ст. 19 Закона Тульской области от 09.02.2004 N 433-ЗТО "Об образовании" в сумме 202 991 руб. 75 коп. и 389 317 руб. 75 коп., соответственно.
По мнению Инспекции, лечебное пособие, установленное п. 4 ст. 19 Закона Тульской области от 09.02.2004 N 433-ЗТО "Об образовании", не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в связи с чем оно не может относиться к компенсационным выплатам и, как следствие, не включаться в налоговую базу при исчислении единого социального налога и налога на доходы физических лиц.
Отказывая Инспекции ФНС России по Центральному району г. Тулы в удовлетворении заявленных требований в части взыскания с ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" налога на доходы физических лиц в сумме 50 611 руб. 31 коп. и штрафных санкций, примененных по п. 1 ст. 123 НК РФ за неполное неперечисление налога на доходы физических лиц - 10 122 руб. 27 коп., суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 210 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 217 НК РФ определено, что к доходам, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) относятся в числе прочих: государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 19 Закона Тульской области от 09.02.2004 N 433-ЗТО "Об образовании" пособие на санаторно-курортное лечение в размере должностного оклада (ставки) по основной занимаемой должности за счет средств бюджета области ежегодно выплачивается педагогическим работникам областных и муниципальных образовательных учреждений.
Условия и порядок выплаты пособия устанавливается губернатором области.
Таким образом, пособие на санаторно-курортное лечение, выплата которого установлена названной нормой, является мерой социальной защиты педагогических работников областных и муниципальных образовательных учреждений, которое не входит в систему оплаты труда данных работников.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Совокупный анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в систему действующего законодательства, предусматривающего выплаты государственных пособий, определенных в п. 1 ст. 217 НК РФ, входят и относящиеся к законодательству Российской Федерации в области образования законодательные акты субъектов Российской Федерации, в том числе и в области образования.
Следовательно, пособия на санаторно-курортное лечение, выплачиваемые педагогическим работникам областных и муниципальных образовательных учреждений на основании п. 4 ст. 19 Закона Тульской области "Об образовании", подпадают под компенсационные выплаты и иные выплаты, предусмотренные п. 1 ст. 217 НК РФ и не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали законные основания полагать, что Учреждение неправомерно не включало в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц предусмотренные п. 4 ст. 19 Закона Тульской области "Об образовании" лечебные пособия, в связи с чем доначисление ему налога на доходы физических лиц в сумме 50 611 руб. 31 коп. и применение штрафных санкций по п. 1 ст. 123 НК РФ за неполное неперечисление данного налога - 10 122 руб. 27 коп. является неправомерным.
Рассматривая заявленные требования в части взыскания с ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" единого социального налога в сумме 52 777 руб. 85 коп., пени по единому социальному налогу - 15 878 руб. 45 коп., штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога в сумме 10 555 руб. 57 коп. и признавая их необоснованными, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 1 статьи 237 НК РФ установлено, что налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 238 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению единым социальным налогам государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что государственные пособия на санаторно-курортное лечение, выплачиваемые в соответствии с Законом Тульской области "Об образовании", в силу п. п. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ, не подлежат налогообложению единым социальным налогом.
При таких обстоятельствах ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" обоснованно не включало в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу упомянутые лечебные пособия, выплачиваемые педагогическим работникам, в связи с чем доначисление Учреждению единого социального налога в сумме 52 777 руб. 85 коп., начисление пени по единому социальному налогу - 15 878 руб. 45 коп. и применение к нему штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога в сумме 10 555 руб. 57 коп. является неправомерным.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку пособие на санаторно-курортное лечение, установленное п. 4 ст. 19 Закона Тульской области "Об образовании", не направлено на возмещение гражданам утраты источника дохода, то оно не подпадает под действие п. 1 ст. 217, пп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ, следовательно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом, отклоняется, так как основан на неправильном толковании указанных норм материального права.
Вывод суда первой инстанции об отказе Инспекции ФНС России по Центральному району г. Тулы в удовлетворении заявленных требований в части взыскания с Учреждения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени за несвоевременную их уплату и штрафных санкций, примененных по п. 2 ст. 27 Федерального закона от N 167-ФЗ, суд апелляционной инстанции считает правильным.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из буквального толкования указанной правовой нормы следует, что полномочиями по взысканию недоимки, пени и штрафа по страховым взносам наделены не налоговые органы, а органы Пенсионного фонда, которые в силу ст. 25.1 данного Закона должны направлять требование плательщику страховых взносов. Налоговые органы также не вправе привлекать плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование к налоговой ответственности, установленной Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд обоснованно указал, что у Инспекции как у неуполномоченного лица отсутствовали законные основания для обращения в суд с требованием о взыскании страховых взносов, пени и штрафных санкций, примененных по п. 2 ст. 27 Федерального закона от N 167-ФЗ. Также судом обоснованно учтено, что в рассматриваемом случае не соблюден установленный указанным Законом досудебный порядок урегулирования данного спора, так как Пенсионный фонд Российской Федерации не направлял плательщику взносов требование об уплате спорных сумм страховых взносов.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 10.06.2008 по делу N А68-1675/08-65/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по Центральному району г. Тулы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

Председательствующий судья
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА

Судьи
Н.А.ПОЛЫНКИНА
О.Г.ТУЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)