Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 06.11.2001 N КА-А41/6342-01

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 6 ноября 2001 г. Дело N КА-А41/6342-01

Басалаева Вера Александровна, осуществляющая предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Инспекции МНС России по городу Павловский Посад Московской области о признании недействительным ее решения о вменении обязанности уплачивать налог на добавленную стоимость и налог с продаж с 01.01.2000.
Решением от 18.07.2001, оставленным без изменения постановлением от 13.09.2001 апелляционной инстанции, Арбитражный суд Московской области удовлетворил исковые требования истца, перешедшего на упрощенную систему налогообложения.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России по г. Павловский Посад, в которой ответчик ссылается на то, что и при переходе на упрощенную систему налогообложения малый предприниматель должен уплачивать НДС и налог с продаж.
Истец возражает против заявленных требований по мотивам, изложенным в судебных актах.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.
В случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из сравнительного анализа текста абзацев 1 и 2 п. 1 ст. 9 названного Закона следует, что законодатель в абзаце 2 п. 1 ст. 9 Закона установил не льготный порядок налогообложения малых предпринимателей, а гарантию их деятельности в течение первых четырех лет работы.
Утверждение ответчика о том, что индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются только от налога на доходы, в отличие от организаций, освобождаемых от совокупности налогов, противоречит п. 2 ст. 3 Кодекса "Основные начала законодательства о налогах и сборах", согласно которому налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Поскольку истец в качестве малого предпринимателя зарегистрирован ранее введения НДС и налога с продаж в Московской области, следует признать, что введение данных налогов создало менее благоприятные условия для его деятельности по сравнению с ранее действовавшими.
Ответчик ссылается на то, что налог с продаж заменил ряд других налогов, поэтому его введение не является изменением налогового законодательства, создающим неблагоприятные условия для работы малого предпринимателя.
Между тем Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 признаны несоответствующими Конституции РФ положения частей первой, второй, третьей и четвертой п. 3 ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж, что порождает возможность его произвольного истолкования законодателями субъектов Российской Федерации. Положения нормативных актов в Российской Федерации, воспроизводящие или содержащие такие же положения, какие настоящим Постановлением признаны не соответствующими Конституции РФ, должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ.
В связи с этим следует признать, что соответствующие положения Закона Московской области "О налоге с продаж" как воспроизводящие неконституционные нормы права, ухудшают положение налогоплательщика и не могут применяться судом.
Из названного Постановления Конституционного Суда РФ видно, что положения Закона, регулирующие порядок взимания налога с продаж, признаны неконституционными в силу их неопределенности.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, при наличии указанного Постановления Конституционного Суда РФ арбитражный суд обязан все неопределенные положения Закона Московской области "О налоге с продаж" истолковать в пользу налогоплательщика.
В связи с этим оснований к отмене решения и постановления суда не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 171, 173 - 175, 177 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.07.2001 и постановление от 13.09.2001 апелляционной инстанции по делу N А41-К2-2963/01 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по г. П. Посад Московской области - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)