Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ООО "Частное охранное агентство "Щит Ратибора"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - налоговое управление) от 30.07.07 N 27-13-50-1025 и отказа (в форме уведомления) Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 10.07.07 N 78 о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения. Заявитель также просил суд обязать налоговую инспекцию осуществить действия по постановке общества на налоговый учет по упрощенной системе налогообложения.
Решением от 25 сентября 2007 года заявленные требования удовлетворены частично - признан недействительным отказ налоговой инспекции от 10.07.07 N 78 о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения, как несоответствующий Налоговому кодексу Российской Федерации, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В части удовлетворенных требований судебный акт мотивирован тем, что налоговый орган неправомерно отказал обществу в переходе на упрощенную систему налогообложения по причине того, что заявление о переходе на указанную систему налогообложения подано с нарушением пятидневного срока с даты постановки на учет в налоговом органе. В связи с непредставлением обществом доказательств обращения в налоговую инспекцию 07.03.07, суд оказал в признании недействительным решения налогового управления от 30.07.07 N 27-13-50-1025, поскольку в указанный орган обжаловались действия налоговой инспекции, выраженные в непринятии 07.03.07 заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. Отказ обязать налоговую инспекцию осуществить действия по постановке на налоговый учет по упрощенной системе налогообложения мотивирован уведомительным характером заявления о применении к лицу указанной системы.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении требований общества отказать полностью. Податель кассационной жалобы указывает, что в соответствии со статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. Поскольку обществом установленный законом срок пропущен, суд неправомерно признал оспариваемый отказ налоговой инспекции (в форме уведомления) недействительным.
В отзыве на кассационную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 07.03.07 в налоговую инспекцию направлено заявление о применении обществом упрощенной системы налогообложения с 27.02.07 (с момента государственной регистрации), оставленное налоговым органом без ответа. Повторное обращение общества 14.06.07, поступившее в налоговую инспекцию 28.06.07 (вх. N 8089339), оставлено без удовлетворения (ответ от 03.07.07 N 21/14606 и уведомление от 10.07.07 N 78) в связи с пропуском предусмотренного статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации пятидневного срока. Указанный отказ признан правомерным решением от 30.07.07 Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, вынесенным в связи с жалобой общества на действия налоговой инспекции.
Общество не согласилось с позицией налоговых органов, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего. Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном названной главой Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
При рассмотрении дела судом установлено, что общество подало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по истечении пяти дней с момента постановки на учет в налоговом органе, однако это не может служить основанием для отказа заявителю в выборе специального режима налогообложения.
Исходя из указанных выше норм права, фактически вновь созданные организации заявляют не о переходе на упрощенную систему налогообложения, а о ее первоначальном выборе. Вопрос о правомерности использования упрощенной системы налогообложения вновь созданной организацией связан именно с этим выбором, то есть с реализацией права на применение упрощенной системы. При этом применение упрощенной системы налогообложения носит заявительный характер, то есть не зависит от решения налогового органа и не связано с ним.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правильно применена часть 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд полно, всесторонне исследовал обстоятельства дела, имеющие существенное значение для принятия правильного решения по делу, дал им соответствующую правовую оценку. Оснований для отмены решения суда, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьями 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17 и 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" госпошлина по кассационной жалобе подлежит взысканию с налоговой инспекции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 25 сентября 2007 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-16211/2007-4/451 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 28.01.2008 N Ф08-21/2008-8А ПО ДЕЛУ N А32-16211/2007-4/451
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2008 г. N Ф08-21/2008-8А
Дело N А32-16211/2007-4/451
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное агентство "Щит Ратибора"" - Б. (д-ть от 01.09.07), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару - Р. (д-ть от 02.05.07), в отсутствие Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства (почтовое уведомление N 03289), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару на решение от 25 сентября 2007 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-16211/2007-4/451, установил следующее.ООО "Частное охранное агентство "Щит Ратибора"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - налоговое управление) от 30.07.07 N 27-13-50-1025 и отказа (в форме уведомления) Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 10.07.07 N 78 о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения. Заявитель также просил суд обязать налоговую инспекцию осуществить действия по постановке общества на налоговый учет по упрощенной системе налогообложения.
Решением от 25 сентября 2007 года заявленные требования удовлетворены частично - признан недействительным отказ налоговой инспекции от 10.07.07 N 78 о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения, как несоответствующий Налоговому кодексу Российской Федерации, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В части удовлетворенных требований судебный акт мотивирован тем, что налоговый орган неправомерно отказал обществу в переходе на упрощенную систему налогообложения по причине того, что заявление о переходе на указанную систему налогообложения подано с нарушением пятидневного срока с даты постановки на учет в налоговом органе. В связи с непредставлением обществом доказательств обращения в налоговую инспекцию 07.03.07, суд оказал в признании недействительным решения налогового управления от 30.07.07 N 27-13-50-1025, поскольку в указанный орган обжаловались действия налоговой инспекции, выраженные в непринятии 07.03.07 заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. Отказ обязать налоговую инспекцию осуществить действия по постановке на налоговый учет по упрощенной системе налогообложения мотивирован уведомительным характером заявления о применении к лицу указанной системы.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении требований общества отказать полностью. Податель кассационной жалобы указывает, что в соответствии со статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. Поскольку обществом установленный законом срок пропущен, суд неправомерно признал оспариваемый отказ налоговой инспекции (в форме уведомления) недействительным.
В отзыве на кассационную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 07.03.07 в налоговую инспекцию направлено заявление о применении обществом упрощенной системы налогообложения с 27.02.07 (с момента государственной регистрации), оставленное налоговым органом без ответа. Повторное обращение общества 14.06.07, поступившее в налоговую инспекцию 28.06.07 (вх. N 8089339), оставлено без удовлетворения (ответ от 03.07.07 N 21/14606 и уведомление от 10.07.07 N 78) в связи с пропуском предусмотренного статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации пятидневного срока. Указанный отказ признан правомерным решением от 30.07.07 Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, вынесенным в связи с жалобой общества на действия налоговой инспекции.
Общество не согласилось с позицией налоговых органов, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего. Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном названной главой Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
При рассмотрении дела судом установлено, что общество подало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по истечении пяти дней с момента постановки на учет в налоговом органе, однако это не может служить основанием для отказа заявителю в выборе специального режима налогообложения.
Исходя из указанных выше норм права, фактически вновь созданные организации заявляют не о переходе на упрощенную систему налогообложения, а о ее первоначальном выборе. Вопрос о правомерности использования упрощенной системы налогообложения вновь созданной организацией связан именно с этим выбором, то есть с реализацией права на применение упрощенной системы. При этом применение упрощенной системы налогообложения носит заявительный характер, то есть не зависит от решения налогового органа и не связано с ним.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правильно применена часть 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд полно, всесторонне исследовал обстоятельства дела, имеющие существенное значение для принятия правильного решения по делу, дал им соответствующую правовую оценку. Оснований для отмены решения суда, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьями 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17 и 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" госпошлина по кассационной жалобе подлежит взысканию с налоговой инспекции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение от 25 сентября 2007 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-16211/2007-4/451 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)