Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 25 января 2006 года Дело N Ф03-А73/05-2/4696
Резолютивная часть постановления от 18 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 25 января 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре на определение от 28.06.2005 по делу N А73-4965/2005-50 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре к государственному унитарному предприятию "Инжиниринг Сервис" о взыскании 12834 руб.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре (далее - инспекция налоговой службы, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с государственного унитарного предприятия "Инжиниринг Сервис" (далее - предприятие) налоговых санкций в сумме 12834 руб.
Определением от 28.06.2005 заявление налогового органа на основании пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ оставлено без рассмотрения. При этом суд сослался на то, что при рассмотрении спорных правоотношений следует руководствоваться статьей 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в соответствии с которой с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Не согласившись с определением суда, инспекция налоговой службы подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить, сославшись на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, заявленные ко взысканию штрафные санкции относятся к внеочередным текущим платежам, которые подлежат рассмотрению в общем порядке, вне рамок дела о банкротстве. Заявленным в кассационной жалобе ходатайством налоговый орган просит рассмотреть ее без участия своего представителя.
Предприятие отзыв на кассационную жалобу не представило, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу о том, что принятое по делу определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за первое полугодие 2004 года, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2004 года, налоговой декларации (расчета по авансовым платежам) по налогу на имущество организаций за первое полугодие 2004 года, расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за первое полугодие 2004 года, расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за первое полугодие 2004 года, представленных предприятием. По результатам проверки налоговым органом принято решение от 18.02.2005 N 11-22/3297 о привлечении предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 и по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в общей сумме 12834 руб.
Неисполнение требования об уплате налоговой санкции от 18.02.2005 N 11-27/49 предприятием в добровольном порядке послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлениями о взыскании налоговых санкций.
Оставляя без рассмотрения заявленные требования инспекции налоговой службы, арбитражный суд, руководствуясь статьей 126 Закона о банкротстве и пунктом 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пришел к выводу, что заявленные требования должны быть рассмотрены в деле о банкротстве, поскольку в отношении предприятия решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.02.2004 по делу N А73-334/2003-9 введена одна из процедур - конкурсное производство.
Данный вывод суда является ошибочным, поскольку заявленное налоговым органом требование относится к текущим платежам, которое подлежит рассмотрению вне рамок дела о банкротстве.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве, текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Перечень текущих платежей, которые погашаются вне очереди за счет конкурсной массы, дан в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве и, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 45 Постановления N 29 от 15.12.2004 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", при разрешении споров на стадии конкурсного производства следует учитывать, что внеочередные обязательства (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве) погашаются за счет конкурсной массы в порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса РФ. Исковые, а также иные требования по таким обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Поскольку решение налоговым органом о привлечении предприятия к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа принято после принятия к производству заявления о признании должника банкротом и с исковым заявлением в арбитражный суд налоговый орган обратился после принятия судом решения о признании предприятия банкротом и открытии конкурсного производства, то заявленное требование является текущим платежом, которое подлежит рассмотрению судом вне рамок дела о банкротстве.
Кроме этого, арбитражным судом не учтено, что, согласно пункту 1 статьи 114 Налогового кодекса РФ, налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 7 статьи 114 настоящего Кодекса закреплен принцип судебного привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Это, в частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения налогового правонарушения, вины налогоплательщика, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности, как обязательных условий привлечения к ответственности (статьи 106, 108, 109, 111 Налогового кодекса РФ).
Поэтому рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном статьями 71, 100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника.
В связи с изложенным обжалуемый судебный акт арбитражного суда об оставлении заявления инспекции налоговой службы без рассмотрения как принятый с нарушением норм процессуального права подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 286 - 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
определение от 28.06.2005 по делу N А73-4965/2005-50 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 25.01.2006, 18.01.2006 N Ф03-А73/05-2/4696 ПО ДЕЛУ N А73-4965/2005-50
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 25 января 2006 года Дело N Ф03-А73/05-2/4696
Резолютивная часть постановления от 18 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 25 января 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре на определение от 28.06.2005 по делу N А73-4965/2005-50 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре к государственному унитарному предприятию "Инжиниринг Сервис" о взыскании 12834 руб.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре (далее - инспекция налоговой службы, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с государственного унитарного предприятия "Инжиниринг Сервис" (далее - предприятие) налоговых санкций в сумме 12834 руб.
Определением от 28.06.2005 заявление налогового органа на основании пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ оставлено без рассмотрения. При этом суд сослался на то, что при рассмотрении спорных правоотношений следует руководствоваться статьей 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в соответствии с которой с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Не согласившись с определением суда, инспекция налоговой службы подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить, сославшись на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, заявленные ко взысканию штрафные санкции относятся к внеочередным текущим платежам, которые подлежат рассмотрению в общем порядке, вне рамок дела о банкротстве. Заявленным в кассационной жалобе ходатайством налоговый орган просит рассмотреть ее без участия своего представителя.
Предприятие отзыв на кассационную жалобу не представило, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу о том, что принятое по делу определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за первое полугодие 2004 года, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2004 года, налоговой декларации (расчета по авансовым платежам) по налогу на имущество организаций за первое полугодие 2004 года, расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за первое полугодие 2004 года, расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за первое полугодие 2004 года, представленных предприятием. По результатам проверки налоговым органом принято решение от 18.02.2005 N 11-22/3297 о привлечении предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 и по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в общей сумме 12834 руб.
Неисполнение требования об уплате налоговой санкции от 18.02.2005 N 11-27/49 предприятием в добровольном порядке послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлениями о взыскании налоговых санкций.
Оставляя без рассмотрения заявленные требования инспекции налоговой службы, арбитражный суд, руководствуясь статьей 126 Закона о банкротстве и пунктом 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пришел к выводу, что заявленные требования должны быть рассмотрены в деле о банкротстве, поскольку в отношении предприятия решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.02.2004 по делу N А73-334/2003-9 введена одна из процедур - конкурсное производство.
Данный вывод суда является ошибочным, поскольку заявленное налоговым органом требование относится к текущим платежам, которое подлежит рассмотрению вне рамок дела о банкротстве.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве, текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Перечень текущих платежей, которые погашаются вне очереди за счет конкурсной массы, дан в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве и, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 45 Постановления N 29 от 15.12.2004 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", при разрешении споров на стадии конкурсного производства следует учитывать, что внеочередные обязательства (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве) погашаются за счет конкурсной массы в порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса РФ. Исковые, а также иные требования по таким обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Поскольку решение налоговым органом о привлечении предприятия к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа принято после принятия к производству заявления о признании должника банкротом и с исковым заявлением в арбитражный суд налоговый орган обратился после принятия судом решения о признании предприятия банкротом и открытии конкурсного производства, то заявленное требование является текущим платежом, которое подлежит рассмотрению судом вне рамок дела о банкротстве.
Кроме этого, арбитражным судом не учтено, что, согласно пункту 1 статьи 114 Налогового кодекса РФ, налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 7 статьи 114 настоящего Кодекса закреплен принцип судебного привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Это, в частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения налогового правонарушения, вины налогоплательщика, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности, как обязательных условий привлечения к ответственности (статьи 106, 108, 109, 111 Налогового кодекса РФ).
Поэтому рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном статьями 71, 100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника.
В связи с изложенным обжалуемый судебный акт арбитражного суда об оставлении заявления инспекции налоговой службы без рассмотрения как принятый с нарушением норм процессуального права подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 286 - 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 28.06.2005 по делу N А73-4965/2005-50 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)