Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 07.04.2004 N А54-3155/03-С21

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 7 апреля 2004 г. Дело N А54-3155/03-С21

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 2 по г. Рязани на Решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 19.01.2004 по делу N А54-3155/03-С21,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Рязанское научно-техническое предприятие "Нефтехиммашсистемы", г. Рязань, обратилось в суд с заявлением о признании недействительными Решения Инспекции МНС РФ N 2 по г. Рязани (в настоящее время - Межрайонная инспекция МНС РФ N 2 по г. Рязани) от 04.08.2003 N 10-05/1115дсп в части доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость в общей сумме 1082680 руб. 80 коп., дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ, за пользование банковским кредитом в сумме 9882 руб. 75 коп., пени по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость в общей сумме 496794 руб. 37 коп., 214559 руб. 61 коп. налоговых санкций по налогу на прибыль и НДС, примененных по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, а также требования об уплате налогов от 04.08.2003 N 4201 (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.11.2003 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.01.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление суда отменить как принятые в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы", кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат частичной отмене.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ N 2 по г. Рязани (в настоящее время - Межрайонная инспекция МНС РФ N 2 по г. Рязани) проведена выездная налоговая проверка соблюдения налогового законодательства ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы", по результатам которой составлен акт от 14.03.2003 N 10-05/356дсп и принято решение о доначислении налогов, пени, применении налоговых санкций.
15.08.2003 налоговым органом вручено налогоплательщику требование N 4201 об уплате доначисленных по результатам проверки сумм.
Не согласившись с решением инспекции в части доначисления налога на прибыль в сумме 158124 руб. 05 коп., дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом в сумме 9882 руб. 75 коп., пени по этому налогу в сумме 17191 руб. 19 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 914674 руб. и 379603 руб. 18 коп. пени, привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа по налогу на прибыль в сумме 31624 руб. 81 коп., по налогу на добавленную стоимость в сумме 182934 руб. 80 коп., ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" обратилось с заявлением в суд.
Основанием к доначислению указанных налогов, пени и штрафов явилось, по мнению налогового органа, неправомерное использование в 2001 г. льготы по НДС, предусмотренной пп. 16 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, поскольку общество не выполняло в проверяемый период научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а осуществляло поставку продукции. Начисление налога на прибыль произведено в результате отнесения заявителем на затраты, как полагает инспекция, необоснованно прольготированной суммы НДС.
Освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное пп. 16 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, распространяется на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями науки, к которым относятся организации любой организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности, отвечающие требованиям, приведенным в ст. 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями), а именно организация, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического) совета в качестве одного из органов управления. При этом объем научной и (или) научно-технической деятельности должен составлять не менее 70 процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" является учреждением науки, имеет свидетельство о государственной аккредитации научной организации от 29.06.99 N 1375, выданное Министерством науки и технологий, сроком действия до 29.06.2002.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о выполнении обществом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в первом квартале 2001 г. и в этой связи правомерном использовании им льготы.
Однако судом не учтено следующее.
Согласно п. 1 ст. 769 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
При отнесении работ к НИОКР следует исходить из характера деятельности, отраженного в конкретных договорах и первичных документах.
Имеющиеся в материалах дела документы не позволяют сделать однозначный вывод о выполнении обществом именно НИОКР.
В связи с этим суду надлежало дать правовую оценку заключенным обществом договорам, исследовать их предмет и установить, отвечают ли хозяйственные операции, о которых идет речь в спорных договорах, критериям НИОКР, учитывая, что уставом общества предусмотрены и иные виды деятельности.
Следует учитывать, что Миннауки России на основании Приказа от 17.11.97 N 125 утверждено Положение о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Согласно этому Положению обязательной государственной регистрации во ВНТИЦ подлежат все открытые НИОКР, выполняемые организациями Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм.
Оценивая доводы общества об отсутствии документов, подтверждающих направление во ВНТИЦ экземпляров отчета о НИОКР, ввиду их утери, суду следует предложить заявителю представить копии информационных карт, направление которых ВНТИЦ организации - исполнителю НИОКР предусмотрено данным Положением.
Учитывая, что решение и постановление арбитражного суда приняты без учета и оценки фактических обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора, они подлежат отмене в части признания недействительным Решения от 04.08.2003 N 10-05/1115дсп о привлечении ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа по налогу на прибыль и НДС в общей сумме 214559 руб. 61 коп., о доначислении налога на прибыль в сумме 158124 руб. 05 коп., дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ, за пользование банковским кредитом в сумме 9882 руб. 75 коп., пени по этому налогу в сумме 17191 руб. 19 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 914674 руб. и 379603 руб. 18 коп. пени, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение.
Суд обоснованно не принял во внимание представленный инспекцией ответ ГУ РИНКЦЭ от 01.07.2003, указав на нарушения налоговым органом ст. 95 Налогового кодекса РФ.
Между тем вывод суда о необходимости составления акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля является неправильным, так как налоговое законодательство его составление не предусматривает.
Разрешая спор в части признания недействительным требования от 04.08.2003 N 4201, суд правомерно указал на нарушения налоговым органом положений ст. 69 Налогового кодекса РФ, поэтому в этой части решение и постановление суда подлежат оставлению в силе по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 19.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 19.01.2004 Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-3155/03-С21 в части признания недействительным Решения Инспекции МНС РФ N 2 по г. Рязани (в настоящее время - Межрайонная инспекция МНС РФ N 2 по г. Рязани) от 04.08.2003 N 10-05/1115дсп о доначислении налога на прибыль в сумме 158124 руб. 05 коп., дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ, за пользование банковским кредитом в сумме 9882 руб. 75 коп., пени по налогу на прибыль в сумме 17191 руб. 19 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 914674 руб. и 379603 руб. 18 коп. пени, привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа по налогу на прибыль в сумме 31624 руб. 81 коп., по налогу на добавленную стоимость в сумме 182934 руб. 80 коп. и предложения ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" уплатить эти налоговые санкции, а также в части возврата госпошлины в сумме 1000 руб. отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальном судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 7 апреля 2004 г. Дело N А54-3155/03-С21

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 2 по г. Рязани на Решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 19.01.2004 по делу N А54-3155/03-С21,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Рязанское научно-техническое предприятие "Нефтехиммашсистемы", г. Рязань, обратилось в суд с заявлением о признании недействительными Решения Инспекции МНС РФ N 2 по г. Рязани (в настоящее время - Межрайонная инспекция МНС РФ N 2 по г. Рязани) от 04.08.2003 N 10-05/1115дсп в части доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость в общей сумме 1082680 руб. 80 коп., дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ, за пользование банковским кредитом в сумме 9882 руб. 75 коп., пени по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость в общей сумме 496794 руб. 37 коп., 214559 руб. 61 коп. налоговых санкций по налогу на прибыль и НДС, примененных по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, а также требования об уплате налогов от 04.08.2003 N 4201 (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.11.2003 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.01.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление суда отменить как принятые в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы", кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат частичной отмене.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ N 2 по г. Рязани (в настоящее время - Межрайонная инспекция МНС РФ N 2 по г. Рязани) проведена выездная налоговая проверка соблюдения налогового законодательства ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы", по результатам которой составлен акт от 14.03.2003 N 10-05/356дсп и принято решение о доначислении налогов, пени, применении налоговых санкций.
15.08.2003 налоговым органом вручено налогоплательщику требование N 4201 об уплате доначисленных по результатам проверки сумм.
Не согласившись с решением инспекции в части доначисления налога на прибыль в сумме 158124 руб. 05 коп., дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом в сумме 9882 руб. 75 коп., пени по этому налогу в сумме 17191 руб. 19 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 914674 руб. и 379603 руб. 18 коп. пени, привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа по налогу на прибыль в сумме 31624 руб. 81 коп., по налогу на добавленную стоимость в сумме 182934 руб. 80 коп., ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" обратилось с заявлением в суд.
Основанием к доначислению указанных налогов, пени и штрафов явилось, по мнению налогового органа, неправомерное использование в 2001 г. льготы по НДС, предусмотренной пп. 16 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, поскольку общество не выполняло в проверяемый период научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а осуществляло поставку продукции. Начисление налога на прибыль произведено в результате отнесения заявителем на затраты, как полагает инспекция, необоснованно прольготированной суммы НДС.
Освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное пп. 16 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, распространяется на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями науки, к которым относятся организации любой организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности, отвечающие требованиям, приведенным в ст. 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями), а именно организация, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического) совета в качестве одного из органов управления. При этом объем научной и (или) научно-технической деятельности должен составлять не менее 70 процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" является учреждением науки, имеет свидетельство о государственной аккредитации научной организации от 29.06.99 N 1375, выданное Министерством науки и технологий, сроком действия до 29.06.2002.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о выполнении обществом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в первом квартале 2001 г. и в этой связи правомерном использовании им льготы.
Однако судом не учтено следующее.
Согласно п. 1 ст. 769 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
При отнесении работ к НИОКР следует исходить из характера деятельности, отраженного в конкретных договорах и первичных документах.
Имеющиеся в материалах дела документы не позволяют сделать однозначный вывод о выполнении обществом именно НИОКР.
В связи с этим суду надлежало дать правовую оценку заключенным обществом договорам, исследовать их предмет и установить, отвечают ли хозяйственные операции, о которых идет речь в спорных договорах, критериям НИОКР, учитывая, что уставом общества предусмотрены и иные виды деятельности.
Следует учитывать, что Миннауки России на основании Приказа от 17.11.97 N 125 утверждено Положение о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Согласно этому Положению обязательной государственной регистрации во ВНТИЦ подлежат все открытые НИОКР, выполняемые организациями Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм.
Оценивая доводы общества об отсутствии документов, подтверждающих направление во ВНТИЦ экземпляров отчета о НИОКР, ввиду их утери, суду следует предложить заявителю представить копии информационных карт, направление которых ВНТИЦ организации - исполнителю НИОКР предусмотрено данным Положением.
Учитывая, что решение и постановление арбитражного суда приняты без учета и оценки фактических обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора, они подлежат отмене в части признания недействительным Решения от 04.08.2003 N 10-05/1115дсп о привлечении ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа по налогу на прибыль и НДС в общей сумме 214559 руб. 61 коп., о доначислении налога на прибыль в сумме 158124 руб. 05 коп., дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ, за пользование банковским кредитом в сумме 9882 руб. 75 коп., пени по этому налогу в сумме 17191 руб. 19 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 914674 руб. и 379603 руб. 18 коп. пени, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение.
Суд обоснованно не принял во внимание представленный инспекцией ответ ГУ РИНКЦЭ от 01.07.2003, указав на нарушения налоговым органом ст. 95 Налогового кодекса РФ.
Между тем вывод суда о необходимости составления акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля является неправильным, так как налоговое законодательство его составление не предусматривает.
Разрешая спор в части признания недействительным требования от 04.08.2003 N 4201, суд правомерно указал на нарушения налоговым органом положений ст. 69 Налогового кодекса РФ, поэтому в этой части решение и постановление суда подлежат оставлению в силе по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 19.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 19.01.2004 Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-3155/03-С21 в части признания недействительным Решения Инспекции МНС РФ N 2 по г. Рязани (в настоящее время - Межрайонная инспекция МНС РФ N 2 по г. Рязани) от 04.08.2003 N 10-05/1115дсп о доначислении налога на прибыль в сумме 158124 руб. 05 коп., дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ, за пользование банковским кредитом в сумме 9882 руб. 75 коп., пени по налогу на прибыль в сумме 17191 руб. 19 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 914674 руб. и 379603 руб. 18 коп. пени, привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа по налогу на прибыль в сумме 31624 руб. 81 коп., по налогу на добавленную стоимость в сумме 182934 руб. 80 коп. и предложения ОАО "Рязанское НТП "Нефтехиммашсистемы" уплатить эти налоговые санкции, а также в части возврата госпошлины в сумме 1000 руб. отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальном судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)