Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 16.11.2005, 14.11.2005 ПО ДЕЛУ N А40-52237/05-117-499

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


16 ноября 2005 г. - изготовлено Дело N А40-52237/05-117-499

Арбитражный суд г. Москвы в составе: председательствующего М., при ведении протокола судебного заседания судьей М., рассмотрев дело по иску ОАО РАО "ЕЭС России" к МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 4 о признании незаконным бездействия, возврате 23814250 руб., при участии: Б. - д. от 17.03.05, В. - д. от 05.09.05,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в неисполнении обязанности по возврату излишне уплаченных процентов, начисленных на сумму реструктуризированных дополнительных платежей по налогу на прибыль, а также об обязании возвратить излишне уплаченные проценты, начисленные на сумму реструктуризированных дополнительных платежей по налогу на прибыль, из федерального бюджета в размере 10471682 руб., из бюджета г. Москвы в размере 13342568 руб. Заявитель считает, что при реструктуризации налоговой задолженности у налогового органа не имелось оснований начислять проценты на суммы дополнительных платежей, поскольку проценты могут начисляться на суммы налогов, а дополнительные платежи по налогу на прибыль к налогам не относятся. Возврат должен быть произведен в порядке ст. 78 НК РФ.
Ответчик против иска возражает по доводам отзыва, полагает, что проценты правомерно начислены на дополнительные платежи при реструктуризации, поскольку они являются частью налога на прибыль. Заявитель добровольно согласился на условия реструктуризации. Ст. 78 к данным правоотношениям неприменима, поскольку проценты не являются ни налогом, ни пени.
Исследовав письменные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев дело в порядке ст. 200 АПК РФ, суд установил, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Решением МИФНС РФ N 40 по г. Москве от 26.09.01 N 4-Р\\2001 ОАО РАО "ЕЭС России" была предоставлена реструктуризация по обязательным платежам в бюджеты по состоянию на 01.01.01. Из решения видно, что в состав задолженности по пеням были включены дополнительные платежи. Дополнительная реструктуризация была предоставлена решением N 9-Р\\2001 от 20.12.01. Позднее МИФНС РФ N 40 было принято решение N 22-Р\\2002 (уточненное) от 07.10.02, которым дополнительные платежи выделены отдельной строкой задолженности, на них доначислены проценты. Решением N 27-Р\\2003 от 17.06.03 внесены изменения по дополнительным платежам по налогу на прибыль.
Проценты за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль по реструктуризации перечислены в федеральный бюджет в размере 10471682 руб. платежным поручением N 381 от 14.07.03, в городской бюджет в размере 13342568 руб. платежным поручением N 692 от 28.07.03.
Заявление о возврате денежных средств в указанном размере составлено налогоплательщиком 24.05.05 и направлено в Инспекцию. Налоговый орган письмом от 16.06.05 N 55-11\\3967 отказал в возврате.
Реструктуризация задолженности заявителя произведена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 и утвержденным им Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налога и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом. Внесение изменений в части переноса дополнительных платежей из графы пеней и штрафов в графу налогов и перерасчета процентов за пользование бюджетными средствами с момента предоставления права на реструктуризацию произведено на основании Письма МНС РФ от 12.05.03 N АС-6-29/536.
Между тем из смысла Постановления N 1002 не вытекает обязанность налогоплательщика начислить проценты на суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль. П. 4 указанного Порядка предусмотрено, что с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты, исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования ЦБР, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка. На суммы реструктуризированных пеней и штрафов проценты, таким образом, не начисляются. Первоначально реструктуризация была предоставлена именно в таком порядке.
Впоследствии дополнительные платежи были отнесены налоговым органом в соответствии с позицией МНС РФ к налоговым платежам, для чего оснований не имелось. Режим реструктуризации по обязательным платежам поставлен в зависимость от характера задолженности: задолженность по налогам или задолженность по пеням и штрафам. Проценты начисляются на сумму задолженности только в том случае, если эта задолженность относится к налогам. Дополнительные платежи по налогу на прибыль являются в силу ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" суммой, на которую подлежит уточнению разница между суммой фактического налога и суммой ранее уплаченных авансовых платежей, исчисляемой исходя из ставки рефинансирования ЦБР. В Определении КС РФ от 13.11.01 N 225-О высказана правовая позиция, согласно которой дополнительные платежи не являются налогом на прибыль, поскольку имеют признаки, присущие кредиту и отражают суммы, недополученные или переполученные государством. Таким образом, дополнительные платежи должны рассматриваться как компенсационные доплаты бюджету, правовая природа которых близка природе пеней, взимаемых в соответствии со ст. 75 НК РФ. Отнесение суммы процентов, начисляемых на разницу между суммой налога, исчисленной по фактической прибыли, и авансовыми платежами, к сумме основной задолженности по налогам является неправомерным.
Позиция, согласно которой неправомерно относить к налогу дополнительный платеж, представляющий собой произведение разницы фактического налога и авансовых платежей и ставки рефинансирования ЦБР, высказывалась и ВАС РФ в Постановлениях Президиума от 05.07.05 N 15242\\04, от 06.09.05 N 4231\\05.
Довод ответчика о том, что заявитель добровольно подал заявление о реструктуризации и согласился с ее условиями, отклоняется судом. Заявитель был согласен на первоначальные условия реструктуризации, по которым на дополнительные платежи проценты не начислялись. Одностороннее изменение налоговым органом условий реструктуризации в части доначисления процентов на дополнительные платежи фактически возлагает на налогоплательщика дополнительное бремя и влечет ухудшение его положения.
С учетом изложенного начисленные и уплаченные заявителем проценты на дополнительные платежи по налогу на прибыль являются излишне уплаченными и подлежат возврату налогоплательщику. Возврат излишне уплаченных налогов регулируется ст. 78 НК РФ. Хотя ни сам дополнительных платеж, ни начисленные на него проценты не являются налогом, сбором или пени, суд считает возможным применить данную статью по аналогии к отношения по возврату излишне уплаченных процентов по реструктуризации. Условия возврата, предусмотренные этой статьей, заявителем выполнены. Поскольку задолженность перед бюджетами у заявителя отсутствует, излишне уплаченные суммы могут быть возвращены из бюджета.
Госпошлина, уплаченная платежными поручениями N 644 от 30.08.05 и 130 от 20.09.05, подлежит возврату заявителю в соответствии со ст. 104 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 65, 106, 110, 167 - 170, 197 - 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать не соответствующим ст. 78 НК РФ бездействие МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 4, выразившееся в неисполнении обязанности возвратить сумму излишне уплаченных процентов, начисленных на сумму реструктуризированных дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Обязать МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 4 в установленном ст. 78 НК РФ порядке произвести возврат излишне уплаченных процентов, начисленных на сумму реструктуризированных дополнительных платежей по налогу на прибыль, в размере 10471682 руб. из федерального бюджета и 13342568 руб. из бюджета г. Москвы.
Возвратить ОАО РАО "ЕЭС России" госпошлину в размере 102000 руб. за счет средств бюджета, в который произведена уплата.
Решение может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренные ст. ст. 181, 257, 259, 273, 276 АПК РФ.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)