Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 26.04.1999 N Ф08-684/99 ПО ДЕЛУ N А32-14223/98-33/333

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 1999 г. N Ф08-684/99

Дело N А32-14223/98-33/333

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя ТОО "Кино" М. по д-ти от 03.09.98, в отсутствие представителей Госкомимущества Краснодарского края и администрации Краснодарского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу истца на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.99 по делу А32-14223/98-33/333, установил следующее.
Товарищество с ограниченной ответственностью "Кино" (ТОО "Кино") обратилось с иском к администрации Краснодарского края, Госкомимуществу Краснодарского края и открытому акционерному обществу "Анапский хлебокомбинат" о признании недействительным постановления главы администрации Краснодарского края N 470 от 16.10.96 в части закрепления в собственности государства сроком на три года 51% акций ОАО "Анапский хлебокомбинат"; обязании Госкомимуществом Краснодарского края незамедлительно реализовать находящиеся в собственности государства 41% акций ОАО "Анапский хлебокомбинат" и десять процентов акций на сумму 1 858 рублей в количестве 1858 шт. передать в фонд акционирования работников предприятия ОАО "Анапский хлебокомбинат" в установленном законом порядке.
В порядке ст. 37 АПК РФ истец изменил, свои требования и просил признать недействительным постановление администрации Краснодарского края N 761 от 31.12.98 по тому же вопросу, в остальной части от иска отказался.
Решением суда в иске о признании недействительным постановления администрации Краснодарского края N 761 от 31.12.98 отказано, в остальной части производство по делу прекращено в связи с отказом от иска.
Решение суд мотивировал тем, что оспариваемым постановлением права истца не нарушены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе ТОО "Кино" просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку суд необоснованно применил ст. 31 ФЗ "Об акционерных обществах" вследствие предъявления иска к правительству субъекта РФ и государственному органу этого субъекта, имеющему в своей собственности акции, на которые претендует истец. Равно как неверно применен ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации," так как данный Закон принят после преобразования госпредприятия в открытое акционерное общество. В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, акции приватизированных предприятий, не закрепленные в федеральной собственности, должны быть проданы не позднее 4 месяцев с момента регистрации. Поэтому принятое решение правительством края о закреплении 51% акций ОАО "Анапский хлебокомбинат" в 1998 году является незаконным и подлежит отмене.
В отзыве на кассационную жалобу комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края просит оставить решение без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения ссылаясь на то, что суд правомерно применил ст. 31 ФЗ "Об акционерных обществах" и ни одно из перечисленных в ней прав истца не нарушено. В соответствии со ст. 67 ГК РФ администрация края, как юридическое лицо реализовала свое право на предпринимательскую деятельность, став акционером-владельцем 51% акций ОАО "Анапский хлебокомбинат" и как орган государственной власти субъекта Федерации в соответствии со ст. 6 ФЗ от 21.07.97 N 123 "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" издала соответствующее постановление. Это было сделано в целях обеспечения государственного регулирования, организации деятельности предприятий хлебопекарной промышленности, а также предотвращения их перепрофилирования.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы повторил доводы, изложенные в жалобе.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя стороны, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и видно из материалов дела, в соответствии с планом приватизации, принятом на общем собрании трудового коллектива Анапского хлебокомбината 23.07.93, вынесено решение о приватизации госпредприятия способом акционирования. В соответствии с п. 1.5 плана приватизации закрепляется на срок до трех лет 51 процент акций в государственную собственность.
В соответствии с договором купли-продажи от 14.08.98 истец приобрел у физического лица десять штук обыкновенных голосующих акций.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 31.12.98 N 761 закреплены за государством сроком на три года 51% акций ОАО "Анапский хлебокомбинат", находящиеся в краевой собственности и п. 2 признано утратившим силу постановление главы администрации Краснодарского края от 16.10.96 N 470.
Отказывая в иске, суд первой инстанции указал, что постановление N 761 было издано в период действия ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" в соответствии со ст. 6 которого органы государственной власти субъектов Федерации при преобразовании государственных предприятий в открытые акционерные общества, либо принятии решений о продаже находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, могут принимать решения о закреплении акций указанных открытых акционерных обществ в государственную собственность.
Однако такой вывод суда является ошибочным, поскольку действие данного Закона не распространяется на способ приватизации ОАО "Анапский хлебокомбинат" ввиду принятия решения о способе приватизации в период действия Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.93, которой не предусмотрено закрепление в федеральной собственности, пакетов акций предприятий хлебопечения. Все акции ОАО "Анапский хлебокомбинат" оставшиеся после продажи трудовому коллективу по выбранному варианту, должны быть реализованы в сроки, указанные в плане приватизации данного предприятия, утвержденного Госкомимуществом, что соответствует требованиям п. 10 Указа Президента РФ N 1210 от 18.08.96.
Поскольку в плане приватизации хлебокомбината срок их реализации не указан, в соответствии с упомянутой Программой приватизации акции приватизируемых предприятий, не закрепленные в федеральной собственности, должны быть проданы не позднее 4 месяцев с момента регистрации.
Постановлением главы администрации Краснодарского края N 470 от 16.10.96, закрепившим незаконно сроком на три года в собственность государства 51% акций ОАО "Анапский хлебокомбинат" фактически не было позволено фонду имущества реализовать эти акции. Поэтому данное постановление является незаконным нарушающим права акционеров.
В развитие данного постановления было принято другое обжалуемое постановление администрации N 761 от 31.12.98, которое основано на первом постановлении.
До издания постановления, в собственности государства находился 51% акций ОАО "Анапский хлебокомбинат", одновременно с "Золотой акцией", что согласно п. 2.7 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденных Указом Президента РФ от 22.07.94, не допускается.
Следовательно, выводы суда о праве органов государственной власти субъекта федерации закрепить в госсобственности акции ОАО "Анапский хлебокомбинат" на основании ФЗ "о приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества", принятого после решения об акционировании, являются необоснованными, поскольку новый закон ограничивает в правах и ухудшает положение лиц участвующих в приватизации. Поэтому он не может применяться.
Поскольку акции ОАО "Анапский хлебокомбинат" подлежали свободной продаже на аукционе и постановлением администрации от 31.12.98 N 761 этого права были лишены не только истец, но все заинтересованные лица, оно является незаконным должно, быть признано не действительным.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативные акты государственного органа, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом не действительными.
Вместе с тем суд обоснованно прекратил производство в части требований, от которых истец отказался, поэтому решение подлежит отмене в части отказа в иске о признании недействительным постановления главы администрации Краснодарского края N 761 от 31.12.98 "О закреплении пакетов акций по предприятиям хлебопекарной промышленности".
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175, 176, 177, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.99 по делу А32-14223/98-33/333 отменить в части отказа в иске о признании недействительным постановления главы администрации Краснодарского края N 761 от 31.12.98 "О закреплении пакетов акций по предприятиям хлебопекарной промышленности" в части закрепления за государством 51% акций ОАО "Анапский хлебокомбинат", признать данное постановление недействительным. В остальной части решение оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)