Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зориной М.Г., судей Зарубиной Е.Н., Тумаркина В.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области (666784, Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кирова, 23) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 27.10.2011 по делу N А19-16360/2011, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012, постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.05.2012 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УстьКутНефтегаз" (правопреемник - общество с ограниченной ответственностью "Иркутская нефтяная компания"; 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 12) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области о признании частично недействительным решения от 29.03.2011 N 9.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УстьКутНефтегаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области (далее - инспекция) от 29.03.2011 N 9 в части доначисления 919 424 рублей налога на добычу полезных ископаемых.
Решение инспекции принято по результатам выездной налоговой проверки общества за период с 01.01.2008 по 31.12.2009. Основанием его принятия в оспариваемой части послужил вывод инспекции о завышении обществом в январе и феврале 2009 года нормативных технологических потерь углеводородного сырья (далее - нормативы потерь), облагаемых по нулевой ставке при исчислении налога на добычу полезных ископаемых. По мнению инспекции, за налоговые периоды, предшествовавшие дате утверждения новых нормативов потерь, общество вправе исчислить налог по нулевой ставке только в части нормативов потерь, действующих в момент уплаты налога. Перерасчет сумм налога на добычу полезных ископаемых при утверждении новых нормативов потерь, размер которых отличается от ранее применяемых обществом нормативов, законодательством не предусмотрен.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 06.06.2011 N 26-16/20690 апелляционная жалоба общества на решение инспекции оставлена без удовлетворения, решение инспекции без изменения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27.10.2011 заявленное требование удовлетворено.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 произведена замена стороны - общества с ограниченной ответственностью "УстьКутНефтегаз" на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Иркутская нефтяная компания".
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 17.05.2012 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекция просит отменить вышеназванные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Рассмотрев доводы, приведенные в заявлении инспекции, и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с различной практикой применения статьи 342 Кодекса.
Как следует из судебных актов, общество в 2008 - 2009 годах на основании имеющихся лицензий на право пользования недрами осуществляло добычу углеводородного сырья на Марковском и Ярактинском нефтегазоконденсатных месторождениях и соответственно являлось плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
До утверждения в установленном порядке нормативов потерь на 2009 год обществом при уплате налога на добычу полезных ископаемых по нулевой ставке в 2009 году применялись нормативы потерь на 2008 год.
Нормативы потерь на 2009 год были утверждены приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 29.10.2009 N 464 "О нормативах технологических потерь углеводородного сырья при добыче в 2009 году".
В связи с утверждением 29.10.2009 нормативов потерь на 2009 год в большем размере по сравнению с нормативами потерь на 2008 год обществом направлены в инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь, февраль 2009 года с произведенным перерасчетом уплаченных ранее в бюджет сумм налога в сторону уменьшения.
Признавая решение инспекции в оспариваемой части недействительным, суды руководствовались следующими положениями Кодекса.
Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается календарный месяц (статья 341 Кодекса).
Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. В целях главы 26 Кодекса нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в установленном порядке (подпункт 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса).
Удовлетворяя заявленное требование, суды пришли к выводу о том, что обществом правомерно применены в январе и феврале 2009 года нормативы потерь, утвержденные 29.10.2009, и соответственно поданы уточненные налоговые декларации за этот период с произведенным перерасчетом сумм налога.
Суды не согласились с доводом инспекции о недопустимости применения нормативов потерь в налоговом периоде, предшествующем дате их утверждения, и сочли, что толкование инспекцией подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса приводит к незаконному увеличению налоговых обязательств общества.
Проведенный коллегией судей анализ судебной арбитражной практики по рассмотрению судами аналогичных споров свидетельствует о различном толковании одних и тех же положений главы 26 Кодекса при рассмотрении дел со схожими обстоятельствами.
Так, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 26.08.2010 по делу N А29-226/2010 Арбитражного суда Республики Коми и в постановлении от 25.01.2011 по делу А43-11289/2010 Арбитражного суда Нижегородской области сделал вывод, что в силу прямого указания подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогоплательщиками должны применяться нормативы потерь, действующие в период уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Возможность перерасчета сумм налога за налоговые периоды, предшествующие утверждению новых нормативов потерь, налоговым законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А19-16360/2011 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 27.10.2011, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012, постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.05.2012.
Направить копии определения и заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
Предложить обществу с ограниченной ответственностью "Иркутская нефтяная компания" представить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, обеспечив его поступление до 30.01.2013.
Председательствующий судья
М.Г.ЗОРИНА
Судья
Е.Н.ЗАРУБИНА
Судья
В.М.ТУМАРКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 19.11.2012 N ВАС-12232/12 ПО ДЕЛУ N А19-16360/2011
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2012 г. N ВАС-12232/12
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зориной М.Г., судей Зарубиной Е.Н., Тумаркина В.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области (666784, Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кирова, 23) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 27.10.2011 по делу N А19-16360/2011, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012, постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.05.2012 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УстьКутНефтегаз" (правопреемник - общество с ограниченной ответственностью "Иркутская нефтяная компания"; 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 12) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области о признании частично недействительным решения от 29.03.2011 N 9.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УстьКутНефтегаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области (далее - инспекция) от 29.03.2011 N 9 в части доначисления 919 424 рублей налога на добычу полезных ископаемых.
Решение инспекции принято по результатам выездной налоговой проверки общества за период с 01.01.2008 по 31.12.2009. Основанием его принятия в оспариваемой части послужил вывод инспекции о завышении обществом в январе и феврале 2009 года нормативных технологических потерь углеводородного сырья (далее - нормативы потерь), облагаемых по нулевой ставке при исчислении налога на добычу полезных ископаемых. По мнению инспекции, за налоговые периоды, предшествовавшие дате утверждения новых нормативов потерь, общество вправе исчислить налог по нулевой ставке только в части нормативов потерь, действующих в момент уплаты налога. Перерасчет сумм налога на добычу полезных ископаемых при утверждении новых нормативов потерь, размер которых отличается от ранее применяемых обществом нормативов, законодательством не предусмотрен.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 06.06.2011 N 26-16/20690 апелляционная жалоба общества на решение инспекции оставлена без удовлетворения, решение инспекции без изменения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27.10.2011 заявленное требование удовлетворено.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 произведена замена стороны - общества с ограниченной ответственностью "УстьКутНефтегаз" на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Иркутская нефтяная компания".
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 17.05.2012 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекция просит отменить вышеназванные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Рассмотрев доводы, приведенные в заявлении инспекции, и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с различной практикой применения статьи 342 Кодекса.
Как следует из судебных актов, общество в 2008 - 2009 годах на основании имеющихся лицензий на право пользования недрами осуществляло добычу углеводородного сырья на Марковском и Ярактинском нефтегазоконденсатных месторождениях и соответственно являлось плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
До утверждения в установленном порядке нормативов потерь на 2009 год обществом при уплате налога на добычу полезных ископаемых по нулевой ставке в 2009 году применялись нормативы потерь на 2008 год.
Нормативы потерь на 2009 год были утверждены приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 29.10.2009 N 464 "О нормативах технологических потерь углеводородного сырья при добыче в 2009 году".
В связи с утверждением 29.10.2009 нормативов потерь на 2009 год в большем размере по сравнению с нормативами потерь на 2008 год обществом направлены в инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь, февраль 2009 года с произведенным перерасчетом уплаченных ранее в бюджет сумм налога в сторону уменьшения.
Признавая решение инспекции в оспариваемой части недействительным, суды руководствовались следующими положениями Кодекса.
Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается календарный месяц (статья 341 Кодекса).
Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. В целях главы 26 Кодекса нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в установленном порядке (подпункт 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса).
Удовлетворяя заявленное требование, суды пришли к выводу о том, что обществом правомерно применены в январе и феврале 2009 года нормативы потерь, утвержденные 29.10.2009, и соответственно поданы уточненные налоговые декларации за этот период с произведенным перерасчетом сумм налога.
Суды не согласились с доводом инспекции о недопустимости применения нормативов потерь в налоговом периоде, предшествующем дате их утверждения, и сочли, что толкование инспекцией подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса приводит к незаконному увеличению налоговых обязательств общества.
Проведенный коллегией судей анализ судебной арбитражной практики по рассмотрению судами аналогичных споров свидетельствует о различном толковании одних и тех же положений главы 26 Кодекса при рассмотрении дел со схожими обстоятельствами.
Так, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 26.08.2010 по делу N А29-226/2010 Арбитражного суда Республики Коми и в постановлении от 25.01.2011 по делу А43-11289/2010 Арбитражного суда Нижегородской области сделал вывод, что в силу прямого указания подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогоплательщиками должны применяться нормативы потерь, действующие в период уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Возможность перерасчета сумм налога за налоговые периоды, предшествующие утверждению новых нормативов потерь, налоговым законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А19-16360/2011 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 27.10.2011, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012, постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.05.2012.
Направить копии определения и заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
Предложить обществу с ограниченной ответственностью "Иркутская нефтяная компания" представить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, обеспечив его поступление до 30.01.2013.
Председательствующий судья
М.Г.ЗОРИНА
Судья
Е.Н.ЗАРУБИНА
Судья
В.М.ТУМАРКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)