Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.09.2010 N 07АП-7346/10 ПО ДЕЛУ N А67-3928/2010

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2010 г. N 07АП-7346/10


Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Журавлевой В.А., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя: Филиппов Ю.В. по доверенности от 10.03.2010 г.
от заинтересованного лица: Манжос Л.Н. по доверенности от 11.01.2010 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Томская нефтегазовая компания"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 14 июля 2010 года по делу N А67-3928/2010 (судья Гелбутовский В.И.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Томская нефтегазовая компания"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску
о признании недействительным решения,

установил:

Открытое акционерное общество "Томская нефтегазовая компания" (далее ОАО "Томская нефтегазовая компания", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 2652-10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.04.2010 г., согласно которому Общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 100 руб.
Решением Арбитражного суда Томской области от 14.07.2010 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Общества, ссылаясь на то, что формы отчетности - 1-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья" и форма 1-натура "Сведения о производстве и отгрузке продукции" за 2009 год не могут считаться иным документом, являющимся основанием для исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых, как по форме, так и по содержанию; предоставление налоговому органу форм статистической отчетности не позволили бы проверить полноту исчисления и уплаты Обществом НДПИ за декабрь 2009 года; ОАО "Томская нефтегазовая компания" представило все необходимые документы, которые позволили бы установить полноту и правильность исчисления и уплаты НДПИ за декабрь 2009 года; требование налогового органа предоставления отчетности за 2009 год не имеет отношения к предмету налоговой проверки и не основано на действующем законодательстве РФ; непредставление документов, не предусмотренных законодательством о налогах и сборах, исключает привлечение к ответственности по основаниям ст. 126 НК РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании возражали против апелляционной жалобы, считая требования подателя жалобы необоснованными, указав на законность и обоснованность действий Инспекции по истребованию у Общества документов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области 14.07.2010 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.01.2010 г. Обществом в ИФНС России по г. Томску была представлена налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 г., в рамках проведения камеральной налоговой проверки которой 08 февраля 2010 г. ИФНС России по г. Томску для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добычу полезных ископаемых в адрес заявителя направлено требование о предоставлении документов N 10-46/481/482 с истребованием у ОАО "Томская нефтегазовая компания" копии документов, в том числе документы статистической отчетности за 2009 г.: форма 1-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья" и форма 1-натура "Сведения о производстве и отгрузке продукции".
В установленный срок (до 15 февраля 2010 г.) запрашиваемые документы статистической отчетности: форма 1-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья" и форма 1-натура "Сведения о производстве и отгрузке продукции" не представлены.
14.04.2010 г. руководитель ИФНС России по г. Томску, рассмотрев акт N 5179-10 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123) от 11.03.2010 г., вынес в отношении ОАО "Томская нефтегазовая компания" решение N 2652-10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.04.2010 г. по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, в виде штрафа в размере 100 руб. (50 руб. * 2).
Решением Управления ФНС России по Томской области жалоба ОАО "Томская нефтегазовая компания" на решение ИФНС России по г. Томску N 2652-10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.04.2010 г. оставлена без удовлетворения, а оспариваемое решение - без изменения.
ОАО "Томская нефтегазовая компания", полагая, решение ИФНС России по г. Томску N 2652-10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.04.2010 г., незаконным и нарушающим его законные права и интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия у налогового органа законных оснований вынесения оспариваемого ненормативного акта.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
При этом законодатель не ограничивает перечень таких документов.
Данному праву налогового органа корреспондирует обязанность налогоплательщика, установленная подпунктом 6 пункта 1 статьи 23, абз. 1 п. 12 ст. 89, п. 2, п. 3 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации, обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов; представлять налоговым органам и их должностным лицам документы для исчисления и уплаты налогов.
Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ).
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Таким образом, исходя из положений статей 87, 88 Налогового кодекса Российской Федерации, целью налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, проверка правильности исчисления и своевременной уплаты налогов.
В связи с чем, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации право должностного лица налогового органа истребовать у налогоплательщика документы в рамках осуществления налоговых проверок обусловлено необходимостью подтверждения данных, заявленных в налоговой декларации, правомерности принятия соответствующих расходов, вычетов, льгот в целях уменьшения налоговой базы, исполнения налоговых обязательств.
На основании п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Факт непредставления ОАО "Томская нефтегазовая компания" в ИФНС России по г. Томску в установленный требованием N 10-46/481/482 от 08.02.2010 г. срок запрашиваемых документов статистической отчетности: форма 1-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья", форма 1-натура "Сведения о производстве и отгрузке продукции" не оспаривается Обществом, вместе тем, указывающим на отсутствие у него обязанности по их представлении, поскольку данные документы статистической отчетности не содержат сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, которые подтвердили бы полноту и правильность сведений декларации по НДПИ за декабрь 2009 г.
Указанный довод Общества, приведенный и в апелляционной жалобе, правомерно не принят судом с учетом следующего.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, в том числе при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Форма N 1-ЛС и порядок ее заполнения утверждены Постановление Росстата от 04.06.2007 N 43 "Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых" и предоставляется юридическими лицами - пользователями недр всех форм собственности, имеющими лицензии на геологическое изучение, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых отдельно по каждому участку недр. Работы, выполненные на лицензионном участке организациями по договорам или другим условиям, включаются в отчет владельца лицензии на данный участок недр. Данные разделов 3 (Объемы и виды работ по геологическому изучению и разведке, установленные в лицензии, проектном документе, 4 (Сведения об объемах добычи углеводородного сырья) приводятся в натуральном выражении, раздела 5 (Сведения о выполнении технологических показателей, установленных в лицензии, проектном документе) - в процентах в соответствии с показателями, установленными в лицензии, в проектном документе к выполнению в указанный отчетный период и фактически выполненными за отчетный период.
Форма N 1-натура "Сведения о производстве и отгрузке продукции" утверждена Приказом Росстата от 23.09.2008 N 235 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2009 год", которую предоставляют юридические лица всех форм собственности (коммерческие организации, а также некоммерческие организации, производящие товары для реализации другим юридическим и физическим лицам, кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие производство продукции добывающих, обрабатывающих производств, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, лесозаготовки, а также рыболовство.
Следуя материалам дела, по данным декларации по НДПИ за декабрь 2009 г. ОАО "ТНГК" добыто нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной и газовый конденсат из нефтегазоконденсатных месторождений в количестве 1 086.800 тонн, из которой количество добытой нефти, подлежащей налогообложению по налоговой ставке 0 процентов (в связи с применением норматива потерь при добыче), указано в количестве 2 000 тонн.
В разделе 2 "Распределение месячных данных производства продукции по видам в целом по организации в отчетном году" формы статистической отчетности форма 1-натура "Сведения о производстве и отгрузке продукции" за 2009 г. ОАО "ТНГК" количество добытой за декабрь 2009 г. нефти указано в размере 1 088.8 тонн.
В разделе 5 "Сведения о выполнении технологических показателей, установленных в лицензии, проектном документе" формы статистической отчетности форма 1-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья", в которой указывается норматив потерь при добыче: нефти, газового конденсата, Обществом количество нормативных потерь нефти за декабрь 2009 г. указано не было.
Исходя из изложенных норм права и фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истребуемые в ходе проведения камеральной налоговой проверки документы статистической отчетности: форма 1-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья", форма 1-натура "Сведения о производстве и отгрузке продукции", содержат информацию (количество добытого полезного ископаемого - нефти, попутного газа за декабрь 2009 г., нормативное количество потери нефти при ее добыче), необходимые для осуществления налогового контроля при проверке полноты и правильности сведений декларации по НДПИ за декабрь 2009 г., поскольку на их основе можно определить количество добытого полезного ископаемого (нефти и попутного газа), а также количество добытой нефти, подлежащей налогообложению по налоговой ставке 0 процентов, в связи с применением норматива потерь при добыче.
И в этой части доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление налоговому органу форм статистической отчетности не позволили бы проверить полноту исчисления и уплаты Обществом НДПИ за декабрь 2009 года признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
При этом вопрос об исчислении НДПИ за декабрь за 2009 года не выходит за рамки периода 2009 года, доводы апелляционной жалобы о том, что требование налогового органа о предоставлении отчетности за 2009 год не имеет отношения к предмету налоговой проверки и не основано на действующем законодательстве РФ, несостоятельны.
В связи с тем, что запрошенные налоговым органом документы связаны с вопросом исчисления и уплаты налогов, необходимые налоговому органу в целях обеспечения контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, проверки правильности исчисления и своевременной уплаты налогов, доводы апелляционной жалобы об отсутствии состава правонарушения не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таких доказательств материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.40, п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 г. N 91 (в редакции от 11.05.2010 г.) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации) излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 руб. подлежит возвращению Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 14 июля 2010 года по делу N А67-3928/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Томская нефтегазовая компания" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению N 441 от 22.07.2010 года в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Л.А.КОЛУПАЕВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)