Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Государственное предприятие племенной совхоз "Мыслинский" обратилось в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона области от 27 июля 1994 г. N 4-ОЗ "О плате за землю в Ленинградской области", указав, что второе предложение ст. 8 и приложение 4 к этому Закону, которыми утверждены коэффициенты корректировки сумм земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения в зависимости от удаленности от Санкт-Петербурга и районного центра, противоречат п. 5 ст. 3, п. 2 ст. 53 НК РФ, п. 1 ст. 64 БК РФ, п. 1 ст. 39 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающим, что ставки земельного налога, являющегося местным налогом, устанавливаются представительными органами местного самоуправления, а не органами власти субъекта Российской Федерации.
Как считал заявитель, оспариваемые положения областного Закона нарушают его права, поскольку обязывают названный совхоз уплачивать земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения, незаконно увеличенный на повышающий коэффициент.
Решением Ленинградского областного суда от 22 ноября 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе государственного предприятия племенной совхоз "Мыслинский" поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 23 марта 2005 г. в удовлетворении жалобы отказала по следующим основаниям.
Статьей 8 областного Закона "О плате за землю в Ленинградской области" (с изменениями и дополнениями) установлено, что сумма земельного налога на сельскохозяйственные угодья вне населенных пунктов корректируется с учетом местоположения земельных участков. Утверждены коэффициенты корректировки сумм земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения Ленинградской области в зависимости от удаленности от Санкт-Петербурга и районного центра (приложение 4).
В приложении 4 к оспариваемому Закону приведены коэффициенты корректировки сумм земельного налога, нормативной цены и арендной платы земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области в зависимости от удаленности от Санкт-Петербурга и районного центра.
В соответствии со ст. ст. 3, 15, 53 НК РФ (на которые ссылался заявитель) земельный налог является местным налогом, устанавливается и изменяется нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Однако, как правильно указал суд в решении, заявителем не учтено то обстоятельство, что в силу ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ст. 15 НК РФ вводится в действие только со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". До этого момента ссылки в п. 5 ст. 3 НК РФ приравниваются к ссылкам на данный Закон Российской Федерации и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Земельный налог установлен Законом Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю". Он действует, и в ст. 5 его определены полномочия органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации по установлению ставок земельного налога. В указанной статье Закона определено, что при исчислении сумм земельного налога для плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.
Довод представителя заявителя о том, что ст. 5 данного Закона не может применяться с 12 декабря 1993 г. (после принятия Конституции Российской Федерации), правильно отвергнут судом, поскольку на сегодняшний день Закон действует в редакции от 20 августа 2004 г. (Федеральный закон N 116-ФЗ) с учетом п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Проанализировав оспариваемые нормы областного Закона и сопоставив их с положениями федерального законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что в настоящее время, при наличии противоречий в федеральном законодательстве по вопросу полномочий представительных органов субъекта Российской Федерации и местного самоуправления относительно установления земельного налога, учитывая, что налоговое законодательство является специальным по вопросам установления и исчисления налогов, следует руководствоваться именно им. В связи с этим ссылка заявителя на положения п. 1 ст. 64 БК РФ, а также п. 1 ст. 39 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми размеры ставок по местным налогам определяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обоснованно признана несостоятельной.
Таким образом, вывод суда о том, что оспариваемые заявителем положения областного Закона не противоречат положениям федерального законодательства, регулирующего на данный момент вопросы установления земельного налога, учитывая порядок и сроки введения в действие соответствующих положений Налогового кодекса Российской Федерации, основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона.
Ссылка в кассационной жалобе на п. 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 октября 1997 г. N 13-П несостоятельна, поскольку в этом постановлении разрешались вопросы, не относящиеся к предмету данного судебного разбирательства.
Несостоятельна и ссылка в кассационной жалобе на ст. 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю", поскольку ею регулируются иные правоотношения.
Положения п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" истолкованы судом правильно, в связи с чем ссылка на нее в кассационной жалобе не свидетельствует о незаконности решения суда.
Суд обоснованно при принятии решения исходил из приоритета специальных норм, в частности ст. 5 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Нарушений судом норм материального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Ленинградского областного суда оставила без изменения, а кассационную жалобу государственного предприятия племенной совхоз "Мыслинский" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 23.03.2005 N 33-Г05-3
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2005 года
Дело N 33-Г05-3
Государственное предприятие племенной совхоз "Мыслинский" обратилось в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона области от 27 июля 1994 г. N 4-ОЗ "О плате за землю в Ленинградской области", указав, что второе предложение ст. 8 и приложение 4 к этому Закону, которыми утверждены коэффициенты корректировки сумм земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения в зависимости от удаленности от Санкт-Петербурга и районного центра, противоречат п. 5 ст. 3, п. 2 ст. 53 НК РФ, п. 1 ст. 64 БК РФ, п. 1 ст. 39 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающим, что ставки земельного налога, являющегося местным налогом, устанавливаются представительными органами местного самоуправления, а не органами власти субъекта Российской Федерации.
Как считал заявитель, оспариваемые положения областного Закона нарушают его права, поскольку обязывают названный совхоз уплачивать земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения, незаконно увеличенный на повышающий коэффициент.
Решением Ленинградского областного суда от 22 ноября 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе государственного предприятия племенной совхоз "Мыслинский" поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 23 марта 2005 г. в удовлетворении жалобы отказала по следующим основаниям.
Статьей 8 областного Закона "О плате за землю в Ленинградской области" (с изменениями и дополнениями) установлено, что сумма земельного налога на сельскохозяйственные угодья вне населенных пунктов корректируется с учетом местоположения земельных участков. Утверждены коэффициенты корректировки сумм земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения Ленинградской области в зависимости от удаленности от Санкт-Петербурга и районного центра (приложение 4).
В приложении 4 к оспариваемому Закону приведены коэффициенты корректировки сумм земельного налога, нормативной цены и арендной платы земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области в зависимости от удаленности от Санкт-Петербурга и районного центра.
В соответствии со ст. ст. 3, 15, 53 НК РФ (на которые ссылался заявитель) земельный налог является местным налогом, устанавливается и изменяется нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Однако, как правильно указал суд в решении, заявителем не учтено то обстоятельство, что в силу ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ст. 15 НК РФ вводится в действие только со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". До этого момента ссылки в п. 5 ст. 3 НК РФ приравниваются к ссылкам на данный Закон Российской Федерации и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Земельный налог установлен Законом Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю". Он действует, и в ст. 5 его определены полномочия органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации по установлению ставок земельного налога. В указанной статье Закона определено, что при исчислении сумм земельного налога для плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.
Довод представителя заявителя о том, что ст. 5 данного Закона не может применяться с 12 декабря 1993 г. (после принятия Конституции Российской Федерации), правильно отвергнут судом, поскольку на сегодняшний день Закон действует в редакции от 20 августа 2004 г. (Федеральный закон N 116-ФЗ) с учетом п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Проанализировав оспариваемые нормы областного Закона и сопоставив их с положениями федерального законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что в настоящее время, при наличии противоречий в федеральном законодательстве по вопросу полномочий представительных органов субъекта Российской Федерации и местного самоуправления относительно установления земельного налога, учитывая, что налоговое законодательство является специальным по вопросам установления и исчисления налогов, следует руководствоваться именно им. В связи с этим ссылка заявителя на положения п. 1 ст. 64 БК РФ, а также п. 1 ст. 39 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми размеры ставок по местным налогам определяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обоснованно признана несостоятельной.
Таким образом, вывод суда о том, что оспариваемые заявителем положения областного Закона не противоречат положениям федерального законодательства, регулирующего на данный момент вопросы установления земельного налога, учитывая порядок и сроки введения в действие соответствующих положений Налогового кодекса Российской Федерации, основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона.
Ссылка в кассационной жалобе на п. 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 октября 1997 г. N 13-П несостоятельна, поскольку в этом постановлении разрешались вопросы, не относящиеся к предмету данного судебного разбирательства.
Несостоятельна и ссылка в кассационной жалобе на ст. 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю", поскольку ею регулируются иные правоотношения.
Положения п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" истолкованы судом правильно, в связи с чем ссылка на нее в кассационной жалобе не свидетельствует о незаконности решения суда.
Суд обоснованно при принятии решения исходил из приоритета специальных норм, в частности ст. 5 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Нарушений судом норм материального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Ленинградского областного суда оставила без изменения, а кассационную жалобу государственного предприятия племенной совхоз "Мыслинский" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)