Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 20 октября 2004 года Дело N Ф09-4394/04-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области на постановление апелляционной инстанции от 09.07.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-8334/04.
В судебном заседании приняли участие представители: заявителя - Жилин И.В. по доверенности от 05.01.04 N 01-04/10; налогового органа - Камчатов Д.С. по доверенности от 05.01.04 N 04-11/02.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводы составу суда не заявлены.
Ходатайств не поступило.
ОАО "Ураласбест" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной Инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе произвести зачет излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых в сумме 667962,32 руб., и проведении зачета указанной суммы в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых.
Решением суда от 11.05.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.07.2004 того же суда решение отменено. Заявление удовлетворено. Признаны незаконными действия налогового органа, выразившиеся в отказе произвести зачет излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых в сумме 667962,32 руб. Межрайонная Инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области обязана произвести ОАО "Ураласбест" зачет налога в сумме 667962,32 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых.
Межрайонная Инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области с постановлением апелляционной инстанции не согласна, просит в кассационной жалобе его отменить, оставить в силе решение суда, ссылаясь на нарушение ст. ст. 54, 78, 81 НК РФ.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Межрайонной Инспекцией МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области по результатам камеральных проверок налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за январь - май 2003 года, представленных ОАО "Ураласбест", были приняты решения от 23.04.2003 N 32, от 05.06.2003 N 59, от 17.06.2003 N 61, от 19.08.2003 N 02-17/05 о доначислении налога в общей сумме 645128,70 руб., пени в сумме 23733,09 руб. и взыскании налоговых санкций.
Основанием доначисления налога на добычу полезных ископаемых явилось применение обществом налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ в части нормативных потерь полезных ископаемых, при отсутствии утвержденных нормативов потерь в установленном порядке на даты подачи налоговых деклараций.
Сумма доначисленных налога и пени перечислена обществом в бюджет в полном объеме.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 Министерством природных ресурсов РФ Протоколом от 12.08.2003 N 07-11/0350-пр для ОАО "Ураласбест" были утверждены нормативы потерь полезных ископаемых на 2003 год, в связи с чем ОАО "Ураласбест" обратилось к Межрайонной Инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области с заявлением от 21.01.2004 N 12-50/12 о зачете излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых в сумме 667962,32 руб. в счет уплаты предстоящих платежей по данному налогу.
Налоговой инспекцией письмом от 02.03.2004 N 02.3-05/21/1471 отказано в проведении зачета.
Считая указанные действия незаконными, ОАО "Ураласбест" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод о том, что сумма налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная на основании решений налогового органа, не признана излишне уплаченной и нарушения прав заявителя не допущено.
Отменяя решение суда, и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что сумма налога является излишне уплаченной, поскольку правомерность применения налоговой ставки 0 процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых подтверждена представленными доказательствами, и обжалуемые действия налогового органа являются неправомерными.
Вывод суда апелляционной инстанции является правильным, соответствует закону и подтверждается материалами дела.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается правомерность применения ОАО "Ураласбест" в 2003 году налоговой ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых, утвержденных на 2003 год в порядке, определенном Правительством РФ, в связи с чем сумма налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная на основании решений налогового органа, является излишне уплаченной и отказ налогового органа в проведении зачета излишне уплаченной суммы налога противоречит пп. 5 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22, ст. 78, ст. 137 НК РФ.
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку оснований для внесения изменений в ранее поданные налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых при обоснованности применения пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ не имеется, и фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
Постановление апелляционной инстанции от 09.07.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-8334/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 20.10.2004 N Ф09-4394/04-АК ПО ДЕЛУ N А60-8334/04
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 20 октября 2004 года Дело N Ф09-4394/04-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области на постановление апелляционной инстанции от 09.07.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-8334/04.
В судебном заседании приняли участие представители: заявителя - Жилин И.В. по доверенности от 05.01.04 N 01-04/10; налогового органа - Камчатов Д.С. по доверенности от 05.01.04 N 04-11/02.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводы составу суда не заявлены.
Ходатайств не поступило.
ОАО "Ураласбест" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной Инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе произвести зачет излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых в сумме 667962,32 руб., и проведении зачета указанной суммы в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых.
Решением суда от 11.05.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.07.2004 того же суда решение отменено. Заявление удовлетворено. Признаны незаконными действия налогового органа, выразившиеся в отказе произвести зачет излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых в сумме 667962,32 руб. Межрайонная Инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области обязана произвести ОАО "Ураласбест" зачет налога в сумме 667962,32 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых.
Межрайонная Инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области с постановлением апелляционной инстанции не согласна, просит в кассационной жалобе его отменить, оставить в силе решение суда, ссылаясь на нарушение ст. ст. 54, 78, 81 НК РФ.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Межрайонной Инспекцией МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области по результатам камеральных проверок налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за январь - май 2003 года, представленных ОАО "Ураласбест", были приняты решения от 23.04.2003 N 32, от 05.06.2003 N 59, от 17.06.2003 N 61, от 19.08.2003 N 02-17/05 о доначислении налога в общей сумме 645128,70 руб., пени в сумме 23733,09 руб. и взыскании налоговых санкций.
Основанием доначисления налога на добычу полезных ископаемых явилось применение обществом налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ в части нормативных потерь полезных ископаемых, при отсутствии утвержденных нормативов потерь в установленном порядке на даты подачи налоговых деклараций.
Сумма доначисленных налога и пени перечислена обществом в бюджет в полном объеме.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 Министерством природных ресурсов РФ Протоколом от 12.08.2003 N 07-11/0350-пр для ОАО "Ураласбест" были утверждены нормативы потерь полезных ископаемых на 2003 год, в связи с чем ОАО "Ураласбест" обратилось к Межрайонной Инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области с заявлением от 21.01.2004 N 12-50/12 о зачете излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых в сумме 667962,32 руб. в счет уплаты предстоящих платежей по данному налогу.
Налоговой инспекцией письмом от 02.03.2004 N 02.3-05/21/1471 отказано в проведении зачета.
Считая указанные действия незаконными, ОАО "Ураласбест" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод о том, что сумма налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная на основании решений налогового органа, не признана излишне уплаченной и нарушения прав заявителя не допущено.
Отменяя решение суда, и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что сумма налога является излишне уплаченной, поскольку правомерность применения налоговой ставки 0 процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых подтверждена представленными доказательствами, и обжалуемые действия налогового органа являются неправомерными.
Вывод суда апелляционной инстанции является правильным, соответствует закону и подтверждается материалами дела.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается правомерность применения ОАО "Ураласбест" в 2003 году налоговой ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых, утвержденных на 2003 год в порядке, определенном Правительством РФ, в связи с чем сумма налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная на основании решений налогового органа, является излишне уплаченной и отказ налогового органа в проведении зачета излишне уплаченной суммы налога противоречит пп. 5 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22, ст. 78, ст. 137 НК РФ.
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку оснований для внесения изменений в ранее поданные налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых при обоснованности применения пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ не имеется, и фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 09.07.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-8334/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)