Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.11.2012 ПО ДЕЛУ N А03-8573/2012

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2012 г. по делу N А03-8573/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2012 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Журавлевой В.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
от лиц, участвующих в деле: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 23 июля 2012 года по делу N А03-8573/2012 (судья Пономаренко С.П.)
по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 4", г. Горняк
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Алтайскому краю, г. Горняк
о признании незаконными действий налогового органа по выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом N 17455 от 01.04.2012 без отражения информации о невозможности взыскания недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам на общую сумму 55260,23 руб., о признании инспекции утратившей возможность взыскания недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам указанной в справке N 17455 от 01.04.2012 на общую сумму 55260,23 руб.,

установил:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 4" (далее по тексту - МБОУ "СОШ N 4", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к Межрайонной ИФНС России N 13 по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом N 17455 от 01.04.2012 без отражения информации о невозможности взыскания недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам на общую сумму 55260,23 руб., о признании Инспекции утратившей возможность взыскания недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам указанной в справке N 17455 от 01.04.2012 на общую сумму 55260,23 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 23.07.2012 г. заявленные МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4" требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция в поданной в арбитражный апелляционный суд апелляционной жалобе, ссылаясь неисполнение Учреждением обязанности по уплате налога на имущество за 2011 г., сроки взыскания которой налоговым органом соблюдены, что не учтено судом первой инстанции, просит решение суда отменить в части признания задолженности по налогу на имущество в сумме 20 522 руб. 48 коп. и пени в сумме 900 руб. безнадежной ко взысканию и принять по делу новый судебный акт.
МБОУ "СОШ N 4" в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание, назначенное на 09.10.2012 г. в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) откладывалось на 06.11.2012 г., в связи с не приведением заявителем в отзыве на апелляционную жалобу доводов относительно недоимку по налогу на имущество за 2011 г. и предложения Инспекции уточнить размер начисленной пени, отраженной в справке N 17455 от 01.04.2012 г.
После отложения лица, участвующие, извещенные надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Колупаевой Л.А., на судью Журавлеву В.А.
В силу части 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство начато сначала.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 06.11.2012 г. объявлен перерыв до 13.11.2012 до 10 часов 50 минут, с размещение информации об объявлении перерыва на официальном сайте Седьмого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 19.09.20106 г. N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений против проверки судебного акта в части, в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений решение проверено лишь в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы Инспекции.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Исходя из заявленных Учреждением требований - оспаривание действий налогового органа по выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом N 17455 от 01.04.2012 без отражения информации о невозможности взыскания недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам на общую сумму 55260,23 руб., о признании Инспекции утратившей возможность взыскания недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам указанной в справке N 17455 от 01.04.2012 на общую сумму 55260,23 руб., предметом оценки является соблюдение (или несоблюдение) Инспекцией порядка взыскания с Учреждения сумм налогов и пеней применительно срокам, установленным статьями 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 4" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, в соответствии со статьей 19 НК РФ и состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 13 по Алтайскому краю (свидетельство, л.д. 17).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23, статьи 80 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 373 НК РФ Учреждение является плательщиком налога на имущество организаций.
В соответствии со статьей 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Алтайского края от 27 ноября 2003 г. N 58-ЗС "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края" (с изменениями от 13 июля, 3 и 28 декабря 2004 г., 12 октября 2005 г.) установлено, что по итогам отчетных периодов налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу соответственно не позднее 30 апреля (за первый квартал), 30 июля (за полугодие), 30 октября (за девять месяцев) текущего налогового периода. По итогам налогового периода налогоплательщики уплачивают налог не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Учреждением в налоговый орган по месту учета представлена налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2011 год с указанием налога на имущество, подлежащего уплате в бюджет в сумме 22 976 руб.
С учетом частичной уплаты налога на имущества в сумме 2453, 52 руб., по сроку уплаты до 30.03.2012 г. налогоплательщик должен был произвести доплату налога в сумме 20 522, 48 руб.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Кодекса взыскание в случаях и порядке, которые установлены Кодексом, недоимки по налогам, задолженности по пеням, процентам и штрафам признается правом налоговых органов, а не их обязанностью (статьи 32 и 33 Кодекса).
Взыскание налогов, пеней и штрафов с организаций, которым открыт лицевой счет, производится исключительно в судебном порядке (пункты 2 и 8 статьи 45 Кодекса) за счет денежных средств в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафа (пункты 3, 9, 10 статьи 46 Кодекса), а в отношении иного имущества - в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов (пункты 1, 8, 9 статьи 47 Кодекса).
Указанные сроки, на момент получения Учреждением справки N 17455 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.04.2012 г. не истекли, поскольку налог на имущество за 2011 г. подлежал уплате не позднее 30.03.2012 г., кроме того, на дату выдачи справки - 01.04.2012 г. срок направления требования об уплате налога и пени у Инспекции имелся, требование N 67643 вынесено Инспекцией по состоянию на 17.04.2012 г., в связи с чем, вывод суда о невозможности взыскания недоимки по налогу на имущество в сумме 20 552, 49 руб., пресекательные сроки взыскания которой на момент выдачи справки N 17455 от 01.04.2012 г. не истекли, без установления оснований образования недоимки, документов подтверждающих размер недоимки, а равно, указание налогоплательщиком при предъявлении настоящего заявления в суд лишь общей суммы недоимки по налогу на имущество без конкретизации периода ее образования и приведения доводов применительно к несоблюдению Инспекцией сроков, установленных статьями 70, 46, 48 НК РФ, является ошибочным, не соответствующим обстоятельствам дела.
При этом положения статьи 59 НК РФ, предусматривающие внесудебный порядок признания налоговыми органами задолженности по обязательным платежам безнадежной к взысканию (пункт 2 указанной статьи), не освобождают сторону от доказывания факта утраты права на взыскание налоговой задолженности, в том числе, в судебном порядке.
Таких доказательств налогоплательщиком в материалы дела не представлено.
Заявителю предлагалось представить возражения относительно доводов апелляционной жалобы в части налога на имущество, подлежащего уплате за 2011 г., в связи с чем, судебное разбирательство по делу откладывалось (определение от 09.10.2012 г.).
Вместе с тем, возражений по доводам апелляционной жалобы, а равно доказательств, опровергающих обстоятельства того, что задолженность по налогу на имущество в сумме 20 522, 48 руб. является безнадежной ко взысканию с учетом задекларированной суммы налога на имущество в поданной Учреждением налоговой декларации 23.03.2012 г., заявителем не представлено,
За несвоевременную уплату налога на имущество организаций за 2011 год налогоплательщику в соответствии со статьей 75 НК РФ начислена пеня, согласно уточненному расчету Инспекции в сумме 10, 95 руб. (на момент выдачи справки 01.04.2012 г.) за период с 31.03.2012 г. по 01.04.2012
Основываясь на изложенном, исходя из установленных материалами дела обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда в обжалуемой части с принятием по делу нового судебного акта об отказе Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 4" в признании незаконными действия Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Алтайскому краю по выдаче справки N 17455 от 01.04.2012 г. "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам" без отражения информации о невозможности взыскания недоимки по налогу на имущество и утратившей возможность взыскания налога на имущество организаций в сумме 20 522, 48 руб., пени по налогу на имущество организаций в сумме 10, 95 руб.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 23 июля 2012 года по делу N А03-8573/2012 отменить в части признания незаконными действия Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Алтайскому краю по выдаче справки N 17455 от 01.04.2012 г. "О состоянии расчетов по налога, сборам, взносам" без отражения информации о невозможности взыскания недоимки по налогу на имущество в сумме 20 522, 48 руб., пени в сумме 10, 95 руб. и в части признания Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Алтайскому краю утратившей возможность взыскания с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 4" задолженности по налогам, пеням, указанным в справке N 17455 от 01.04.2012 г. в сумме 20 522, 48 руб. - недоимки по налогу на имущество организаций, 10, 95 руб. - пени по налогу на имущество организаций.
В указанной части принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 4" о признании незаконными действия Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Алтайскому краю по выдаче справки N 17455 от 01.04.2012 г. "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам" без отражения информации о невозможности взыскания недоимки по налогу на имущество и утратившей возможность взыскания налога на имущество организаций в сумме 20 522, 48 руб., пени по налогу на имущество организаций в сумме 10, 95 руб., отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Н.А.УСАНИНА

Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
С.В.КРИВОШЕИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)