Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 17 января 2005 года Дело N Ф08-6361/2004-2429А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз", от заинтересованного лица - Новороссийской таможни, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2004 по делу N А32-12526/2004-58/327, установил следующее.
ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Новороссийской таможни об отказе в проведении зачета излишне уплаченного акциза на нефть за февраль 1997 года - декабрь 1999 года в размере 18132131 рубля в счет предстоящих платежей по этому налогу (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 23.08.2004 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что общество пропустило срок, установленный пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, и срок исковой давности, предусмотренный пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд не принял довод общества о том, что днем, когда обществу стало известно об излишней уплате акциза на нефть, является 01.12.2003, в связи с чем срок на обращение за судебной защитой своих нарушенных прав обществом не пропущен. Суд указал, что Федеральный закон "Об акцизах" и Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 408 "О дифференцированных ставках акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, добываемую на территории Российской Федерации" опубликованы в "Российской газете" 21.01.97 и 14.04.97 соответственно и вступили в законную силу со дня их официального опубликования.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 23.08.2004 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации; общество должно было узнать о факте излишней уплаты акциза на нефть 14.06.2001 в момент принятия Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлений N 3419/00 и N 6422/00; днем, когда общество узнало об излишней уплате акциза на нефть, является 01.12.2003, поэтому срок на обращение в Новороссийскую таможню с заявлением о зачете излишне уплаченного акциза на нефть обществом не пропущен.
В отзыве на кассационную жалобу Новороссийская таможня просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требования общества, ссылаясь на доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Новороссийской таможни просил оставить судебное решение без изменения, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество в 1997 - 1999 годы осуществляло экспорт нефти. При экспорте нефти с февраля 1997 года по декабрь 1999 года общество применяло ставку акциза на нефть в размере 62,225 рубля, установленную Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 408 "О дифференцированных ставках акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, добываемую на территории Российской Федерации".
По результатам проведенной проверки ЗАО "Военаудит" 01.12.2003 представило обществу заключение, согласно которому акциз необходимо было исчислять по средневзвешенной ставке 55 рублей за тонну, установленной Федеральным законом "Об акцизах".
В связи с этим общество 16.01.2004 обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением о зачете излишне уплаченных 18132131 рубля акциза на нефть за февраль 1997 года - декабрь 1999 года в счет предстоящих платежей по этому налогу. Последний платеж был осуществлен 14.12.99.
Письмом от 03.02.2004 N 02-27/1472 Новороссийская таможня отказала обществу в удовлетворении данного заявления.
Статьей 4 Закона Российской Федерации "Об акцизах" (в редакции Федерального закона от 10.01.97) установлена средневзвешенная ставка акциза на реализуемую нефть в размере 55 рублей за 1 тонну.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что дифференцированные ставки акцизов на нефть, включая газовый конденсат, утверждаются Правительством Российской Федерации для отдельных месторождений в соответствии со средневзвешенной ставкой акциза в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.
Постановлением от 08.04.97 N 408 Правительство Российской Федерации ввело дифференцированные ставки акцизов на нефть не по месторождениям, а для конкретных предприятий, то есть по иному, чем предусмотрено законом, принципу.
Таким образом, вывод суда о наличии у общества права исчислять акциз по средневзвешенной ставке, равной 55 рублям за тонну, является правомерным.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней.
Пунктом 12 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные статьей 78 Кодекса для налоговых органов.
Согласно пункту 4 статьи 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. В определенных случаях налоговые органы вправе производить зачет излишне уплаченной суммы налога самостоятельно.
Как следует из пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, за исключением отдельных случаев, как зачет, так и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика.
Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее.
Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней.
Следовательно, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
Исходя из изложенного и учитывая, что Налоговым кодексом Российской Федерации право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено тремя годами (не считая года ее проведения), к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.
Следовательно, вывод суда об обязанности соблюдения обществом трехлетнего срока, установленного пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, на подачу заявления в таможенный орган о зачете излишне уплаченного акциза является правильным.
Обоснованным является и вывод суда о том, что общество пропустило срок, установленный пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд кассационной инстанции не принимает довод общества о том, что срок на обращение в Новороссийскую таможню с заявлением о зачете излишне уплаченного акциза на нефть обществом не пропущен.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 23.08.2004 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-12526/2004-58/327 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 17.01.2005 N Ф08-6361/2004-2429А ПО ДЕЛУ N А32-12526/2004-58/327
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 17 января 2005 года Дело N Ф08-6361/2004-2429А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз", от заинтересованного лица - Новороссийской таможни, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2004 по делу N А32-12526/2004-58/327, установил следующее.
ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Новороссийской таможни об отказе в проведении зачета излишне уплаченного акциза на нефть за февраль 1997 года - декабрь 1999 года в размере 18132131 рубля в счет предстоящих платежей по этому налогу (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 23.08.2004 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что общество пропустило срок, установленный пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, и срок исковой давности, предусмотренный пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд не принял довод общества о том, что днем, когда обществу стало известно об излишней уплате акциза на нефть, является 01.12.2003, в связи с чем срок на обращение за судебной защитой своих нарушенных прав обществом не пропущен. Суд указал, что Федеральный закон "Об акцизах" и Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 408 "О дифференцированных ставках акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, добываемую на территории Российской Федерации" опубликованы в "Российской газете" 21.01.97 и 14.04.97 соответственно и вступили в законную силу со дня их официального опубликования.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 23.08.2004 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации; общество должно было узнать о факте излишней уплаты акциза на нефть 14.06.2001 в момент принятия Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлений N 3419/00 и N 6422/00; днем, когда общество узнало об излишней уплате акциза на нефть, является 01.12.2003, поэтому срок на обращение в Новороссийскую таможню с заявлением о зачете излишне уплаченного акциза на нефть обществом не пропущен.
В отзыве на кассационную жалобу Новороссийская таможня просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требования общества, ссылаясь на доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Новороссийской таможни просил оставить судебное решение без изменения, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество в 1997 - 1999 годы осуществляло экспорт нефти. При экспорте нефти с февраля 1997 года по декабрь 1999 года общество применяло ставку акциза на нефть в размере 62,225 рубля, установленную Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 408 "О дифференцированных ставках акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, добываемую на территории Российской Федерации".
По результатам проведенной проверки ЗАО "Военаудит" 01.12.2003 представило обществу заключение, согласно которому акциз необходимо было исчислять по средневзвешенной ставке 55 рублей за тонну, установленной Федеральным законом "Об акцизах".
В связи с этим общество 16.01.2004 обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением о зачете излишне уплаченных 18132131 рубля акциза на нефть за февраль 1997 года - декабрь 1999 года в счет предстоящих платежей по этому налогу. Последний платеж был осуществлен 14.12.99.
Письмом от 03.02.2004 N 02-27/1472 Новороссийская таможня отказала обществу в удовлетворении данного заявления.
Статьей 4 Закона Российской Федерации "Об акцизах" (в редакции Федерального закона от 10.01.97) установлена средневзвешенная ставка акциза на реализуемую нефть в размере 55 рублей за 1 тонну.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что дифференцированные ставки акцизов на нефть, включая газовый конденсат, утверждаются Правительством Российской Федерации для отдельных месторождений в соответствии со средневзвешенной ставкой акциза в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.
Постановлением от 08.04.97 N 408 Правительство Российской Федерации ввело дифференцированные ставки акцизов на нефть не по месторождениям, а для конкретных предприятий, то есть по иному, чем предусмотрено законом, принципу.
Таким образом, вывод суда о наличии у общества права исчислять акциз по средневзвешенной ставке, равной 55 рублям за тонну, является правомерным.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней.
Пунктом 12 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные статьей 78 Кодекса для налоговых органов.
Согласно пункту 4 статьи 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. В определенных случаях налоговые органы вправе производить зачет излишне уплаченной суммы налога самостоятельно.
Как следует из пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, за исключением отдельных случаев, как зачет, так и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика.
Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее.
Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней.
Следовательно, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
Исходя из изложенного и учитывая, что Налоговым кодексом Российской Федерации право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено тремя годами (не считая года ее проведения), к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.
Следовательно, вывод суда об обязанности соблюдения обществом трехлетнего срока, установленного пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, на подачу заявления в таможенный орган о зачете излишне уплаченного акциза является правильным.
Обоснованным является и вывод суда о том, что общество пропустило срок, установленный пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд кассационной инстанции не принимает довод общества о том, что срок на обращение в Новороссийскую таможню с заявлением о зачете излишне уплаченного акциза на нефть обществом не пропущен.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.08.2004 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-12526/2004-58/327 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)