Судебные решения, арбитраж
Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2008 года.
Восьмой арбитражный апелляционный
судей Ивановой Н.Е., Сидоренко О.А.суд в составе:
председательствующего Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тайченачевым П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-2788/2008, 08АП-2814/2008) межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу и Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 15.04.2008 по делу N А75-1289/2008 (судья Загоруйко И.Б.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "НК "Роснефть" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу, Управлению Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу о признании недействительными решений N N 22/385 от 22.11.2007, 10/1822 от 5.10.2007,
при участии в судебном заседании представителей:
- от УФНС России по ХМАО - Югре - Гагарин М.В. (удостоверение <...>, доверенность от 27.06.2008 сроком на 1 год);
- от МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре - Гагарин М.В. (удостоверение <...>, доверенность N 01/00306 от 18.01.2008 сроком на 1 год);
- от ОАО "НК "Роснефть" - Франк Н.Н. (паспорт <...>, доверенность N 304 от 15.01.2008 сроком действия до 31.12.2008);
- установил:
Решением по делу Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил требования открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - ОАО "НК "Роснефть", Общество) о признании недействительными:
- - решения N 10/1822 от 05.10.2007 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре, налоговый орган, инспекция) о привлечении к налоговой ответственности;
- - решения N 22/385 от 22.11.2007 г. Управления Федеральной налоговой службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - УФНС России по ХМАО - Югре, налоговый орган, Управление).
В обоснование принятого решения арбитражный суд указал на то, что статья 119 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает ответственности за своевременное представление налоговой декларации по не установленной (ранее установленной) форме. Следовательно, учитывая, что в первоначально представленной обществом на бумажном носителе налоговой декларации в порядке пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса РФ были отражены все необходимые сведения о налогоплательщике и исчисленной сумме водного налога, у налогового органа отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционных жалобах МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре и УФНС России по ХМАО - Югре просят решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "НК "Роснефть" требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По утверждению налоговых органов, ОАО "НК "Роснефть", представившее декларацию по водному налогу на 1 квартал 2007 года в электронному виде, предусмотренном пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, лишь 30.07.2007 года, правомерно было привлечено к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре и УФНС России по ХМАО - Югре поддержал требования, заявленные в апелляционных жалобах.
В письменном отзыве на апелляционные жалобы и выступлении в судебном заседании представитель ОАО "НК "Роснефть" просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
19.04.2007 ООО "НК "Роснефть" была направлена по почте в адрес МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре налоговую декларацию по водному налогу за 1 квартал 2007 года на бумажном носителе.
21.05.2007 Инспекцией было подготовлено и направлено в адрес заявителя уведомление N 05-37/234, в котором налоговый орган, со ссылкой на пункт 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, вступившей в силу с 01.01.2007, отказывает в принятии декларации по причине ее не соответствия установленной форме (декларация должна быть представлена в электронном виде).
Письмом от 07.06.2007 N 23-04/1944 Общество, со ссылкой на Приказ ФНС N ММ-3-25/219@ от 10.04.2007, сообщило об отсутствии технической возможности представить налоговую декларацию в электронном виде, в связи с чем заявитель обратился с просьбой о предоставлении возможности подачи декларации на бумажном носителе с приложением CD-R дисков.
Указанная возможность заявителю была предоставлена и 30.07.2007 декларация на бумажном носителе с приложением CD-R диска была принята МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре.
По результатам камеральной проверки указанной декларации по водному налогу за I квартал 2007 года МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре вынесла решение от 05.10.2007 г. N 10/1822 о привлечении ОАО "НК "Роснефть" к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа в сумме 142 131 рубль на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обратился в Управление ФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с апелляционной жалобой на решение нижестоящего налогового органа.
Решением N 22/385 от 22.11.2007 г. Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре отказало ОАО "НК "Роснефть" в удовлетворении жалобы, согласившись с позицией Инспекции, изложенной в решении, о том, что представление декларации по неустановленной форме равнозначно ее непредставлению.
Посчитав, что решения N 10/1822 от 05.10.2007 г. и N 22/385 от 22.11.2007 г. не соответствуют нормам налогового законодательства, нарушают права и охраняемые законом интересы налогоплательщика, ОАО "НК "Роснефть" обратилось в арбитражный суд.
15.04.2008 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс) установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога, и представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 3 названной статьи налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 250 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Исходя из системного толкования указанных норм статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указание законодателем на обязанность по предоставлению соответствующей декларации в электронном виде налогоплательщиками, средняя численность работников которых превышает 250 человек, относится к порядку предоставления декларации, а не к ее форме.
Обязанность по предоставлению декларации по установленной форме вменена в обязанность налогоплательщикам, предоставляющим декларации на бумажных носителях, при предоставлении декларации в электронном виде необходимо соблюдать соответствующий формат.
С учетом изложенных обстоятельств, судом апелляционной инстанции отклоняется довод налоговых органов о том, что представление декларации на бумажном носителе образует объективную сторону состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, а отказ в принятии указанной декларации является правомерным.
Правомерным является и вывод суда первой инстанции об отсутствии вины в действиях Общества в связи с не обеспечением налоговым органом технической возможности представления декларации в электронном виде.
Согласно Приказа ФНС РФ от 10.04.2007 г. N ММ-3-25/219@ "О временном порядке обеспечения представления налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" и Письму ФНС РФ от 19.12.2006 г. N ЧД-6-25/1225@ налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 250 человек и имеющие обособленные подразделения на территории разных субъектов Российской Федерации, могут представлять налоговые декларации (расчеты) в соответствующие территориальные налоговые органы по месту учета обособленных подразделений через Оператора, обслуживающего головную организацию данного налогоплательщика и имеющего Договор о совместных действиях по организации и функционированию регионального сегмента системы представления налоговой декларации и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с Управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации, на территории которого состоит на учете данный налогоплательщик по месту его нахождения. Нижестоящие налоговые органы УФНС России обеспечивают прием налоговых деклараций от налогоплательщиков по месту учета обособленных подразделений через Операторов, обслуживающих головную организацию. В связи с изложенным, УФНС должны обеспечить техническую возможность приема налоговых деклараций (расчетов) от налогоплательщиков в нижестоящих налоговых органах.
Как следует из материалов дела, ОАО "НК Роснефть" в письме от 26.02.2007 г. N 23-04/511, направленном в УФНС России по ХМАО - Югре, сообщило, что оператором, обслуживающим головную организацию, является ФГУП ГНИВЦ ФНС России.
В связи с тем, что УФНС России по ХМАО - Югре не была обеспечена техническая возможность приема налоговых деклараций (расчетов) за 1 квартал 2007 г. через ФГУП ГНИВЦ ФНС России, ОАО "НК Роснефть" исполнило обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации по водному налогу за 1 квартал 2007 г. на бумажном носителе, которая направлена почтой 19.04.2007 г.
Доказательства, опровергающие данный факт и свидетельствующие о неполучении МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре декларации на бумажном носителе, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, судом первой инстанции объективно было установлено, что ОАО "НК "Роснефть" своевременно - 19.04.2007 г. представило в налоговый орган налоговую декларацию по водному налогу за 1 квартал 2007 года по установленной форме, но на бумажном носителе, а позже - 30.07.2007 г. представило декларацию в электронном виде, в которой сведения, содержавшиеся в ранее представленной налоговой декларации, не были изменены и дополнены.
В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, чем по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком по месту учета налоговой декларации в установленный срок.
Представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, так как ответственность по данной статье наступает за нарушение срока представления налоговой декларации.
Указанная позиция подтверждена Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 N 1475/08.
На основании изложенного, по убеждению апелляционного суда, суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал недействительными оспоренные решения, как противоречащие статьям 80, 100, 101, 108, пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные Обществом и налоговыми органами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре и УФНС России по ХМАО - Югре.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 15.04.2008 по делу N А75-1289/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2008 ПО ДЕЛУ N А75-1289/2008
Разделы:Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2008 г. по делу N А75-1289/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2008 года.
Восьмой арбитражный апелляционный
судей Ивановой Н.Е., Сидоренко О.А.суд в составе:
председательствующего Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тайченачевым П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-2788/2008, 08АП-2814/2008) межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу и Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 15.04.2008 по делу N А75-1289/2008 (судья Загоруйко И.Б.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "НК "Роснефть" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу, Управлению Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу о признании недействительными решений N N 22/385 от 22.11.2007, 10/1822 от 5.10.2007,
при участии в судебном заседании представителей:
- от УФНС России по ХМАО - Югре - Гагарин М.В. (удостоверение <...>, доверенность от 27.06.2008 сроком на 1 год);
- от МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре - Гагарин М.В. (удостоверение <...>, доверенность N 01/00306 от 18.01.2008 сроком на 1 год);
- от ОАО "НК "Роснефть" - Франк Н.Н. (паспорт <...>, доверенность N 304 от 15.01.2008 сроком действия до 31.12.2008);
- установил:
Решением по делу Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил требования открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - ОАО "НК "Роснефть", Общество) о признании недействительными:
- - решения N 10/1822 от 05.10.2007 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре, налоговый орган, инспекция) о привлечении к налоговой ответственности;
- - решения N 22/385 от 22.11.2007 г. Управления Федеральной налоговой службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - УФНС России по ХМАО - Югре, налоговый орган, Управление).
В обоснование принятого решения арбитражный суд указал на то, что статья 119 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает ответственности за своевременное представление налоговой декларации по не установленной (ранее установленной) форме. Следовательно, учитывая, что в первоначально представленной обществом на бумажном носителе налоговой декларации в порядке пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса РФ были отражены все необходимые сведения о налогоплательщике и исчисленной сумме водного налога, у налогового органа отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционных жалобах МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре и УФНС России по ХМАО - Югре просят решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "НК "Роснефть" требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По утверждению налоговых органов, ОАО "НК "Роснефть", представившее декларацию по водному налогу на 1 квартал 2007 года в электронному виде, предусмотренном пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, лишь 30.07.2007 года, правомерно было привлечено к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре и УФНС России по ХМАО - Югре поддержал требования, заявленные в апелляционных жалобах.
В письменном отзыве на апелляционные жалобы и выступлении в судебном заседании представитель ОАО "НК "Роснефть" просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
19.04.2007 ООО "НК "Роснефть" была направлена по почте в адрес МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре налоговую декларацию по водному налогу за 1 квартал 2007 года на бумажном носителе.
21.05.2007 Инспекцией было подготовлено и направлено в адрес заявителя уведомление N 05-37/234, в котором налоговый орган, со ссылкой на пункт 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, вступившей в силу с 01.01.2007, отказывает в принятии декларации по причине ее не соответствия установленной форме (декларация должна быть представлена в электронном виде).
Письмом от 07.06.2007 N 23-04/1944 Общество, со ссылкой на Приказ ФНС N ММ-3-25/219@ от 10.04.2007, сообщило об отсутствии технической возможности представить налоговую декларацию в электронном виде, в связи с чем заявитель обратился с просьбой о предоставлении возможности подачи декларации на бумажном носителе с приложением CD-R дисков.
Указанная возможность заявителю была предоставлена и 30.07.2007 декларация на бумажном носителе с приложением CD-R диска была принята МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре.
По результатам камеральной проверки указанной декларации по водному налогу за I квартал 2007 года МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре вынесла решение от 05.10.2007 г. N 10/1822 о привлечении ОАО "НК "Роснефть" к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа в сумме 142 131 рубль на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обратился в Управление ФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с апелляционной жалобой на решение нижестоящего налогового органа.
Решением N 22/385 от 22.11.2007 г. Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре отказало ОАО "НК "Роснефть" в удовлетворении жалобы, согласившись с позицией Инспекции, изложенной в решении, о том, что представление декларации по неустановленной форме равнозначно ее непредставлению.
Посчитав, что решения N 10/1822 от 05.10.2007 г. и N 22/385 от 22.11.2007 г. не соответствуют нормам налогового законодательства, нарушают права и охраняемые законом интересы налогоплательщика, ОАО "НК "Роснефть" обратилось в арбитражный суд.
15.04.2008 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс) установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога, и представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 3 названной статьи налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 250 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Исходя из системного толкования указанных норм статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указание законодателем на обязанность по предоставлению соответствующей декларации в электронном виде налогоплательщиками, средняя численность работников которых превышает 250 человек, относится к порядку предоставления декларации, а не к ее форме.
Обязанность по предоставлению декларации по установленной форме вменена в обязанность налогоплательщикам, предоставляющим декларации на бумажных носителях, при предоставлении декларации в электронном виде необходимо соблюдать соответствующий формат.
С учетом изложенных обстоятельств, судом апелляционной инстанции отклоняется довод налоговых органов о том, что представление декларации на бумажном носителе образует объективную сторону состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, а отказ в принятии указанной декларации является правомерным.
Правомерным является и вывод суда первой инстанции об отсутствии вины в действиях Общества в связи с не обеспечением налоговым органом технической возможности представления декларации в электронном виде.
Согласно Приказа ФНС РФ от 10.04.2007 г. N ММ-3-25/219@ "О временном порядке обеспечения представления налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" и Письму ФНС РФ от 19.12.2006 г. N ЧД-6-25/1225@ налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 250 человек и имеющие обособленные подразделения на территории разных субъектов Российской Федерации, могут представлять налоговые декларации (расчеты) в соответствующие территориальные налоговые органы по месту учета обособленных подразделений через Оператора, обслуживающего головную организацию данного налогоплательщика и имеющего Договор о совместных действиях по организации и функционированию регионального сегмента системы представления налоговой декларации и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с Управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации, на территории которого состоит на учете данный налогоплательщик по месту его нахождения. Нижестоящие налоговые органы УФНС России обеспечивают прием налоговых деклараций от налогоплательщиков по месту учета обособленных подразделений через Операторов, обслуживающих головную организацию. В связи с изложенным, УФНС должны обеспечить техническую возможность приема налоговых деклараций (расчетов) от налогоплательщиков в нижестоящих налоговых органах.
Как следует из материалов дела, ОАО "НК Роснефть" в письме от 26.02.2007 г. N 23-04/511, направленном в УФНС России по ХМАО - Югре, сообщило, что оператором, обслуживающим головную организацию, является ФГУП ГНИВЦ ФНС России.
В связи с тем, что УФНС России по ХМАО - Югре не была обеспечена техническая возможность приема налоговых деклараций (расчетов) за 1 квартал 2007 г. через ФГУП ГНИВЦ ФНС России, ОАО "НК Роснефть" исполнило обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации по водному налогу за 1 квартал 2007 г. на бумажном носителе, которая направлена почтой 19.04.2007 г.
Доказательства, опровергающие данный факт и свидетельствующие о неполучении МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре декларации на бумажном носителе, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, судом первой инстанции объективно было установлено, что ОАО "НК "Роснефть" своевременно - 19.04.2007 г. представило в налоговый орган налоговую декларацию по водному налогу за 1 квартал 2007 года по установленной форме, но на бумажном носителе, а позже - 30.07.2007 г. представило декларацию в электронном виде, в которой сведения, содержавшиеся в ранее представленной налоговой декларации, не были изменены и дополнены.
В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, чем по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком по месту учета налоговой декларации в установленный срок.
Представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, так как ответственность по данной статье наступает за нарушение срока представления налоговой декларации.
Указанная позиция подтверждена Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 N 1475/08.
На основании изложенного, по убеждению апелляционного суда, суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал недействительными оспоренные решения, как противоречащие статьям 80, 100, 101, 108, пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные Обществом и налоговыми органами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре и УФНС России по ХМАО - Югре.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 15.04.2008 по делу N А75-1289/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)