Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дубенский карьер" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу N А68-10447/09,
установил:
открытое акционерное общество "Дубенский карьер" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Тульской области от 25.06.2009 N 12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 888 285 руб., пени по НДС в сумме 345 893 руб., штраф за неполную уплату НДС в сумме 177 657 руб., предложения уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых 2 978 574 руб., пени по НДПИ в соответствующей сумме, штраф за неполную уплату НДПИ в сумме 595 714 руб. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.12.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 решение суда в обжалуемой части, а именно: в части удовлетворения требований ОАО "Дубенский карьер" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Тульской области от 25.06.2009 N 12 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 2 978 574 руб., пени по налогу на добычу полезных ископаемых в соответствующей сумме, привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 595 714 руб., отменено. В удовлетворении требований ОАО "Дубенский карьер" в указанной части отказано.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество "Дубенский карьер" просит постановление суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 8 по Тульской области проведена выездная налоговая проверка ОАО "Дубенский карьер" по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты (перечисления) налогов, в том числе налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, по результатам которой составлен акт от 04.05.2009 N 11 и принято решение от 25.06.2009 N 12 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу также доначислены налоги и пени.
Основанием для доначисления обществу налога на добычу полезных ископаемых послужили выводы налогового органа о совершении обществом при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых следующих нарушений:
- в состав прямых расходов по добыче полезных ископаемых общество не включило расходы технологического транспорта карьера (в т.ч. материальные затраты, определяемые в соответствии с п.п. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ); расходы на оплату труда персонала (водителей технологического транспорта), участвующего в процессе производства; ЕСН, взносы на ОПС, начисленные на соответствующие расходы по оплате труда, амортизационные отчисления по соответствующим основным средствам;
- в остатки незавершенного производства необоснованно включило сумму прямых расходов, относящихся к добытым в соответствующем налоговом периоде полезным ископаемым, исключив их таким образом из состава налогооблагаемой базы по НДПИ текущего налогового периода;
- в состав косвенных расходов, относящихся к добытым полезным ископаемым, не включило затраты по технологическому транспорту (топливо, запчасти, спецодежда и др.);
- в состав косвенных расходов, связанных с добычей полезных ископаемых не включило расходы на оплату труда персонала управления организацией, суммы ЕСН на соответствующую оплату труда, амортизационные отчисления по основным средствам, используемым для управления организацией; расходы на ремонт основных средств, не участвующих в производстве, и другие расходы по счетам: 26 "Общехозяйственные расходы", 23 "Вспомогательное производство", 44 "Расходы на продажу".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области от 04.09.2009 N 236-А жалоба общества на решение инспекции оставлена без удовлетворения.
Частично не согласившись с решением налогового органа от 25.06.2009 N 12, общество обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительным решения инспекции в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых, суд первой инстанции посчитал выводы налогового органа, положенные в основу решения, неправомерными.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации
Согласно п. 1 ст. 337 НК РФ в целях налогообложения полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Положениями ст. 338 НК РФ установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса.
В силу п. 7 ст. 339 НК РФ при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящей статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Дубенский карьер" в проверяемых периодах осуществляло разработку участка N 2 "Южный" Дубнинского месторождения строительных известняков в соответствии с утвержденными планами развития горных работ ОАО "Дубенский карьер" на 2005 - 2007 годы, которыми предусмотрены следующие технологические операции:
- - вскрышные работы и отвалообразование;
- - подготовка горной массы к экскавации. Буровзрывные работы;
- - добычные работы.
Таким образом, план развития горных работ на спорные периоды содержит подробное описание добычных работ, которое по своей сути не противоречит рабочему проекту, на который ссылается налогоплательщик.
Последней операцией в процессе добычи полезного ископаемого в любом случае является погрузка полезного ископаемого на автосамосвалы. Все операции, осуществляемые с полезным ископаемым после погрузки на автосамосвалы (в том числе транспортировка на дробильно-сортировочную фабрику уже для переработки), не имеют отношения к добыче полезного ископаемого.
Между тем как из рабочего проекта, на который ссылается налогоплательщик, так и из плана развития горных работ, из которого исходит налоговый орган, усматривается, что в карьерных работах, в частности, в вскрышных работах, задействован технологический транспорт.
В пункте 4 статьи 340 НК РФ предусмотрено, что в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки, исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде:
- материальные расходы, определяемые в соответствии со статьей 254 настоящего Кодекса, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы, а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг));
- расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых;
- суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном статьями 256 - 259.2 настоящего Кодекса, за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых;
- расходы на ремонт основных средств, определяемые в порядке, установленном статьей 260 настоящего Кодекса, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со статьей 261 настоящего Кодекса;
- расходы, предусмотренные подпунктами 8 и 9 статьи 265 настоящего Кодекса, за исключением указанных в этих подпунктах расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- прочие расходы, определяемые в соответствии со статьями 263, 264 и 269 настоящего Кодекса, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого не учитываются расходы, предусмотренные статьями 266, 267 и 270 настоящего Кодекса.
Все вышеперечисленные расходы, помимо того, что включаются в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого в соответствии с нормами главы 25 НК РФ, участвуют в формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Это, в свою очередь, дает основание для вывода о том, что расходы, включенные в качестве прямых в состав расходов по налогу на прибыль организаций и относящиеся согласно данным налогового учета организации к добыче полезных ископаемых, подлежат включению в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого.
Как следует из материалов дела, в 2005 - 2007 годах общество осуществляло добычу и переработку полезных ископаемых. Добытый известняк использовался им для производства щебня и минерального порошка.
Учетной политикой ОАО "Дубенский карьер" для целей налогообложения в 2005 - 2007 годах установлено, что к прямым расходам относятся расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); расходы на оплату труда и ЕСН; амортизационные отчисления.
Расходы, в том числе прямые, по добыче полезных ископаемых формировались обществом ежемесячно в соответствующих регистрах, согласно которым велся учет затрат отдельно по карьеру, в том числе по карьеру в части технологического транспорта.
Следовательно, сумма прямых расходов, отраженных в бухгалтерских регистрах субсчета "Карьер" 20.2.1 и указанных в декларации по налогу на прибыль, в соответствии с п. 4 ст. 340 НК РФ подлежит отражению в налоговой декларации по НДПИ по строке 010 (прямые расходы по добыче полезных ископаемых, произведенные в налоговом периоде).
Данное обстоятельство с учетом порядка, предусмотренного п. 4 ст. 340 НК РФ, дает основание для вывода о том, что обществом необоснованно исключены из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого затраты по работе технологического транспорта занятого в карьере.
То же относится и к косвенным расходам, относящимся к добыче полезных ископаемых, в части затрат по работе названного технологического транспорта. Такой вывод следует из анализа статьи 340 НК РФ, поскольку она не содержит ограничений на определение в порядке, предусмотренном для налога на прибыль организаций только прямых расходов, а распространяет свое действие на все расходы, в том числе косвенные расходы, относящиеся к добыче полезных ископаемых.
Как указано выше, пункт 4 статьи 340 НК РФ определяет состав расходов, которые включаются в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого.
Абзацем 13 пункта 4 статьи 340 НК РФ установлено, что при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются косвенные расходы, определяемые в соответствии с гл. 25 НК РФ. При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.
Как следует из указанной нормы, при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого должны быть учтены все косвенные расходы, понесенные в целом предприятием в налоговом периоде, и которые не могут быть отнесены к какому-то конкретному виду деятельности. Эти расходы подлежат включению в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого, исходя из удельного веса прямых расходов по добыче в сумме всех прямых расходов, осуществленных налогоплательщиком в налоговом периоде.
С учетом изложенного расходы общества, отраженные на счетах 23, 26 и 44, подлежат пропорциональному распределению между затратами на добычу строительного известняка и затратами на иные виды деятельности.
Налоговый орган в ходе проведения выездной налоговой проверки произвел расчеты на основании данных бухгалтерского и налогового учета в соответствии с положениями ст. 54 НК РФ, согласно которой налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности доначисления налоговым органом налога на добычу полезных ископаемых в оспариваемых суммах и отказал обществу в удовлетворении требований.
Доводам, изложенным в кассационной жалобе, судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Уплаченная ОАО "Дубенский карьер" по извещению от 04.08.2011 государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в размере 2000 руб., то есть в большем размере, чем установлено пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, в силу ст. 104 АПК РФ, ч. 1 ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату в размере 1000 руб.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу N А68-10447/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дубенский карьер" - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Дубенский карьер" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу кассационной жалобы по извещению от 04.08.2011 в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 11.10.2011 ПО ДЕЛУ N А68-10447/09
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2011 г. по делу N А68-10447/09
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дубенский карьер" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу N А68-10447/09,
установил:
открытое акционерное общество "Дубенский карьер" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Тульской области от 25.06.2009 N 12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 888 285 руб., пени по НДС в сумме 345 893 руб., штраф за неполную уплату НДС в сумме 177 657 руб., предложения уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых 2 978 574 руб., пени по НДПИ в соответствующей сумме, штраф за неполную уплату НДПИ в сумме 595 714 руб. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.12.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 решение суда в обжалуемой части, а именно: в части удовлетворения требований ОАО "Дубенский карьер" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Тульской области от 25.06.2009 N 12 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 2 978 574 руб., пени по налогу на добычу полезных ископаемых в соответствующей сумме, привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 595 714 руб., отменено. В удовлетворении требований ОАО "Дубенский карьер" в указанной части отказано.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество "Дубенский карьер" просит постановление суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 8 по Тульской области проведена выездная налоговая проверка ОАО "Дубенский карьер" по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты (перечисления) налогов, в том числе налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, по результатам которой составлен акт от 04.05.2009 N 11 и принято решение от 25.06.2009 N 12 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу также доначислены налоги и пени.
Основанием для доначисления обществу налога на добычу полезных ископаемых послужили выводы налогового органа о совершении обществом при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых следующих нарушений:
- в состав прямых расходов по добыче полезных ископаемых общество не включило расходы технологического транспорта карьера (в т.ч. материальные затраты, определяемые в соответствии с п.п. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ); расходы на оплату труда персонала (водителей технологического транспорта), участвующего в процессе производства; ЕСН, взносы на ОПС, начисленные на соответствующие расходы по оплате труда, амортизационные отчисления по соответствующим основным средствам;
- в остатки незавершенного производства необоснованно включило сумму прямых расходов, относящихся к добытым в соответствующем налоговом периоде полезным ископаемым, исключив их таким образом из состава налогооблагаемой базы по НДПИ текущего налогового периода;
- в состав косвенных расходов, относящихся к добытым полезным ископаемым, не включило затраты по технологическому транспорту (топливо, запчасти, спецодежда и др.);
- в состав косвенных расходов, связанных с добычей полезных ископаемых не включило расходы на оплату труда персонала управления организацией, суммы ЕСН на соответствующую оплату труда, амортизационные отчисления по основным средствам, используемым для управления организацией; расходы на ремонт основных средств, не участвующих в производстве, и другие расходы по счетам: 26 "Общехозяйственные расходы", 23 "Вспомогательное производство", 44 "Расходы на продажу".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области от 04.09.2009 N 236-А жалоба общества на решение инспекции оставлена без удовлетворения.
Частично не согласившись с решением налогового органа от 25.06.2009 N 12, общество обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительным решения инспекции в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых, суд первой инстанции посчитал выводы налогового органа, положенные в основу решения, неправомерными.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации
Согласно п. 1 ст. 337 НК РФ в целях налогообложения полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Положениями ст. 338 НК РФ установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса.
В силу п. 7 ст. 339 НК РФ при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящей статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Дубенский карьер" в проверяемых периодах осуществляло разработку участка N 2 "Южный" Дубнинского месторождения строительных известняков в соответствии с утвержденными планами развития горных работ ОАО "Дубенский карьер" на 2005 - 2007 годы, которыми предусмотрены следующие технологические операции:
- - вскрышные работы и отвалообразование;
- - подготовка горной массы к экскавации. Буровзрывные работы;
- - добычные работы.
Таким образом, план развития горных работ на спорные периоды содержит подробное описание добычных работ, которое по своей сути не противоречит рабочему проекту, на который ссылается налогоплательщик.
Последней операцией в процессе добычи полезного ископаемого в любом случае является погрузка полезного ископаемого на автосамосвалы. Все операции, осуществляемые с полезным ископаемым после погрузки на автосамосвалы (в том числе транспортировка на дробильно-сортировочную фабрику уже для переработки), не имеют отношения к добыче полезного ископаемого.
Между тем как из рабочего проекта, на который ссылается налогоплательщик, так и из плана развития горных работ, из которого исходит налоговый орган, усматривается, что в карьерных работах, в частности, в вскрышных работах, задействован технологический транспорт.
В пункте 4 статьи 340 НК РФ предусмотрено, что в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки, исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде:
- материальные расходы, определяемые в соответствии со статьей 254 настоящего Кодекса, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы, а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг));
- расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых;
- суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном статьями 256 - 259.2 настоящего Кодекса, за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых;
- расходы на ремонт основных средств, определяемые в порядке, установленном статьей 260 настоящего Кодекса, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со статьей 261 настоящего Кодекса;
- расходы, предусмотренные подпунктами 8 и 9 статьи 265 настоящего Кодекса, за исключением указанных в этих подпунктах расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- прочие расходы, определяемые в соответствии со статьями 263, 264 и 269 настоящего Кодекса, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого не учитываются расходы, предусмотренные статьями 266, 267 и 270 настоящего Кодекса.
Все вышеперечисленные расходы, помимо того, что включаются в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого в соответствии с нормами главы 25 НК РФ, участвуют в формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Это, в свою очередь, дает основание для вывода о том, что расходы, включенные в качестве прямых в состав расходов по налогу на прибыль организаций и относящиеся согласно данным налогового учета организации к добыче полезных ископаемых, подлежат включению в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого.
Как следует из материалов дела, в 2005 - 2007 годах общество осуществляло добычу и переработку полезных ископаемых. Добытый известняк использовался им для производства щебня и минерального порошка.
Учетной политикой ОАО "Дубенский карьер" для целей налогообложения в 2005 - 2007 годах установлено, что к прямым расходам относятся расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); расходы на оплату труда и ЕСН; амортизационные отчисления.
Расходы, в том числе прямые, по добыче полезных ископаемых формировались обществом ежемесячно в соответствующих регистрах, согласно которым велся учет затрат отдельно по карьеру, в том числе по карьеру в части технологического транспорта.
Следовательно, сумма прямых расходов, отраженных в бухгалтерских регистрах субсчета "Карьер" 20.2.1 и указанных в декларации по налогу на прибыль, в соответствии с п. 4 ст. 340 НК РФ подлежит отражению в налоговой декларации по НДПИ по строке 010 (прямые расходы по добыче полезных ископаемых, произведенные в налоговом периоде).
Данное обстоятельство с учетом порядка, предусмотренного п. 4 ст. 340 НК РФ, дает основание для вывода о том, что обществом необоснованно исключены из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого затраты по работе технологического транспорта занятого в карьере.
То же относится и к косвенным расходам, относящимся к добыче полезных ископаемых, в части затрат по работе названного технологического транспорта. Такой вывод следует из анализа статьи 340 НК РФ, поскольку она не содержит ограничений на определение в порядке, предусмотренном для налога на прибыль организаций только прямых расходов, а распространяет свое действие на все расходы, в том числе косвенные расходы, относящиеся к добыче полезных ископаемых.
Как указано выше, пункт 4 статьи 340 НК РФ определяет состав расходов, которые включаются в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого.
Абзацем 13 пункта 4 статьи 340 НК РФ установлено, что при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются косвенные расходы, определяемые в соответствии с гл. 25 НК РФ. При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.
Как следует из указанной нормы, при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого должны быть учтены все косвенные расходы, понесенные в целом предприятием в налоговом периоде, и которые не могут быть отнесены к какому-то конкретному виду деятельности. Эти расходы подлежат включению в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого, исходя из удельного веса прямых расходов по добыче в сумме всех прямых расходов, осуществленных налогоплательщиком в налоговом периоде.
С учетом изложенного расходы общества, отраженные на счетах 23, 26 и 44, подлежат пропорциональному распределению между затратами на добычу строительного известняка и затратами на иные виды деятельности.
Налоговый орган в ходе проведения выездной налоговой проверки произвел расчеты на основании данных бухгалтерского и налогового учета в соответствии с положениями ст. 54 НК РФ, согласно которой налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности доначисления налоговым органом налога на добычу полезных ископаемых в оспариваемых суммах и отказал обществу в удовлетворении требований.
Доводам, изложенным в кассационной жалобе, судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Уплаченная ОАО "Дубенский карьер" по извещению от 04.08.2011 государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в размере 2000 руб., то есть в большем размере, чем установлено пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, в силу ст. 104 АПК РФ, ч. 1 ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату в размере 1000 руб.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу N А68-10447/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дубенский карьер" - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Дубенский карьер" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу кассационной жалобы по извещению от 04.08.2011 в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)