Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.12.2004, 25.11.2004 ПО ДЕЛУ N 09АП-1492/04-АК

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


2 декабря 2004 г. - изготовлено Дело N 09АП-1492/04-АК

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи К.Н.Н., судей - М., К.С.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания П.С.С., при участии: от истца - К.Л.А., Г., от ответчика - П.М.И., от третьих лиц - Л., И., рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы МИ МНС РФ по КН N 1, УМНС РФ по Оренбургской области, администрации Оренбургской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01 июля 2004 г. по делу N А40-11418/04-118-144, принятое судьей К.Е.В. по иску ОАО "Оренбургнефть" к МИ МНС РФ по КН N 1, третьи лица - УМНС РФ по Оренбургской области, администрация Оренбургской области, о признании незаконным действия и обязании произвести зачет,
УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Оренбургнефть" с заявлением о признании незаконным и нарушающим права налогоплательщика действия должностных лиц Межрегиональной Инспекции МНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1, выразившегося в отказе в проведении зачета излишне уплаченных сумм налога на пользователей автомобильных дорог в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (КБК 1050301) по соответствующим территориям, и обязании Межрегиональной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 зачесть сумму излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет субъекта Федерации в размере 234267690 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых по соответствующим территориям:
МИ МНС N 1 по Оренбургской области:
- - Абдулинский район в сумме 153296 руб.;
- - Матвеевский район в сумме 1156158 руб.
МИ МНС N 2 по Оренбургской области:
- - Бузулукский район в сумме 14021246 руб.;
- - Грачевский район в сумме 20591306 руб.
МИ МНС N 5 по Оренбургской области:
- Сорочинский район в сумме 39237191 руб.
МИ МНС N 6 по Оренбургской области:
- - Тоцкий район в сумме 3672899 руб.;
- - Красногвардейский район в сумме 26244478 руб.
МИ МНС N 12 по Оренбургской области:
- - Шарлыкский район в сумме 7805954 руб.;
- - Пономаревский район в сумме 15130803 руб.
МИ МНС N 14 по Оренбургской области:
- - Бугурусланский район в сумме 6486504 руб.;
- - Северный район в сумме 1113729 руб.;
- - Асекеевский район в сумме 11473946 руб.
МИ МНС N 16 по Оренбургской области:
- - Первомайский район в сумме 38100314 руб.;
- - Курманаевский район в сумме 37021292 руб.
МИ МНС N 17 по Оренбургской области:
- - Новосергиевский район в сумме 9102537 руб.;
- - Переволоцкий район в сумме 2787473 руб.
МИ МНС по Оренбургской области N 18:
- Сакмарский район в сумме 168564 руб.
Определением суда от 05.05.2004 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика администрация Оренбургской области и УМНС РФ по Оренбургской области (т. 3, л. д. 59).
Решением суда от 01.07.2004 требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что средства подлежали зачислению в территориальный и федеральный дорожные фонды по ставке 1,25%, в связи с чем действия истца при подаче уточненных налоговых деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог следует признать правомерными. Суд также исходил из того, что на момент подачи заявления о зачете территориальный фонд уже не существовал, излишне уплаченная сумма налога на пользователей автомобильных дорог может быть направлена только в бюджет Оренбургской области.
С решением суда не согласились заинтересованное лицо - Межрегиональная инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1, третьи лица - УМНС РФ по Оренбургской области и администрация Оренбургской области - и обратились с апелляционными жалобами.
МИ МНС РФ по КН N 1 просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих требований МИ МНС ссылается на то, что судом неправильно применены положения ст. 78 НК РФ и вывод суда о том, что к заявлению о зачете излишне уплаченных сумм налога трехгодичный срок неприменим, противоречит толкованию положений ст. 78 НК РФ, данному Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 29.06.2004 N 2046/04. Также в письменных пояснениях МИ МНС ссылается на то, что сумма налога в размере 126543035,44 руб. в нарушение положений п. п. 2, 3 ст. 45 НК РФ и п. 3 ст. 58 НК РФ была принята как уплаченная заявителем материальными взаимозачетами в период с 25.04.2000 по 30.12.2000, то есть без денежной оплаты и без фактического поступления суммы в бюджет.
УМНС РФ по Оренбургской области просит отменить решение суда и в удовлетворении требований отказать. В обоснование своих требований УМНС ссылается на то, что заявителем пропущен установленный трехгодичный срок для обращения с заявлением о зачете переплаты налога. УМНС также ссылается на то, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не может являться уважительной причиной для восстановления срока подачи заявления в арбитражный суд, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Администрация Оренбургской области просит отменить решение суда, поскольку считает, что требования заявителя о зачете излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых, зачисляемого в областной бюджет, противоречат ст. 78 НК РФ.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Заявитель считает, что довод налогового органа о пропуске налогоплательщиком срока для представления уточненных налоговых деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог несостоятелен. Заявитель указывает на то, что доводы об отсутствии уплаты налога на пользователей автомобильных дорог денежными средствами опровергаются материалами дела. При этом заявитель в возражениях на дополнительные пояснения к апелляционной жалобе МИ МНС ссылается на то, что решением Законодательного собрания Оренбургской области от 23.12.1996 было разрешено в исключительных случаях предприятиям и организациям, находящимся в критическом финансовом состоянии, по договору с ГП "Оренбургавтодор" и согласованию с государственной налоговой инспекций производить материальные взаимозачеты (строительные материалы, техника, оборудование, аренда механизмов, объем работ и т.п.) и взаимозачеты ценными бумагами.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Решение суда подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК).
Как следует из материалов дела, ОАО "Оренбургнефть" подано в МИ МНС РФ N 1 по КН заявление от 27.03.2003 N 02-06/171 о зачете суммы излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет субъекта Федерации в размере 234267690 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (КБК 1050301) по соответствующим территориям (т. 1, л. д. 8 - 10). При этом заявителем поданы уточненные налоговые декларации за 1998 г., за 1999 г. и за 2000 г.
МИ МНС в письме от 05.06.2003 N 47-04-05/5179 заявителю сообщено, что налог должен уплачиваться исходя из ставки налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд Оренбургской области, в размере 2 процентов и применение ОАО "Оренбургнефть" в период с 01.04.1998 по 31.12.2000 ставки налога, предусмотренной Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 27.06.1998 N 93-ФЗ), в размере 2 процентов не привело к излишней уплате налога в территориальный дорожный фонд Оренбургской области.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" ставка федерального налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, устанавливалась в размере 1,25% от выручки, полученной от реализации продукции (товаров, работ, услуг). При этом налог подлежал зачислению в федеральный и территориальный дорожные фонды по ставкам 1,25% от суммы выручки. Федеральным законом законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлялось право повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки налога.
В постановлении Законодательного собрания Оренбургской области от 15.02.1995 N 4-ПЗС "Об утверждении ставок налога на пользователей автодорог и с владельцев автотранспортных средств" не оговаривалось, на какой срок вводится ставка налога на пользователей автомобильных дорог в размере 1,25%, следовательно, именно такая ставка и должна была применяться до введения в установленном порядке иной ставки. В Определении Конституционного Суда РФ от 06.11.2003 N 422-О указано, что данный вывод Конституционного Суда РФ в полной мере распространяется на соответствующие положения постановления Законодательного собрания Оренбургской области "Об утверждении ставок налога на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств".
Из материалов дела следует, что заявителем с 01 апреля 1998 г. по 31 декабря 2000 г. начислялся и уплачивался налог в территориальный дорожный фонд Оренбургской области по ставке 2%.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что средства подлежали зачислению в территориальный и федеральный дорожные фонды по ставке 1,25%.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
В п. 4 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, из содержания положений ст. 78 НК РФ следует, что зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам подлежит сумма фактически уплаченного налога.
В суде апелляционной инстанции сторонам предложено составить акт сверки по уплате заявителем налога на пользователей автомобильных дорог.
Из представленного акта сверки по уплате ОАО "Оренбургнефть" в 2000 - 2001 г. г. налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд Оренбургской области в пределах трехлетнего срока, подписанного ОАО "Оренбургнефть" и МИ МНС РФ по КН N 1, следует, что сумма, уплаченная заявителем денежными средствами, составляет 224576100 руб., а сумма в размере 126543035,44 руб. уплачена заявителем материальными взаимозачетами, то есть без денежной оплаты.
Разница - 0,75% - между примененной заявителем ставкой налога 2% и ставкой налога 1,25% от суммы налога в размере 224576100 руб. за период с 17.04.2000 по 15.01.2001 составляет 84216038 руб.
Поэтому налоговая база, с которой сумма налога на пользователей автомобильных дорог уплачена в размере 224576100 руб. по ставке 2%, составляет 11228805000 руб. Следовательно, сумма налога, подлежащая уплате заявителем по ставке 1,25%, составляет 140360063 руб.
Таким образом, 0,75% - разница между ставкой 2% и ставкой 1,25% - составляет разницу между суммой налога 224576100 руб., уплаченного по ставке 2%, и суммой налога 140360063 руб. по ставке 1,25% и соответственно составляет 84216037 руб.
В связи с изложенным решение суда подлежит отмене в части обязания Межрегиональной инспекции МНС РФ по КН N 1 зачесть сумму излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет субъекта Федерации в размере 150051653 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (КБК 1050301) по соответствующим территориям.
При этом судом первой инстанции обоснованно восстановлен пропущенный заявителем срок на обжалование действий должностных лиц налогового органа с учетом доводов ОАО "Оренбургнефть", приведенных в ходатайстве о восстановлении срока подачи заявления об оспаривании незаконных действий налогового органа, подтвержденных документально (т. 1, л. д. 20 - 22, 62 - 64).
В соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии со ст. ст. 105, 110 АПК РФ, ст. 5 ФЗ "О государственной пошлине" налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 01 июля 2004 г. по делу N А40-11418/04-118-144 изменить.
Отменить решение суда в части обязания Межрегиональной инспекции МНС РФ по КН N 1 зачесть сумму излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет субъекта Федерации в размере 150051653 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (КБК 1050301) по соответствующим территориям.
В удовлетворении требования ОАО "Оренбургнефть" в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.







ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу

2 декабря 2004 г. - изготовлено Дело N 09АП-1492/04-АК

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи К.Н.Н., судей - М., К.С.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания П.С.С., при участии: от истца - К.Л.А., Г., от ответчика - П.М.И., от третьих лиц - Л., И., рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы МИ МНС РФ по КН N 1, УМНС РФ по Оренбургской области, администрации Оренбургской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01 июля 2004 г. по делу N А40-11418/04-118-144, принятое судьей К.Е.В. по иску ОАО "Оренбургнефть" к МИ МНС РФ по КН N 1, третьи лица - УМНС РФ по Оренбургской области, администрация Оренбургской области, о признании незаконным действия и обязании произвести зачет,
УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Оренбургнефть" с заявлением о признании незаконным и нарушающим права налогоплательщика действия должностных лиц Межрегиональной Инспекции МНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1, выразившегося в отказе в проведении зачета излишне уплаченных сумм налога на пользователей автомобильных дорог в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (КБК 1050301) по соответствующим территориям, и обязании Межрегиональной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 зачесть сумму излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет субъекта Федерации в размере 234267690 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых по соответствующим территориям:
МИ МНС N 1 по Оренбургской области:
- - Абдулинский район в сумме 153296 руб.;
- - Матвеевский район в сумме 1156158 руб.
МИ МНС N 2 по Оренбургской области:
- - Бузулукский район в сумме 14021246 руб.;
- - Грачевский район в сумме 20591306 руб.
МИ МНС N 5 по Оренбургской области:
- Сорочинский район в сумме 39237191 руб.
МИ МНС N 6 по Оренбургской области:
- - Тоцкий район в сумме 3672899 руб.;
- - Красногвардейский район в сумме 26244478 руб.
МИ МНС N 12 по Оренбургской области:
- - Шарлыкский район в сумме 7805954 руб.;
- - Пономаревский район в сумме 15130803 руб.
МИ МНС N 14 по Оренбургской области:
- - Бугурусланский район в сумме 6486504 руб.;
- - Северный район в сумме 1113729 руб.;
- - Асекеевский район в сумме 11473946 руб.
МИ МНС N 16 по Оренбургской области:
- - Первомайский район в сумме 38100314 руб.;
- - Курманаевский район в сумме 37021292 руб.
МИ МНС N 17 по Оренбургской области:
- - Новосергиевский район в сумме 9102537 руб.;
- - Переволоцкий район в сумме 2787473 руб.
МИ МНС по Оренбургской области N 18:
- Сакмарский район в сумме 168564 руб.
Определением суда от 05.05.2004 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика администрация Оренбургской области и УМНС РФ по Оренбургской области (т. 3, л. д. 59).
Решением суда от 01.07.2004 требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что средства подлежали зачислению в территориальный и федеральный дорожные фонды по ставке 1,25%, в связи с чем действия истца при подаче уточненных налоговых деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог следует признать правомерными. Суд также исходил из того, что на момент подачи заявления о зачете территориальный фонд уже не существовал, излишне уплаченная сумма налога на пользователей автомобильных дорог может быть направлена только в бюджет Оренбургской области.
С решением суда не согласились заинтересованное лицо - Межрегиональная инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1, третьи лица - УМНС РФ по Оренбургской области и администрация Оренбургской области - и обратились с апелляционными жалобами.
МИ МНС РФ по КН N 1 просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих требований МИ МНС ссылается на то, что судом неправильно применены положения ст. 78 НК РФ и вывод суда о том, что к заявлению о зачете излишне уплаченных сумм налога трехгодичный срок неприменим, противоречит толкованию положений ст. 78 НК РФ, данному Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 29.06.2004 N 2046/04. Также в письменных пояснениях МИ МНС ссылается на то, что сумма налога в размере 126543035,44 руб. в нарушение положений п. п. 2, 3 ст. 45 НК РФ и п. 3 ст. 58 НК РФ была принята как уплаченная заявителем материальными взаимозачетами в период с 25.04.2000 по 30.12.2000, то есть без денежной оплаты и без фактического поступления суммы в бюджет.
УМНС РФ по Оренбургской области просит отменить решение суда и в удовлетворении требований отказать. В обоснование своих требований УМНС ссылается на то, что заявителем пропущен установленный трехгодичный срок для обращения с заявлением о зачете переплаты налога. УМНС также ссылается на то, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не может являться уважительной причиной для восстановления срока подачи заявления в арбитражный суд, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Администрация Оренбургской области просит отменить решение суда, поскольку считает, что требования заявителя о зачете излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых, зачисляемого в областной бюджет, противоречат ст. 78 НК РФ.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Заявитель считает, что довод налогового органа о пропуске налогоплательщиком срока для представления уточненных налоговых деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог несостоятелен. Заявитель указывает на то, что доводы об отсутствии уплаты налога на пользователей автомобильных дорог денежными средствами опровергаются материалами дела. При этом заявитель в возражениях на дополнительные пояснения к апелляционной жалобе МИ МНС ссылается на то, что решением Законодательного собрания Оренбургской области от 23.12.1996 было разрешено в исключительных случаях предприятиям и организациям, находящимся в критическом финансовом состоянии, по договору с ГП "Оренбургавтодор" и согласованию с государственной налоговой инспекций производить материальные взаимозачеты (строительные материалы, техника, оборудование, аренда механизмов, объем работ и т.п.) и взаимозачеты ценными бумагами.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Решение суда подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК).
Как следует из материалов дела, ОАО "Оренбургнефть" подано в МИ МНС РФ N 1 по КН заявление от 27.03.2003 N 02-06/171 о зачете суммы излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет субъекта Федерации в размере 234267690 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (КБК 1050301) по соответствующим территориям (т. 1, л. д. 8 - 10). При этом заявителем поданы уточненные налоговые декларации за 1998 г., за 1999 г. и за 2000 г.
МИ МНС в письме от 05.06.2003 N 47-04-05/5179 заявителю сообщено, что налог должен уплачиваться исходя из ставки налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд Оренбургской области, в размере 2 процентов и применение ОАО "Оренбургнефть" в период с 01.04.1998 по 31.12.2000 ставки налога, предусмотренной Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 27.06.1998 N 93-ФЗ), в размере 2 процентов не привело к излишней уплате налога в территориальный дорожный фонд Оренбургской области.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" ставка федерального налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, устанавливалась в размере 1,25% от выручки, полученной от реализации продукции (товаров, работ, услуг). При этом налог подлежал зачислению в федеральный и территориальный дорожные фонды по ставкам 1,25% от суммы выручки. Федеральным законом законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлялось право повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки налога.
В постановлении Законодательного собрания Оренбургской области от 15.02.1995 N 4-ПЗС "Об утверждении ставок налога на пользователей автодорог и с владельцев автотранспортных средств" не оговаривалось, на какой срок вводится ставка налога на пользователей автомобильных дорог в размере 1,25%, следовательно, именно такая ставка и должна была применяться до введения в установленном порядке иной ставки. В Определении Конституционного Суда РФ от 06.11.2003 N 422-О указано, что данный вывод Конституционного Суда РФ в полной мере распространяется на соответствующие положения постановления Законодательного собрания Оренбургской области "Об утверждении ставок налога на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств".
Из материалов дела следует, что заявителем с 01 апреля 1998 г. по 31 декабря 2000 г. начислялся и уплачивался налог в территориальный дорожный фонд Оренбургской области по ставке 2%.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что средства подлежали зачислению в территориальный и федеральный дорожные фонды по ставке 1,25%.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
В п. 4 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, из содержания положений ст. 78 НК РФ следует, что зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам подлежит сумма фактически уплаченного налога.
В суде апелляционной инстанции сторонам предложено составить акт сверки по уплате заявителем налога на пользователей автомобильных дорог.
Из представленного акта сверки по уплате ОАО "Оренбургнефть" в 2000 - 2001 г. г. налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд Оренбургской области в пределах трехлетнего срока, подписанного ОАО "Оренбургнефть" и МИ МНС РФ по КН N 1, следует, что сумма, уплаченная заявителем денежными средствами, составляет 224576100 руб., а сумма в размере 126543035,44 руб. уплачена заявителем материальными взаимозачетами, то есть без денежной оплаты.
Разница - 0,75% - между примененной заявителем ставкой налога 2% и ставкой налога 1,25% от суммы налога в размере 224576100 руб. за период с 17.04.2000 по 15.01.2001 составляет 84216038 руб.
Поэтому налоговая база, с которой сумма налога на пользователей автомобильных дорог уплачена в размере 224576100 руб. по ставке 2%, составляет 11228805000 руб. Следовательно, сумма налога, подлежащая уплате заявителем по ставке 1,25%, составляет 140360063 руб.
Таким образом, 0,75% - разница между ставкой 2% и ставкой 1,25% - составляет разницу между суммой налога 224576100 руб., уплаченного по ставке 2%, и суммой налога 140360063 руб. по ставке 1,25% и соответственно составляет 84216037 руб.
В связи с изложенным решение суда подлежит отмене в части обязания Межрегиональной инспекции МНС РФ по КН N 1 зачесть сумму излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет субъекта Федерации в размере 150051653 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (КБК 1050301) по соответствующим территориям.
При этом судом первой инстанции обоснованно восстановлен пропущенный заявителем срок на обжалование действий должностных лиц налогового органа с учетом доводов ОАО "Оренбургнефть", приведенных в ходатайстве о восстановлении срока подачи заявления об оспаривании незаконных действий налогового органа, подтвержденных документально (т. 1, л. д. 20 - 22, 62 - 64).
В соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии со ст. ст. 105, 110 АПК РФ, ст. 5 ФЗ "О государственной пошлине" налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 01 июля 2004 г. по делу N А40-11418/04-118-144 изменить.
Отменить решение суда в части обязания Межрегиональной инспекции МНС РФ по КН N 1 зачесть сумму излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет субъекта Федерации в размере 150051653 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (КБК 1050301) по соответствующим территориям.
В удовлетворении требования ОАО "Оренбургнефть" в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)