Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 28.04.2004 N А56-28825/03

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 28 апреля 2004 года Дело N А56-28825/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., при участии от закрытого акционерного общества "Академстрой" Кузьмина В.Н. (доверенность от 17.01.04), рассмотрев 26.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.03 по делу N А56-28825/03 (судья Рыбаков С.П.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Академстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения от 05.06.03 N 17-11571 и требований от 05.06.03 N 1843 и N 1844 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области в части взыскания 248081 руб. недоимки и пеней по земельному налогу за 2000 - 2002 годы, 18176 руб. штрафа на основании пункта 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), 70181,5 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 119 НК РФ.
Решением суда от 15.12.03 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, ставки земельного налога ежегодно увеличиваются, следовательно, налогоплательщик при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, должен последовательно применять повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога, ежегодно вводимые нормативными актами федеральных органов государственной власти.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей налоговой инспекции, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты обществом земельного налога за период с 01.01.2000 по 31.12.02. В ходе проверки выявлен факт неуплаты обществом 181764 руб. земельного налога за проверяемый период в связи с тем, что при расчете подлежащего уплате налога заявитель последовательно не присоединял ежегодно вводимые нормативными актами федеральных органов власти поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога, предусмотренным Законом Ленинградской области от 27.07.94 N 4-ОЗ "О плате за землю в Ленинградской области" (далее - областной закон). Также установлено, что общество не представляло декларацию по земельному налогу за 2002 год. Результаты проверки отражены в акте от 11.03.03 N 17-213.
По итогам выездной проверки налоговая инспекция приняла решение от 05.06.03 N 17-11571 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 и пунктом 3 статьи 120 НК РФ, в виде 72706 руб. и 18176 руб. штрафов соответственно и о дополнительном начислении 248081 руб. недоимки и пеней по земельному налогу за 2000 - 2002 годы.
По результатам проверки налоговый орган выставил обществу требования от 05.06.03 N 1843 и N 1844 об уплате недоимки, пеней и штрафных санкций по земельному налогу за 2000 - 2002 годы.
Признавая оспариваемые решение и требования налоговой инспекции недействительными, суд сделал ошибочный вывод о том, что повышающие коэффициенты не являются элементом налоговой ставки и не влияют на ее размер, в связи с чем у заявителя отсутствует обязанность последовательно применять указанные коэффициенты при расчете подлежащего уплате земельного налога в каждом последующем налоговом периоде.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Повышающие коэффициенты "2" и "1,5" введены соответственно постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 и от 03.04.96 N 378. Коэффициенты "2", "2", "1,2" введены Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год от 26.02.97 N 29-ФЗ, от 22.02.99 N 36-ФЗ и от 31.12.99 N 227-ФЗ соответственно. Статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" предусмотрено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога в Ленинградской области, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную областным законом, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, ставка земельного налога в Ленинградской области, на основании которой производится исчисление налога в конкретном налоговом периоде, рассчитывается по следующей формуле:
С = См х К1 х К2 х... х К, где
- С - ставка земельного налога в конкретном налоговом периоде;
- См - ставка, установленная областным законом;
- К1, К2, ... - поправочные коэффициенты, ежегодно вводимые нормативными актами федеральных органов власти;
- К - поправочный коэффициент, действующий в конкретном налоговом периоде.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных областным законом, на поправочные коэффициенты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, не обоснован.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.02.04 N 48-О, кассационная инстанция считает, что применение повышающих коэффициентов с начала 2000 и 2002 годов противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, следовательно, коэффициент "1,2" подлежал применению с 01.03.2000. Федеральный закон от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" официально опубликован 17.12.01, следовательно, введенный этим Законом поправочный коэффициент "2" подлежал применению с 01.02.02.
Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что сумма дополнительно начисленного земельного налога и пеней не обоснована по размеру.
Расчет земельного налога за 2000 и 2002 годы с применением поправочных коэффициентов "1,2" и "2" соответственно с 01.03.2000 и 01.02.02 в материалах дела отсутствует, в связи с чем дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов по земельному налогу, уплаченному обществом в 2000 - 2002 годах, с учетом изложенных в настоящем судебном акте указаний и принять по делу законное и обоснованное решение.
Факт непредставления в налоговый орган декларации по земельному налогу за 2002 год обществом не оспаривается, однако размер штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 НК РФ, определяется в процентном отношении от суммы налога, подлежащей уплате на основе непредставленной декларации. Следовательно, дело в этой части также следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции с учетом изложенных выше обстоятельств.
Вместе с тем решение суда в части взыскания с общества штрафа на основании пункта 3 статьи 120 НК РФ подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, наказывается штрафом в размере 10 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 руб. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
В оспариваемом решении налоговой инспекции не указано, в чем состоит грубое нарушение учета объектов налогообложения. Как видно из этого решения, обществом занижена налоговая ставка по земельному налогу.
Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Как указано в пункте 1 статьи 53 НК РФ, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, а налоговая ставка - величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Из приведенных нормативных положений следует, что в рассматриваемом случае объектом налогообложения является земельный участок, налоговой базой - площадь данного земельного участка, а налоговой ставкой - денежная сумма, подлежащая уплате за единицу площади земельного участка.
Занижение обществом ставки земельного налога влечет его неполную уплату, но не уменьшает налоговую базу, в связи с чем привлечение заявителя к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 НК РФ, неправомерно.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что основания для отмены обжалуемого решения суда в этой части отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктами 1, 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.03 по делу N А56-28825/03 о признании недействительными решения от 05.06.03 N 17-11571 и требований от 05.06.03 N 1843 и N 1844 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области в части взыскания с закрытого акционерного общества "Академстрой" 248081 руб. недоимки и пеней по земельному налогу за 2000 - 2002 годы и 70181,5 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации отменить.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда от 15.12.03 оставить без изменения.

Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.

Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)