Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.08.2006 ПО ДЕЛУ N А55-10040/05-3

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 22 августа 2006 года Дело N А55-10040/05-3

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства России по Самарской области, г. Самара,
на решение от 10.03.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 29.05.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10040/05-3
по заявлению Администрации Борского района Самарской области, с. Борское, к Управлению Федерального казначейства России по Самарской области, г. Самара, Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, третье лицо - Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз", г. Самара, о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, выразившегося в неперечислении денежных средств в размере 5367012 руб. в бюджет Борского района, а также обязании Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, перечислить денежные средства в бюджет Борского района в сумме 5367012 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Борского района Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Самарской области, выразившегося в неперечислении денежных средств в размере 5367012 руб. в бюджет Борского района. Кроме того, просила обязать Управление Федерального казначейства России по Самарской области перечислить денежные средства в бюджет Борского района в сумме 5367012 руб.
Решением суда 10.03.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.05.2006 решение суда оставлено без изменений.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управление Федерального казначейства России по Самарской области обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит их отменить, поскольку они приняты с неправильным применением норм материального права.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оценив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на жалобу, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит правовых оснований для их отмены.




Как усматривается из материалов дела, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 23.12.2003 N 186-ГД "О Федеральном бюджете на 2004 год" платежи по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, поступавшие за 2004 г., подлежали распределению по нормативам: 85,6 процента - в федеральный бюджет, 14,4 процента - в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации (бюджет Самарской области).
Законом Самарской области от 26.12.2003 N 119-ГД "Об областном бюджете на 2004 год" предусматривалось зачисление в 2004 г. в бюджет Самарской области налога на добычу полезных ископаемых в размере 50 процентов доходов в консолидированный бюджет области, а 50 процентов доходов - в бюджет муниципальных образований. Соответственно 7,2 процента отчислялись в областной бюджет и 7,2 процента - в бюджеты муниципальных образований.
Срок уплаты налога на добычу полезных ископаемых установлен согласно ст. 344 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, который в соответствии со ст. 341 Налогового кодекса Российской Федерации составляет календарный месяц.
Судом при рассмотрении дела установлено, что плательщиком данного налога в бюджет района в 2004 г. являлось Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз", г. Самара.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 186-ФЗ от 23.12.2003 "О федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что в целях обеспечения полноты учета и распределения доходов федеральные налоги и сборы, иные платежи подлежат зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства для осуществления этими органами распределения доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и бюджетами закрытых административно-территориальных образований, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Поступившие платежи по налогу на добычу полезных ископаемых подлежали зачислению на единый счет Управления Федерального казначейства по Самарской области и распределялись им между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" согласно вышеуказанным нормативам отчислений.
За январь - октябрь 2004 г. отчисления от уплаты данного налога в размере 7,2 процента регулярно поступали в бюджет Борского района через Управление Федерального казначейства по Самарской области путем перечисления денежных средств на бюджетный счет Администрации Борского района.
Между тем отчисления от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2004 г. в сумме 5367012 руб. в бюджет Борского района не поступили.
Платежный документ на оплату налога предъявлен в банк 22.12.2005.
Согласно выписке из лицевого счета Открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" денежные средства на расчетный счет Открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" поступили в первый рабочий день 2005 г. - 11 января 2005 г.
В этот же день произведена оплата по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2004 г. по Борскому району по платежному поручению N 366 от 22.12.2004 в сумме 74541842 руб., о чем имеется отметка банка на платежном поручении.
11 января 2005 г. на счет Управления Федерального казначейства по Самарской области N 40101 от плательщика - Открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" - по ОКАТО 36238000000 поступил платеж на сумму 74541842 руб. по коду бюджетной классификации 1050311 (налог на добычу полезных ископаемых) и администратору доходов федерального бюджета - Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации - по КН 1.
Управление Федерального казначейства по Самарской области денежные средства, поступившие на его счет 11.01.2005, распределило не по нормативам 2004 г., а по нормативам 2005 г.
Считая, что Управление Федерального казначейства незаконно, в нарушение Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" не распределило денежные средства в бюджет Борского района Самарской области, Администрация Борского района обратилась с иском в арбитражный суд о неправомерности действий Управления Федерального казначейства по Самарской области, поскольку непоступление денежных средств в размере 5367012 руб. в бюджет Борского района Самарской области не соответствует закону - Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год", нарушает права и законные интересы в экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом определения бюджетных отношений, данного указанной правовой нормой, Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", вступивший в действие с 01.01.2005, не просто меняет нормативы отчислений от поступающих налогов, а изменяет бюджетные отношения по формированию доходов и осуществлению расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Момент же распределения органами Федерального казначейства поступивших им на счета денежных средств является лишь частью указанных бюджетных отношений, технической процедурой в процессе формирования доходов бюджета, в данном случае муниципального.
В соответствии с приложением N 2 "Нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2004 год" к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, взимаемая на остальных территориях, КБК 1050311) должен распределяться в соотношении: 85,6 процента - в федеральный бюджет, 14,4 процента - в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
На основании данного норматива утверждался бюджет района, а также были определены направления расходования получаемых доходов.
Бюджетные отношения по формированию доходов бюджета района 2004 г. за счет налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья начались утверждением соответствующего бюджета, осуществлялись в течение 2004 г., когда Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" уплачивало налог на добычу полезных ископаемых, а отчисления от него поступали в местный бюджет, и продолжали существовать на дату вступления в действие Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений".
Выводы суда относительно того, что бюджетные отношения по формированию доходов бюджета района за счет налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья возникли до введения в действие Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", являются правильными, основанными на норме закона.
Судами обеих инстанций правомерно не был принят довод Управления Федерального казначейства по Самарской области о том, что отношения между заявителем и ответчиком сложились с 11.02.2005, обоснованно при этом указав, что следует исходить из бюджетных отношений по формированию доходов бюджета Борского района на 2004 г., то есть на стадии формирования бюджета на 2004 финансовый год. Это подтверждается тем, что Управление Федерального казначейства по Самарской области регулярно в течение 10 месяцев 2004 г. производило отчисления по нормативу 7,2 процента в бюджет Борского района. Следовательно, суды верно указали, что при определении отношений, на которые распространяется Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", следует исходить из бюджетных отношений по формированию доходов бюджета Борского района.
В соответствии с приложением N 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год" налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья должен распределяться в соотношении: 85,6% в федеральный бюджет, 14,4 - в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Именно на основании данного норматива - 7,2% - утверждался бюджет Борского района, а также были определены направления расходования получаемых доходов.
Не вызывает сомнений, что бюджетные отношения по формированию доходов бюджета Борского района за счет налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья возникли до введения в действие Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений". Соответственно указанный акт бюджетного законодательства Российской Федерации не применяется к данным бюджетным правоотношениям, поскольку в соответствии со ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
Кроме того, в соответствии со ст. 151 Федерального закона N 186 от 23.12.2003 "О федеральном бюджете на 2004 год" устанавливается в первые пять рабочих дней 2005 г. дополнительный период для завершения операций по распределению органами федерального казначейства поступлений за 2004 г. между уровнями бюджетной системы Российской Федерации и их зачислению в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов с отражением указанных операций в отчетности об исполнении бюджетов за 2004 год.
Судом правомерно не приняты во внимание доводы ответчика о том, что в своей деятельности он руководствуется п. 9 Положения о порядке завершения операций по счетам федерального бюджета 2004 г., открытым в подразделениях расчетной сети Банка России кредитных организациях (филиалах), утвержденного Приказом Минфина России и Банка России от 03.12.2004 N 108н/264-П и письмом Федерального казначейства от 13.01.2005 N 45-5.213/3, в соответствии с которыми расчетные документы с датой начального провода 2004 г., зачисленные на счет N 40101 по выписке банка в январе 2005 г., распределяются в соответствии с нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации на 2005 г., так как указанная позиция не соответствует как положениям ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так и ст. 151 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", которой установлен дополнительный период (в первые пять рабочих дней 2005 г.) для завершения операций по распределению органами федерального казначейства поступлений за 2004 г. между уровнями бюджетной системы Российской Федерации и их зачислению в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов с отражением указанных операций в отчетности об исполнении бюджетов за 2004 год.
Из содержания Положения Минфина Российской Федерации и ЦБР от 3 декабря 2004 г. N 108н/264-П "О порядке завершения операций по счетам федерального бюджета 2004 г., открытым в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях (филиалах)" следует, что в предусмотренный законом дополнительный период распределяются доходы от уплаты налогов и сборов и других обязательных платежей, поступившие в 2004 г., с отражением в отчетности об исполнении бюджета за 2004 год.
В частности, на основании Положения Минфина Российской Федерации и ЦБР от 3 декабря 2004 г. N 108н/264-П на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов подлежат перечислению лишь те налоговые доходы, которые поступили в 2004 году.
Суд правомерно сделал вывод о том, что в рассматриваемом случае применению подлежит ст. 151 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" как нормативно-правовой акт, имеющий большую юридическую силу.
Как установлено судом, из-за недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика часть его платежных поручений была оплачена в 2004 г. и распределена ответчиком по нормативам Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", оставшиеся платежные поручения, оплаченные в первый рабочий день 2005 г., также имели отметку о проплате за налоговый период - ноябрь 2004 г., однако неправомерно распределены Управлением Федерального казначейства Российской Федерации по Самарской области по нормативам, распространяющимся на отношения, возникшие в 2005 году.
Указанное обстоятельство, как правильно указано судом, свидетельствует о том, что бюджетные отношения по формированию доходной части на момент вступления в силу измененных нормативов распределения существовали, и согласно ст. 5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации изменения бюджетного законодательства в первые пять рабочих дней 2005 г. на них не распространялись.
При сложившихся обстоятельствах суд кассационной инстанции признает обжалуемые судебные акты как принятые с полным изучением доказательств по делу, в связи с чем отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.03.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 29.05.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10040/05-3 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)