Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 января 2006 г. Дело N А19-32356/05-51
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Сорока Т.Г., Дягилевой И.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Белоножко Т.В.,
при участии в заседании:
от истца: Взяткина Д.В., доверенность N 4355 от 10.03.2005,
от ответчика: Петровой О.В., доверенность N 03-18/15167 от 29.06.2005,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС РФ по г. Ангарску Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02.11.2005 по делу N А19-32356/05-51, принятое Тютриной Н.Н. по заявлению ОАО "Иркутскэнерго" к ИФНС РФ по г. Ангарску Иркутской области о признании бездействия налогового органа незаконным,
ОАО "Иркутскэнерго" обратилось с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС РФ по г. Ангарску Иркутской области, выразившегося в непроведении зачета имеющейся переплаты по пеням в размере 2579 руб. 68 коп., образовавшейся вследствие несвоевременного проведения зачета налога на имущество, и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02.11.2005 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговая инспекция обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, поддержали.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей ОАО "Иркутскэнерго" и ИФНС РФ по г. Ангарску Иркутской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ОАО "Иркутскэнерго" зарегистрировано в качестве юридического лица Регистрационной палатой администрации г. Иркутска 20.11.1992, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации серии ИРП-К N 1493.
ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области в адрес общества были направлены требования N 18381 от 16.11.2004 на сумму 5 руб. 14 коп., N 18382 от 16.11.2004 на сумму 6729 руб. 87 коп., N 18383 от 16.11.2004 на сумму 251 руб. 72 коп., N 18384 от 16.11.2004 на сумму 118 руб. 54 коп., N 18385 от 16.11.2004 на сумму 118 руб. 3 коп., N 18386 от 16.11.2004 на сумму 17 руб. 98 коп., N 18387 от 16.11.2004 на сумму 1649 руб. 32 коп., N 18388 от 16.11.2004 на сумму 5 руб. 4 коп., N 18389 от 16.11.2004 на сумму 15 руб. 14 коп., N 18390 от 16.11.2004 на сумму 1 руб. 40 коп., N 18391 от 16.11.2004 на сумму 11 руб. 10 коп., N 18392 от 16.11.2004 на сумму 2143 руб. 94 коп., N 18393 от 16.11.2004 на сумму 7886 руб. 60 коп., N 18394 от 16.11.2004 на сумму 12326 руб. 24 коп., N 18395 от 16.11.2004 на сумму 20912 руб. 83 коп. об уплате пеней по состоянию на 16.11.2004, начисленных в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ за несвоевременную уплату налога на имущество организаций, которые были получены налогоплательщиком 23.11.2004.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "Иркутскэнерго" в арбитражный суд с заявлением о признании указанных требований недействительными.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08.02.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.05.2005 и постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.08.2005 по делу N А19-32448/04-26, требования налоговой инспекции признаны недействительными.
27 мая 2005 года общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением N 011/6434 о зачете переплаты пеней по налогу на имущество, начисленных вследствие несвоевременного проведения зачета из налога на прибыль в налог на имущество по сроку уплаты 30.07.2004 в сумме 7888 руб., в счет уплаты налога на имущество.
Налоговая инспекция на основании заключения N 7638 от 27 июня 2005 года провела зачет только в размере 5308 руб. 32 коп., о чем уведомила общество 27.06.2005 N 2717.
Посчитав бездействие налогового органа в части непроведения зачета в оставшейся сумме 2579 руб. 68 коп. нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что налоговая инспекция не имела правовых оснований для начисления пеней, так как на дату уплаты налога на имущество у налогоплательщика имелась переплата по налогу, о чем налоговому органу было известно.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании заявления ОАО "Иркутскэнерго" N 011/5179 от 28.04.2005 о проведении зачета переплаты по налогу на имущество в сумме 2149727 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на имущество со сроком уплаты 30.04.2005 налоговой инспекцией зачет был произведен 06.05.2005, а за период с 04.05.2005 по 06.05.2005 начислены пени в сумме 2579 руб. 68 коп., поэтому при проведении зачета по налогу по заявлению от 27.05.2005 был произведен также зачет по указанной сумме пеней.
Согласно ст.ст. 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
Налоговые органы в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Из анализа указанных положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговый орган наделен правом производить зачет излишне уплаченного налога в счет уплаты недоимки и пеней по тому же налогу и без заявления налогоплательщика.
Так как срок уплаты по налогу на имущество за 1 квартал 2005 г. наступил только 30.04.2005, а с заявлением о зачете общество обратилось ранее этого срока, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что налоговая инспекция, проверив обоснованность данного заявления и установив переплату по налогу, не имела правовых оснований для начисления пеней в период со дня представления заявления о зачете по день проведения такого зачета.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании полного и всестороннего исследования представленных в дело доказательств и с соблюдением норм действующего законодательства, в связи с чем по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС РФ по г. Ангарску Иркутской области - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
решение от 02.11.2005 по делу N А19-32356/05-51 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.01.2006 ПО ДЕЛУ N А19-32356/05-51
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 16 января 2006 г. Дело N А19-32356/05-51
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Сорока Т.Г., Дягилевой И.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Белоножко Т.В.,
при участии в заседании:
от истца: Взяткина Д.В., доверенность N 4355 от 10.03.2005,
от ответчика: Петровой О.В., доверенность N 03-18/15167 от 29.06.2005,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС РФ по г. Ангарску Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02.11.2005 по делу N А19-32356/05-51, принятое Тютриной Н.Н. по заявлению ОАО "Иркутскэнерго" к ИФНС РФ по г. Ангарску Иркутской области о признании бездействия налогового органа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Иркутскэнерго" обратилось с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС РФ по г. Ангарску Иркутской области, выразившегося в непроведении зачета имеющейся переплаты по пеням в размере 2579 руб. 68 коп., образовавшейся вследствие несвоевременного проведения зачета налога на имущество, и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02.11.2005 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговая инспекция обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, поддержали.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей ОАО "Иркутскэнерго" и ИФНС РФ по г. Ангарску Иркутской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ОАО "Иркутскэнерго" зарегистрировано в качестве юридического лица Регистрационной палатой администрации г. Иркутска 20.11.1992, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации серии ИРП-К N 1493.
ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области в адрес общества были направлены требования N 18381 от 16.11.2004 на сумму 5 руб. 14 коп., N 18382 от 16.11.2004 на сумму 6729 руб. 87 коп., N 18383 от 16.11.2004 на сумму 251 руб. 72 коп., N 18384 от 16.11.2004 на сумму 118 руб. 54 коп., N 18385 от 16.11.2004 на сумму 118 руб. 3 коп., N 18386 от 16.11.2004 на сумму 17 руб. 98 коп., N 18387 от 16.11.2004 на сумму 1649 руб. 32 коп., N 18388 от 16.11.2004 на сумму 5 руб. 4 коп., N 18389 от 16.11.2004 на сумму 15 руб. 14 коп., N 18390 от 16.11.2004 на сумму 1 руб. 40 коп., N 18391 от 16.11.2004 на сумму 11 руб. 10 коп., N 18392 от 16.11.2004 на сумму 2143 руб. 94 коп., N 18393 от 16.11.2004 на сумму 7886 руб. 60 коп., N 18394 от 16.11.2004 на сумму 12326 руб. 24 коп., N 18395 от 16.11.2004 на сумму 20912 руб. 83 коп. об уплате пеней по состоянию на 16.11.2004, начисленных в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ за несвоевременную уплату налога на имущество организаций, которые были получены налогоплательщиком 23.11.2004.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "Иркутскэнерго" в арбитражный суд с заявлением о признании указанных требований недействительными.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08.02.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.05.2005 и постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.08.2005 по делу N А19-32448/04-26, требования налоговой инспекции признаны недействительными.
27 мая 2005 года общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением N 011/6434 о зачете переплаты пеней по налогу на имущество, начисленных вследствие несвоевременного проведения зачета из налога на прибыль в налог на имущество по сроку уплаты 30.07.2004 в сумме 7888 руб., в счет уплаты налога на имущество.
Налоговая инспекция на основании заключения N 7638 от 27 июня 2005 года провела зачет только в размере 5308 руб. 32 коп., о чем уведомила общество 27.06.2005 N 2717.
Посчитав бездействие налогового органа в части непроведения зачета в оставшейся сумме 2579 руб. 68 коп. нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что налоговая инспекция не имела правовых оснований для начисления пеней, так как на дату уплаты налога на имущество у налогоплательщика имелась переплата по налогу, о чем налоговому органу было известно.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании заявления ОАО "Иркутскэнерго" N 011/5179 от 28.04.2005 о проведении зачета переплаты по налогу на имущество в сумме 2149727 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на имущество со сроком уплаты 30.04.2005 налоговой инспекцией зачет был произведен 06.05.2005, а за период с 04.05.2005 по 06.05.2005 начислены пени в сумме 2579 руб. 68 коп., поэтому при проведении зачета по налогу по заявлению от 27.05.2005 был произведен также зачет по указанной сумме пеней.
Согласно ст.ст. 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
Налоговые органы в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Из анализа указанных положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговый орган наделен правом производить зачет излишне уплаченного налога в счет уплаты недоимки и пеней по тому же налогу и без заявления налогоплательщика.
Так как срок уплаты по налогу на имущество за 1 квартал 2005 г. наступил только 30.04.2005, а с заявлением о зачете общество обратилось ранее этого срока, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что налоговая инспекция, проверив обоснованность данного заявления и установив переплату по налогу, не имела правовых оснований для начисления пеней в период со дня представления заявления о зачете по день проведения такого зачета.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании полного и всестороннего исследования представленных в дело доказательств и с соблюдением норм действующего законодательства, в связи с чем по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС РФ по г. Ангарску Иркутской области - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.11.2005 по делу N А19-32356/05-51 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев.
Председательствующий
Т.В.БЕЛОНОЖКО
Судьи:
Т.Г.СОРОКА
И.П.ДЯГИЛЕВА
Т.В.БЕЛОНОЖКО
Судьи:
Т.Г.СОРОКА
И.П.ДЯГИЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)